Мулла-колдун и секретарь райкома. Мулла-колдун и секретарь райкома Возраст не помеха

Уголовное наказание за колдовство при сексуальных домогательствах. Согласно поправкам в Уголовный кодекс, принятым верхней палатой парламента, за подобные преступления грозит заключение сроком от 3 до 8 лет. Народные маги и целители крайне популярны в Таджикистане. «Лента.ру» рассказывает о связанных с ними громких скандалах.

Возраст не помеха

Как правило, уличают в этом местных мулл. В новом законе есть даже специальная оговорка о том, что наказание коснется и тех, кто эксплуатирует для таких целей религиозные чувства.

В 2014 году по таджикскому телевидению показали съемку скрытой камерой 66-летнего муллы Нарзулы Салихова, общающегося с клиенткой по телефону. «Приготовь семь связок недозрелой гармалы (травянистое ядовитое растение — прим. «Ленты.ру» ), два литра кипяченой воды, одну пачку чая и пачку соли. Еще обязательно тюбик вазелина. Я приду лечить к тебе домой. У себя я не принимаю — милиция на нервы действует», — говорит Салихов. Позже в милиции он рассказал, что читал бесплодным женщинам дуа (молитву) через шланг. «Женщины вставляли в себя один конец шланга, а я читал дуа в другой конец. У меня были дуа на 5, 10 и 15 минут», — признался Салихов.

В октябре 2013 года за мошенничество и посягательство на честь был осужден «мулла-колдун» Асадулло Иброхимов. Уликой послужила видеозапись его общения с Зилолой Рахимовой. «Целитель» сначала цитирует Коран, потом совершает с «пациенткой» действия сексуального характера. Эту «сексотерапию» выложили в интернет, позже частично продемонстрировали и по государственному телевидению. Сообщалось , что видео сделала сама Рахимова. Иброхимов утверждал, что лечил исключительно талисманами и амулетами, однако суд приговорил его к семи годам колонии и штрафу.

В блогах и соцсетях Таджикистана широко разошелся также видеоролик с домогательствами 80-летнего муллы Бурхониддина Асомиддинова. «Меня на это натолкнул шайтан, или на меня разгневался Аллах. Я раскаялся, прошу у всех девушек прощения», — заявил целитель при аресте. В 2014 году сотрудниками отдела по борьбе с организованной преступностью был задержан 56-летний имам-хатиб мечети в Бохтарском районе Таджикистана Абдурахим Иброхимов. «Я снял с нее платье и шаровары и обнял ее. После этого написал дуа под пупком и на груди. Потом стал растирать эти надписи ладонями», — признался он стражам порядка.

В сентябре 2013 года суд Восейского района Таджикистана приговорил к 23 годам заключения Собира Гиеева, известного как Мулло Собир. Он вступил в брак с собственной несовершеннолетней падчерицей, ученицей седьмого класса. После того как об этом узнали правоохранительные органы, его задержали. «Младшая жена» была уже беременна. За соучастие в преступлении были также осуждены мать девочки и мулла, сочетавший браком Гиеева со школьницей. В феврале 2015 года в Гисарском районе страны арестовали некоего Шайха Темура. Он вынуждал местных девушек выходить за него замуж — это подтвердили и их родственники. В сюжете государственного телеканала по этому поводу было показано, как люди целуют руки и автомобиль пожилого мужчины, который называл себя «пророком конца света».

Но осужденные за колдовство с сексуальными домогательствами могут избежать колонии. 10 февраля этого года парламент страны разрешил их освобождать после уплаты штрафа в 200 сомони (около 2 тысяч российских рублей) за каждый день назначенного срока тюремного наказания.


Кадр: Yakub Tamaev / YouTube

В магии не только девушки

В таджикских криминальных сводках муллы-колдуны фигурируют не только в связи с совращениями и домогательствами. В ноябре 2013 года 19-летний гражданин Таджикистана, страдавший психическим заболеванием, скончался после того, как из него попытались «изгнать джиннов». Обвинение в убийстве предъявили мулле Пянджского района Абдулвохиду Кодирову. По данным следствия, чтобы «излечить» пациента, мулла «сначала избивал его семью деревянными прутами, пока они не рассыпались, а затем сделал ножом несколько разрезов на его теле, а также под языком». Организм молодого человека не выдержал побоев и такой потери крови.

