Из чего состоит сложный план. Как составить сложный план текста. Самостоятельное составление бизнес-плана

Имейте в виду, что большинство рабочих планов рассчитаны на определенный период времени (например 6 месяцев или 1 год).

  • На рабочем месте рабочий план помогает начальнику знать, над чем сотрудник будет работать в течение нескольких следующих месяцев. Такой план, как правило, составляют сразу после ежегодного отчета о результатах работы или перед тем, как команда приступает к большому проекту. Рабочий план может также быть результатом заседания, посвященного стратегическому планированию, которое организация проводит в начале календарного или фискального года.
  • В академической сфере рабочий план может помочь студентам создать рабочее расписание для большого проекта. Он также может помочь преподавателям спланировать материалы курса на семестр.
  • В личном проекте рабочий план поможет вам описать, что нужно делать, как вы планируете это делать и к какой дате вы планируете закончить. Персональный рабочий план, хоть это и необязательно, поможет следить за вашими целями и достижениями.

Напишите вступление и основу плана. В профессиональном рабочем плане вам нужно будет написать вступление и основу. Это даст вашему руководителю или менеджеру информацию, необходимую для внедрения рабочего плана. Написание плана и основы, как правило, необязательно для академического рабочего плана.

  • Вступление должно цеплять и быть коротким. Напомните вашему начальству, зачем вы пишете этот рабочий план. Представьте специфику проекта(-ов), над которым вы будете работать в течение этого периода времени.
  • В предпосылках нужно выделить причины, по которым вы создаете этот рабочий план. Например, изложите детали или статистику последних отчетов, выделите цели которые должны быть поставлены или составьте список рекомендаций или отчетов, полученных вами с прошлых рабочих проектов.
  • Определите цели и задачи. Цели и задачи взаимосвязаны, и оба этих аспекта указывают на вещи, которые вы надеетесь сделать в ходе выполнения рабочего плана. Однако помните также и разницу между ними; цели более общие, а задачи более конкретизированы.

  • В своем рабочем плане руководствуйтесь целями "SMART" . SMART - это сокращение, используемое отдельными личностями, которые стремятся к более реальным, практичным результатам рабочего плана.

    • Конкретика (Specific). Что именно мы будем делать и для кого? Продумайте для какого слоя населения вы будете предоставлять услуги и что конкретно вы будете делать, чтобы помочь этим людям.
    • Измеримость (Measurable). Можно ли это измерить, дать оценку? Можете ли вы подсчитать результаты? Структурировали ли вы рабочий план так, чтобы "уровень здоровья в южной Африке повысился в 2020?" или структурировали ли вы его так, чтобы "случаи ВИЧ/СПИД среди новорожденных в южной Африке уменьшился на 20 % к 2020?"
      • Помните, что основные данные должны быть исчисляемы, написаны в цифрах. Если вы не знаете коэффициент заболеваемости ВИЧ/СПИД среди новорожденных в южной Африке, будет невозможно с уверенностью утверждать, что этот уровень снизился на 20 %.
    • Достижимость (Attainable). Можем ли мы это сделать за отведенное время с учетом ресурсов, которые нам доступны? Учитывая трудности, задача должна быть реальной. Увеличение продаж на 500 % реально, только если вы представляете маленькую компанию. Для компании, доминирующей на рынке, увеличение продаж на 500 % практически невозможно.
      • В некоторых случаях нужно проконсультироваться с экспертами или знатоками, чтобы убедиться, реальны ли задачи вашего рабочего плана.
    • Актуальность (Relevant). Будет ли эта задача эффективна для желаемой цели и стратегии? Да, для общего здоровья важно измерять рост и вес старшеклассников, однако приведет ли это непосредственно к изменениям в психическом здоровье? Убедитесь, что задачи и методы четко и ясно взаимосвязаны между собой.
    • Ограниченность во времени (Time-bound). Когда задача будет выполнена и/или когда мы будем знать, что дело сделано? Установите конечную дату проекта. Обозначьте условия, что при определенном доходе, когда все результаты будут достигнуты, проект заканчивается преждевременно.
  • Создайте перечень ресурсов. Включайте все, что будет необходимо для выполнения поставленных задач и целей. В зависимости от назначения рабочего плана, ресурсы будут отличаться.