В июне того же года в Хатлонской области был задержан зарабатывающий на жизнь заговорами и колдовством мулла Абдуджаббор Абдурахмонов. Как рассказали в областном управлении МВД, он организовал в городе Курган-Тюбе ограбление бизнесмена. Абдурахмонов, также известный как Мулло-Джаббор, «внушением и гипнозом» заставил нескольких молодых людей выполнять его приказания. Кроме того, Абдурахмонов сообщил им, что после ограбления с помощью своей магии помешает милиции выследить грабителей. У бизнесмена похитили 80 тысяч долларов, из них 35 тысяч забрал организатор ограбления. Но преступников поймали, «магия» не сработала.

Всего, по данным МВД Таджикистана, в стране около пяти тысяч профессиональных колдунов. Больше всего — в Согдийской и Хатлонской областях и окрестностях Душанбе. Популярность магии достигла таких масштабов, что на это обратил внимание президент страны Эмомали Рахмон. Он отметил , что «некоторые муллы... совершают такие действия, которые считаются правонарушением и преступлением, позорят имя и образ религиозного человека и мусульманина».

Кадр: YouTube

Вся сила в правом предплечье

Абсолютное большинство населения Таджикистана — искренне верующие мусульмане. При возникновении проблем со здоровьем, при семейных трудностях они предпочитают обращаться не к медикам и психологам, а к муллам. Хотя те зачастую не имеют никакого религиозного образования, а свой статус используют для личного обогащения.

Количество мулл резко увеличилось после распада Советского Союза. «И многие очень хорошо живут в этой "должности" за счет народа... К сожалению, часто в муллы идут случайные люди, не имеющие нужных познаний в области религии, не видевшие правильного религиозного воспитания. В этом виноват и сам народ, который глубоко верует во все эти суеверия, слепо следует увещеваниям всяких гадалок и псевдо-мулл», — объясняет религиовед Камар Нурулхаков.

К колдунам и чародеям обращаются не только жители глубинки. Услуги магов востребованы и высокопоставленными чиновниками. «Пощупайте правое предплечье любого чиновника — у большинства вы найдете на руке маленький твердый сверток. Это тумор — амулет от сглаза и порчи», — говорится в материале под названием «Власть магов» издания «Азия плюс». В публикации сообщается, что услугами гадалки в Душанбе пользуется, например, один из бывших руководителей таджикского парламента, пытающийся очиститься от порчи. Для этого он даже неоднократно выезжал за пределы республики — «к более сильным колдунам». «Особенно важным днем для магов считается 28 число каждого месяца. В этот день, по их словам, люди приходят не лечиться, а избавляться от своих врагов», — сообщает «Азия плюс» и добавляет, что деятельность колдунов уже превратилась в национальное бедствие.

Таджикская правозащитница Гавхар Джураева считает, что распространенность магии легко объяснима. «Когда страна в переходном периоде, когда есть определенные трудности и тяготы, всегда на поверхность всплывают всяческие экстрасенсы, маги и колдуны. Людям нужна надежда, нужно как-то заполнять душевный вакуум», — говорит она. По ее словам, с помощью магии часто «решают вопросы» и таджикские мигранты в Москве.

В криминальные сводки Таджикистана продолжают поступать истории с участием местных мулл, занимающихся колдовством и нетрадиционной медициной. Один из последних таких случаев обернулся гибелью человека, которого пытались «исцелить». Неподобающее поведение отдельных религиозных деятелей в последнее время привлекло внимание даже президента Таджикистана Эмомали Рахмона, он высказался по этому поводу на встрече с представителями общественности. Религиоведы констатируют, что «муллами» в Таджикистане нередко становятся люди без должного образования и воспитания, а их «колдовская практика» остается востребованной благодаря распространенным в народе суевериям.

О последней криминальной истории такого рода стало известно на прошлой неделе. Как сообщили в МВД Таджикистана, 19-летний местный житель, страдавший психическим заболеванием, умер после того, как из него попытались «изгнать джиннов». Обряд, по данным следствия, проводил некий Абдулвохид Кодиров - мулла из приграничного с Афганистаном Пянджского района, специализировавшийся на подобного рода «целительстве».

Согласно информации МВД, Кодиров сначала избивал пациента прутьями, а затем сделал ножом несколько разрезов на его теле. От побоев и кровопотери молодой человек скончался. Мулла позднее был задержан.

Несколькими неделями ранее в Таджикистане завершился суд по другому делу, получившему значительный резонанс. На скамье подсудимых оказался некий Асадулло Иброхимов, известный как «мулла-колдун». Его обвиняли в домогательствах по отношению к пациентке, которую он взялся лечить. Обвинения были основаны на видеозаписи, запечатлевшей, как «целитель» обнимает женщину и совершает движения сексуального характера. Свои действия, как отмечает «Радио Озоди» (местная служба «Радио Свобода»), он сопровождал чтением сур из Корана.

Скандальное видео было выложено в интернет. Кроме того, по данным «Азия-Плюс», компрометирующий материал с участием Иброхимова был показан по каналам государственного телевидения. Сообщалось, что милиция сняла его скрытой камерой (позднее появилась информация, что сама пациентка использовала сотовый телефон для записи происходящего, а затем отнесла запись в правоохранительные органы).

На «целителя» завели уголовное дело. Официальная версия, заключавшаяся в том, что «гражданин Асадулло Иброхимов, воспользовавшись беспомощным состоянием Зилолы Рахимовой, в ее собственном доме осуществлял действия сексуального характера», вызывала, правда, некоторые вопросы. На записи можно было видеть, что ухаживаниям пациентка не сопротивляется. Версию о том, что она находилась в трансе, адвокат «муллы-колдуна» отрицает.

Адвокат Иброхимова утверждал, что его клиент стал жертвой «подставы» - якобы пациентка хотела выйти за Иброхимова замуж (точнее, стать его второй женой, поскольку он уже женат), но была отвергнута им и решила отомстить. Сам «мулла-колдун» заявил, что «виноват за грехи перед Всевышним, но по законам страны преступления не совершал». Суд в итоге признал его виновным и приговорил к семи годам колонии.

Еще один приговор религиозному деятелю был вынесен в сентябре. К тюремному заключению приговорили жителя Восейского района (западная часть страны) Собира Гиеева, который вступил в брак с собственной несовершеннолетней падчерицей. Как выяснилось, Гиеев, известный как Мулло Собир, несколько лет назад вступил в брак с женщиной, позднее он взял в жены ее старшую дочь, а затем и младшую, которая на тот момент училась в седьмом классе. После того, как об этом узнали правоохранительные органы, мужчину задержали. Его «младшая жена» к тому времени была беременна.

Суд признал Мулло Собира виновным в изнасиловании несовершеннолетней и приговорил к 23 годам тюрьмы. За соучастие были также осуждены мать девочки и религиозный деятель, обвенчавший Гиеева с несовершеннолетней. Главу местной администрации на фоне скандала сняли с должности.

На случай Мулло Собира обратил внимание президент Таджикистана, когда говорил о злоупотреблениях среди религиозных деятелей. Он также напомнил историю некоего Джаббора Абдурахмонова из Бохтарского района (юго-запад страны). Абдурахмонов, известный как Мулло Джаббор, подговорил группу молодых людей ограбить местного бизнесмена (по данным МВД, он убедил их «путем внушения и гипноза»). Мулла при этом обещал грабителям, что использует свою магию для того, чтобы помешать милиции раскрыть преступление.

Поверив колдуну, молодые люди похитили у предпринимателя 80 тысяч долларов, примерно половину этой суммы забрал Абдурахмонов. Правда, для того чтобы запутать следствие, его колдовских способностей оказалось недостаточно. Жертва ограбления пожаловалась в милицию, и преступники были задержаны.