    • Например, на рабочем месте ресурсы могут включать финансовый бюджет, персонал, консультантов, здания или комнаты и книги. Детальный бюджет может быть лишним, если ваш рабочий план более формальный.
    • В академической сфере ресурсы могут включать доступ к разным библиотекам; такие материалы для исследования, как книги, газеты и журналы; доступ к компьютеру и интернету; профессора и отдельные личности, которые могут помочь вам, если у вас возникнут вопросы.
  • Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного.

    Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный, план - опорная схема.

    Вопросный план. Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).

    Тезисный план - план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим).

    Тезис - это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца. Тезисы бывают вторичными и оригинальными. Вторичные тезисы используются с целью выделения главной информации какого-то источника (например, учебника, научной статьи или монографии). Оригинальные тезисы пишутся как первичный текст к предстоящему выступлению на семинаре, конференции или конгрессе.

    Назывной план - план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков).

    План - опорная схема состоит из опор - слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

    Что такое развернутый и сжатый план текста?

    План развернутого содержания составляется к диссертациям, дипломным работам, различным исследованиям.

    Развернутый план реализуется в разбивке текста на композиционные блоки: введение, основная часть, заключение. Развернутый план формально выражает развитие логики мысли.

    Введение - это формулирование проблемы исследования, изложение необходимых для читателя исходных данных о предмете речи, задаче исследования, авторской оценке путей ее решения.

    Основная часть посвящена раскрытию, детализации, доказательству основных положений работы. Вначале дается информация обзорного характера, затем - новая информация. Приводятся и объясняются сведения о результатах исследования.

    Заключение (выводы) - это итоговое изложение основного концептуального содержания работы, а также краткая формулировка главных выводов.

    План свернутого (сжатого) содержания представлен заглавием работы, аннотацией и оглавлением.

    Принципы рубрикации текста

    1) членение текста на составные части, графическое отделение одной части от другой;

    2) использование заголовков, нумерации и т. д.

    В научном произведении рубрикация должна отражать логику научного исследования.

    Абзацное членение текста может сочетаться с нумерацией - числовым или буквенным обозначением последовательности расположения частей текста.

    Наиболее употребимы две системы нумерации.

    1. Использование знаков разных типов: римских и арабских цифр, прописных и строчных букв, отступов.

    При таком подходе система обозначения строится по нисходящей:

    А... Б... В... - I... II... III... - 1... 2... 3... - 1)... 2)... 3)... - а)... б)... в)...

    При этом соблюдается следующий порядок:

    А) порядковые номера частей указываются словами (часть первая);

    Б) номера разделов указываются прописными буквами русского алфавита
    (например: раздел А);

    В) номера глав - римскими цифрами (глава I);

    Г) номера параграфов - арабскими цифрами (§ 1).

    Например:

    Часть первая. Общие положения
    Раздел А. Язык и речь
    Глава I. Язык
    § 1. Говоря о языке мы подразумеваем: 1)....

    2. Использование только арабских цифр в определенных сочетаниях.

    При такой системе рубрикации номера самых крупных частей научного произведения состоят из одной цифры, номера составных частей - из двух цифр, третья ступень деления текста - из трех цифр. Например:

    1. 2. 3. (1 - номер раздела, 2 - номер главы, 3 - номер параграфа).

    Использование такой системы нумерации позволяет не употреблять слова часть, раздел, глава, параграф и. т. д.

    Важное замечание:

    В перечне с прописных букв начинается текст рубрик, оформленных буквами и цифрами с точками: 1. Язык; 2. Речь;

    Строчные употребляются после рубрик, оформленных цифрами и буквами со скобками: 1) новое и старое; 2) старое и новое.

    Третье важное средство рубрикации текста - использование заголовков и подзаголовков. Заглавие - это структурный элемент текста. Оно позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения, нередко и его основную мысль. Заголовок должен соответствовать содержанию, быть кратким, недвузначным и непротиворечивым. Информативный заголовок - это предельно краткий реферат содержания раздела, главы, параграфа.