Односельчане Мулло Джаббора рассказали, что он зарабатывал на жизнь заговорами и колдовством. По словам соседей, колдун «умел читать по древней книге, которая перешла к нему от его учителя». Заместитель муфтия Таджикистана Саидджон Сорбонхуджа, в свою очередь, в беседе с журналистами отметил, что в списке официальных духовных лиц имя Абдурахмонова не значится. «Те, кто занимается подобными вещами [колдовством], - обычные неудачники, нечистоплотные люди», - добавил он.

«Сегодня стало нормой, что некоторые, как только достигают положения муллы, совершают такие действия, которые считаются правонарушением и преступлением, позорят имя и образ религиозного человека и мусульманина», - констатировал президент Таджикистана, выступая перед представителями общественности. В этом контексте он упомянул и о двух целителях из города Истаравшан, совершивших «непристойные действия» по отношению к пациенткам (и впоследствии за это осужденных), и о дважды судимом жителе Яванского района, который «стал муллой, занимался колдовством и выманил у людей большие денежные средства». Президент рассказал также о некоем жителе Раштского района - он «занимался незаконным обучением несовершеннолетних в антисанитарных условиях в своем жилом доме и наказал своего ученика за неуспеваемость путем обжигания утюгом».

Институт мулл в Таджикистане, как отмечает «Азия-Плюс», стал популяризироваться после распада Советского Союза. В стране, где в настоящее время абсолютное большинство населения исповедует ислам, к муллам обращаются для излечения от недугов, решения семейных и других вопросов. Правда, как отмечает исследователь ислама Махрам Анварзод представление о «мулле» в Таджикистане имеет мало общего с истинным статусом такого религиозного деятеля. «Муллы не только имеют задачи религиозного учения, но должны решать общенациональные задачи, - поясняет он. - Они должны укреплять культурные и национальные ценности, служить во имя мира, стабильности и безопасности общества. Уровень знаний тех, кто себя выдает за представителя религии, должен быть обширным и очень высоким».

В действительности, как признавал президент Таджикистана, «муллой» в стране готовы называть «каждого, кто надевает одежду религиозного служителя, независимо от уровня его грамотности и благочестия». Уровень религиозных знаний большинства таких деятелей, соглашается Анварзод, очень низок, они сами нуждаются в обучении.

В то же время статус «муллы» в стране практически превратился в самостоятельную профессию, что, как отмечает религиовед Камар Нурулхаков, не соответствует исламским традициям. «Мы традиционно называли муллами тех, кто наряду с тем, что он религиозно образованный и мудрый, также имел какую-то определенную специальность, профессию. Скажем, он был башмачником, дехканином или кем-то еще», - рассуждает эксперт. На это обращал внимание и президент Таджикистана, отмечая, что мулла не должен использовать религию для материальной выгоды.

Популярность «мулл-колдунов» при этом поддерживается распространенными среди населения суевериями и спросом на разного рода оккультные услуги. Спрос, по слухам, существует и среди элиты. «К этим "мулло" и колдунам ходят почти все наши высокопоставленные чиновники, - утверждал пару лет назад источник в правительстве (его имя журналисты, опубликовавшие его слова, не назвали). - Хотя они никогда в этом не признаются, чтобы не прослыть "темными" людьми».

В криминальные сводки Таджикистана продолжают поступать истории с участием местных мулл, занимающихся колдовством и нетрадиционной медициной. Один из последних таких случаев обернулся гибелью человека, которого пытались «исцелить». Неподобающее поведение отдельных религиозных деятелей в последнее время привлекло внимание даже президента Таджикистана Эмомали Рахмона , он высказался по этому поводу на встрече с представителями общественности. Религиоведы констатируют, что «муллами» в Таджикистане нередко становятся люди без должного образования и воспитания, а их «колдовская практика» остается востребованной благодаря распространенным в народе суевериям.

О последней криминальной истории такого рода стало известно на прошлой неделе. Как сообщили в МВД Таджикистана, 19-летний местный житель, страдавший психическим заболеванием, умер после того, как из него попытались «изгнать джиннов». Обряд, по данным следствия, проводил некий Абдулвохид Кодиров — мулла из приграничного с Афганистаном Пянджского района, специализировавшийся на подобного рода «целительстве».

Согласно информации МВД, Кодиров сначала избивал пациента прутьями, а затем сделал ножом несколько разрезов на его теле. От побоев и кровопотери молодой человек скончался. Мулла позднее был задержан.

Несколькими неделями ранее в Таджикистане завершился суд по другому делу, получившему значительный резонанс. На скамье подсудимых оказался некий Асадулло Иброхимов, известный как «мулла-колдун». Его обвиняли в домогательствах по отношению к пациентке, которую он взялся лечить. Обвинения были основаны на видеозаписи, запечатлевшей, как «целитель» обнимает женщину и совершает движения сексуального характера. Свои действия, как отмечает «Радио Озоди» (местная служба «Радио Свобода»), он сопровождал чтением сур из Корана.

Скандальное видео было выложено в интернет. Кроме того, по данным «Азия-Плюс», компрометирующий материал с участием Иброхимова был показан по каналам государственного телевидения. Сообщалось, что милиция сняла его скрытой камерой (позднее появилась информация, что сама пациентка использовала сотовый телефон для записи происходящего, а затем отнесла запись в правоохранительные органы).

На «целителя» завели уголовное дело. Официальная версия, заключавшаяся в том, что «гражданин Асадулло Иброхимов, воспользовавшись беспомощным состоянием Зилолы Рахимовой, в ее собственном доме осуществлял действия сексуального характера», вызывала, правда, некоторые вопросы. На записи можно было видеть, что ухаживаниям пациентка не сопротивляется. Версию о том, что она находилась в трансе, адвокат «муллы-колдуна» отрицает.

Адвокат Иброхимова утверждал, что его клиент стал жертвой «подставы» — якобы пациентка хотела выйти за Иброхимова замуж (точнее, стать его второй женой, поскольку он уже женат), но была отвергнута им и решила отомстить. Сам «мулла-колдун» заявил, что «виноват за грехи перед Всевышним, но по законам страны преступления не совершал». Суд в итоге признал его виновным и приговорил к семи годам колонии.

Еще один приговор религиозному деятелю был вынесен в сентябре. К тюремному заключению приговорили жителя Восейского района (западная часть страны) Собира Гиеева, который вступил в брак с собственной несовершеннолетней падчерицей. Как выяснилось, Гиеев, известный как Мулло Собир, несколько лет назад вступил в брак с женщиной, позднее он взял в жены ее старшую дочь, а затем и младшую, которая на тот момент училась в седьмом классе. После того, как об этом узнали правоохранительные органы, мужчину задержали. Его «младшая жена» к тому времени была беременна.

Суд признал Мулло Собира виновным в изнасиловании несовершеннолетней и приговорил к 23 годам тюрьмы. За соучастие были также осуждены мать девочки и религиозный деятель, обвенчавший Гиеева с несовершеннолетней. Главу местной администрации на фоне скандала сняли с должности.

На случай Мулло Собира обратил внимание президент Таджикистана, когда говорил о злоупотреблениях среди религиозных деятелей. Он также напомнил историю некоего Джаббора Абдурахмонова из Бохтарского района (юго-запад страны). Абдурахмонов, известный как Мулло Джаббор, подговорил группу молодых людей ограбить местного бизнесмена (по данным МВД, он убедил их «путем внушения и гипноза»). Мулла при этом обещал грабителям, что использует свою магию для того, чтобы помешать милиции раскрыть преступление.

Поверив колдуну, молодые люди похитили у предпринимателя 80 тысяч долларов, примерно половину этой суммы забрал Абдурахмонов. Правда, для того чтобы запутать следствие, его колдовских способностей оказалось недостаточно. Жертва ограбления пожаловалась в милицию, и преступники были задержаны.

Односельчане Мулло Джаббора рассказали, что он зарабатывал на жизнь заговорами и колдовством. По словам соседей, колдун «умел читать по древней книге, которая перешла к нему от его учителя». Заместитель муфтия Таджикистана Саидджон Сорбонхуджа, в свою очередь, в беседе с журналистами отметил, что в списке официальных духовных лиц имя Абдурахмонова не значится. «Те, кто занимается подобными вещами [колдовством], — обычные неудачники, нечистоплотные люди», — добавил он.

«Сегодня стало нормой, что некоторые, как только достигают положения муллы, совершают такие действия, которые считаются правонарушением и преступлением, позорят имя и образ религиозного человека и мусульманина», — констатировал президент Таджикистана, выступая перед представителями общественности. В этом контексте он упомянул и о двух целителях из города Истаравшан, совершивших «непристойные действия» по отношению к пациенткам (и впоследствии за это осужденных), и о дважды судимом жителе Яванского района, который «стал муллой, занимался колдовством и выманил у людей большие денежные средства». Президент рассказал также о некоем жителе Раштского района — он «занимался незаконным обучением несовершеннолетних в антисанитарных условиях в своем жилом доме и наказал своего ученика за неуспеваемость путем обжигания утюгом».

Институт мулл в Таджикистане, как отмечает «Азия-Плюс», стал популяризироваться после распада Советского Союза. В стране, где в настоящее время абсолютное большинство населения исповедует ислам, к муллам обращаются для излечения от недугов, решения семейных и других вопросов. Правда, как отмечает исследователь ислама Махрам Анварзод представление о «мулле» в Таджикистане имеет мало общего с истинным статусом такого религиозного деятеля. «Муллы не только имеют задачи религиозного учения, но должны решать общенациональные задачи, — поясняет он. — Они должны укреплять культурные и национальные ценности, служить во имя мира, стабильности и безопасности общества. Уровень знаний тех, кто себя выдает за представителя религии, должен быть обширным и очень высоким».

В действительности, как признавал президент Таджикистана, «муллой» в стране готовы называть «каждого, кто надевает одежду религиозного служителя, независимо от уровня его грамотности и благочестия». Уровень религиозных знаний большинства таких деятелей, соглашается Анварзод, очень низок, они сами нуждаются в обучении.

В то же время статус «муллы» в стране практически превратился в самостоятельную профессию, что, как отмечает религиовед Камар Нурулхаков, не соответствует исламским традициям. «Мы традиционно называли муллами тех, кто наряду с тем, что он религиозно образованный и мудрый, также имел какую-то определенную специальность, профессию. Скажем, он был башмачником, дехканином или кем-то еще», — рассуждает эксперт. На это обращал внимание и президент Таджикистана, отмечая, что мулла не должен использовать религию для материальной выгоды.

Популярность «мулл-колдунов» при этом поддерживается распространенными среди населения суевериями и спросом на разного рода оккультные услуги. Спрос, по слухам, существует и среди элиты. «К этим "мулло" и колдунам ходят почти все наши высокопоставленные чиновники, — утверждал пару лет назад источник в правительстве (его имя журналисты, опубликовавшие его слова, не назвали). — Хотя они никогда в этом не признаются, чтобы не прослыть "темными" людьми».

Следите за нашими новостями на

Для того, чтобы попасть в Полинезию или Чёрную Африку, советскому человеку не нужно было получать визу и проходить комиссию при райкоме, отвечая на вопросы о персональном составе Политбюро ЦК коммунистической партии Южной Родезии или Западного Самоа. Достаточно было прилететь в любую из республик очень средней Азии и отъехать от столицы на 101-й километр и далее.

Если генерал фон Кауфманн и прочие покорители и руководители Туркестана времён двух Александров - Освободителя и Алкаша - а также одного Мыколы, и не претендовали на то, чтобы приобщить туземцев к европейской цивилизации в её русском варианте, то Советская власть объявила о приобщении всех граждан к оной под соусом марксистко-ленинской идеологии - и жидко в этом деле обосралась...

Впрочем, у дикарства есть свой плюс: дикарям не по силам приобщиться к тонкостям книжной монотеистической религии, поэтому у исламского фундаментализма в тех краях мало шансов. Впрочем, посланцы «Аль-Каиды» или ИГИЛа могут просто перетащить на свою сторону какой-то клан или племя, и использовать их, как англичане - гуркхов, от которых не требовалось понимания сути британской имперской идеи.

В одном кишлаке поссорились соседи - старик-колхозник и мулла местной мечети. И не просто поссорились, а стали заклятыми врагами. В Средней Азии наличие врага обязывает к активности: врагу полагается чинить неприятности и, по возможности, усложнять жизнь. В данном случае силы врагов оказались неравны: возможности старика-колхозника были ограничены природой, тогда как мулла был не просто мулла, но и сильный колдун. И разнообразно пользовался своей колдовской силой во вред старику, его семье и приусадебному хозяйству. За короткое время на голову старика обрушились несчастья: померз виноград, стали болеть и дохнуть бараны, какой-то червяк сожрал урожай гранатов. Члены семьи заболевали различными редкими болезнями, и кто-то из них даже умер. Причем наглый мулла не только не скрывал и не отрицал, что эти беды исходят от него, но даже похвалялся перед жителями кишлака, набивая цену своим колдовским талантам и показывая, как опасно враждовать с ним.

Бедный старик пробовал бороться с муллой тем же оружием, но его любительское колдовство было куда слабее профессионализма его врага и не имело сколько-нибудь серьезных последствий. И Аллаху не мог старик пожаловаться, - по той ясной причине, что представителем Аллаха в кишлаке как раз и был его смертельный враг. Тогда вконец отчаявшийся старик решил апеллировать к последней, самой высшей инстанции. Он поехал в районный центр, явился в райком партии и попросился на прием к первому секретарю. Получив аудиенцию, старик рассказал секретарю свою печальную историю, добавив, что у него нет сил продолжать борьбу, и просил партию защитить его и семью от козней муллы.

Секретарь райкома очень рассердился и велел немедленно доставить к нему муллу. Вскоре мулла был привезен в райком; секретарь спросил его, правда ли то, что он услышал от старика-крестьянина, и мулла был вынужден во всем сознаться: партии врать нельзя. Тогда секретарь райкома сказал: «Это неслыханное безобразие. В дни, когда наша страна переживает техническую революцию, когда советские космонавты исследуют вселенную, когда во всех областях науки и техники мы идем вперед семимильными шагами и оставляем далеко позади себя даже самые передовые капиталистические страны, - в такие дни ты, политически неграмотный мулла, имеешь нахальство заколдовывать трудящихся колхозников, - и где?! В моем районе. Этого я потерпеть не могу. Это какое-то средневековье. Это, наконец, противоречит научному мировоззрению. Расколдуй его немедленно!»

И мулла был вынужден тут же, в кабинете секретаря райкома, расколдовать своего соседа. Более того. Мулла поклялся, что и впредь не будет вредить старику, и даже волшебным образом восстановил им же поврежденное хозяйство соседа. И, конечно, подчиняясь воле партии, перестал с ним враждовать. Так, ко всеобщему удовлетворению, закончился этот конфликт, показавший истинную степень могущества партии.

В криминальные сводки Таджикистана продолжают поступать истории с участием местных мулл, занимающихся колдовством и нетрадиционной медициной. Один из последних таких случаев обернулся гибелью человека, которого пытались «исцелить».

Неподобающее поведение отдельных религиозных деятелей в последнее время привлекло внимание даже президента Таджикистана Эмомали Рахмона, он высказался по этому поводу на встрече с представителями общественности. Религиоведы констатируют, что «муллами» в Таджикистане нередко становятся люди без должного образования и воспитания, а их «колдовская практика» остается востребованной благодаря распространенным в народе суевериям.

О последней криминальной истории такого рода стало известно на прошлой неделе. Как сообщили в МВД Таджикистана, 19-летний местный житель, страдавший психическим заболеванием, умер после того, как из него попытались «изгнать джиннов». Обряд, по данным следствия, проводил некий Абдулвохид Кодиров — мулла из приграничного с Афганистаном Пянджского района, специализировавшийся на подобного рода «целительстве».

Согласно информации МВД, Кодиров сначала избивал пациента прутьями, а затем сделал ножом несколько разрезов на его теле. От побоев и кровопотери молодой человек скончался. Мулла позднее был задержан.

Несколькими неделями ранее в Таджикистане завершился суд по другому делу, получившему значительный резонанс. На скамье подсудимых оказался некий Асадулло Иброхимов, известный как «мулла-колдун». Его обвиняли в домогательствах по отношению к пациентке, которую он взялся лечить. Обвинения были основаны на видеозаписи, запечатлевшей, как «целитель» обнимает женщину и совершает движения сексуального характера. Свои действия, как отмечает «Радио Озоди» (местная служба «Радио Свобода»), он сопровождал чтением сур из Корана .

Адвокат Иброхимова утверждал, что его клиент стал жертвой «подставы» — якобы пациентка хотела выйти за Иброхимова замуж (точнее, стать его второй женой, поскольку он уже женат), но была отвергнута им и решила отомстить. Сам «мулла-колдун» заявил, что «виноват за грехи перед Всевышним, но по законам страны преступления не совершал». Суд в итоге признал его виновным и приговорил к семи годам колонии.

Еще один приговор религиозному деятелю был вынесен в сентябре. К тюремному заключению приговорили жителя Восейского района (западная часть страны) Собира Гиеева, который вступил в брак с собственной несовершеннолетней падчерицей. Как выяснилось, Гиеев, известный как Мулло Собир, несколько лет назад вступил в брак с женщиной, позднее он взял в жены ее старшую дочь, а затем и младшую, которая на тот момент училась в седьмом классе. После того, как об этом узнали правоохранительные органы, мужчину задержали. Его «младшая жена» к тому времени была беременна.

Суд признал Мулло Собира виновным в изнасиловании несовершеннолетней и приговорил к 23 годам тюрьмы. За соучастие были также осуждены мать девочки и религиозный деятель, обвенчавший Гиеева с несовершеннолетней. Главу местной администрации на фоне скандала сняли с должности .

На случай Мулло Собира обратил внимание президент Таджикистана, когда говорил о злоупотреблениях среди религиозных деятелей. Он также напомнил историю некоего Джаббора Абдурахмонова из Бохтарского района (юго-запад страны). Абдурахмонов, известный как Мулло Джаббор, подговорил группу молодых людей ограбить местного бизнесмена (по данным МВД, он убедил их «путем внушения и гипноза»). Мулла при этом обещал грабителям, что использует свою магию для того, чтобы помешать милиции раскрыть преступление.
Поверив колдуну, молодые люди похитили у предпринимателя 80 тысяч долларов, примерно половину этой суммы забрал Абдурахмонов. Правда, для того чтобы запутать следствие, его колдовских способностей оказалось недостаточно. Жертва ограбления пожаловалась в милицию, и преступники были задержаны.

Односельчане Мулло Джаббора рассказали, что он зарабатывал на жизнь заговорами и колдовством. По словам соседей, колдун «умел читать по древней книге, которая перешла к нему от его учителя».

Институт мулл в Таджикистане, как отмечает «Азия-Плюс», стал популяризироваться после распада Советского Союза. В стране, где в настоящее время абсолютное большинство населения исповедует ислам, к муллам обращаются для излечения от недугов, решения семейных и других вопросов. Правда, как отмечает исследователь ислама Махрам Анварзод представление о «мулле» в Таджикистане имеет мало общего с истинным статусом такого религиозного деятеля. «Муллы не только имеют задачи религиозного учения, но должны решать общенациональные задачи, — поясняет он. — Они должны укреплять культурные и национальные ценности, служить во имя мира, стабильности и безопасности общества. Уровень знаний тех, кто себя выдает за представителя религии, должен быть обширным и очень высоким».

В действительности, как признавал президент Таджикистана, «муллой» в стране готовы называть «каждого, кто надевает одежду религиозного служителя, независимо от уровня его грамотности и благочестия». Уровень религиозных знаний большинства таких деятелей, соглашается Анварзод, очень низок, они сами нуждаются в обучении .

Популярность «мулл-колдунов» при этом поддерживается распространенными среди населения суевериями и спросом на разного рода оккультные услуги. Спрос, по слухам, существует и среди элиты. «К этим «мулло» и колдунам ходят почти все наши высокопоставленные чиновники, — утверждал пару лет назад источник в правительстве (его имя журналисты, опубликовавшие его слова, не назвали). — Хотя они никогда в этом не признаются, чтобы не прослыть «темными» людьми».