    Рубрикация не представляет собой жесткой схемы, выбор рубрикации зависит от содержания и жанра работы, логики научного исследования, традиций, а также от индивидуальной манеры автора.

    Урок в 6 классе

    Тема: Простой и сложный план текста.

    Цели:

    1.Познавательные : а) повторить изученные речеведческие понятия (план, тема, основная мысль, заголовок, стиль, тип речи, микротемы, опорные слова в микротемах); б) закрепить новые понятия: тезисный план, цитатный план

    2.Практические:

    а) составлять простой и сложный план; а) закрепить умение работать с речеведческими понятиями при подготовке к сжатому изложению; б) формировать умение анализировать текст, умение отделять основную информацию от второстепенной.

    3.Общепредметные: а) воспитывать: -интерес к предмету с помощью содержания текста; -интерес к истории и литературе; б) развивать логическое мышление во время анализа смысла и структуры текста; в) развивать разные виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо); г) формировать умение самостоятельно пополнять знания (пользоваться орфографическим и толковым словарями).

    Оборудование: презентация, карточки, тексты

    Ход урока

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Планируемые результаты УУД

    Мотивация к деятельности

    Цель этапа: включение учащихся

    в деятельность.

    Открываем тетради, записываем дату, классная работа.

    Ребята, мы с вами живём в большой красивой стране Россия. Это наша родина. А своей родиной каждый человек должен гордиться. Для этого нужно хорошо знать свою страну, её символы, президента, исторические памятники, традиции и праздники.

    Скажите, а как русский язык помогает вам в этом?

    Подготовка класса к работе.

    Личностные результаты

    Самоопределение (Л)

    Метапредметные результаты

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

    Актуализация

    Цель этапа: подготовка мышления учащихся

    2. Блицопрос

    Что такое текст? Тема текста? Основная мысль?

    Назовите особенности текста-повествования, описания, рассуждения.

    Назовите признаки текста? Основные понятия текста?

    На уроке мы будем вспоминать, что такое план. Как вы думаете, для чего нам нужно это знать?

    (Он необходим при написании сочинений и изложений. При сжатом изложении мы будем составлять план, чтобы пересказывать кратко, оставляя только самое главное, существенное.)

    Читают тексты, оценивание

    Ответы на вопрос

    Метапредметные результаты

    Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

    Предметные результаты

    Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

    Постановка учебной задачи

    Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

    1. - Какой бывает план? (2 минуты)

    (Простой и сложный)

    Чтение те 1. Чтение и анализ текста.

    Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты – не устояли. Стали наши солдаты в Берлине брать улицу за улицей, дом за домом. А фашисты все не сдаются.

    И вдруг увидел солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. И те с перепугу о ней забыли. Осталась бедняга одна-одинешенька посреди улицы. Из расстегнутого пальтишка видна тоненькая шейка. Глаза испуганные. На щеках серые от пыли и копоти ручейки слез.

    А кругом идет страшный бой. Изо всех окон полыхает красный огонь и черный дым; рвутся бомбы, выворачивая землю и камни; рушатся дома, поднимая к небу столбы пыли; со всех сторон свистят пули. Вот-вот камень задавит, осколком пришибет.

    Видит наш солдат – пропадает девчонка… «Ах ты, горюха, куда ж тебя это занесло, неладную!...

    Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл ее своим плечом от огня и вынес из боя.

    А скоро и бойцы наши подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы Рейхстагом. Сдались фашисты. Вскоре и война кончилась. Мы победили. Начался мир.

    Простой план.

    1. Последний бой войны.

    2. Немецкая девочка.

    3. Описание боя.

    4. Благородный поступок солдата.

    5. Победа.

    На какие три части можно разделить весь текст (вступление, основная часть, заключение), озаглавьте эти части.

    Какая часть имеет несколько микротем? Назовите их.

    Составление сложного плана

    Сложный план.

    I. Последний бой войны.

    II. Благородный поступок солдата.

    1. Немецкая девочка.

    2. Описание боя

    3. Спасение ребенка.

    III. Победа.кста.

    (2 слайд) - Как вы думаете, какой план представлен на слайде?

    (В простом плане пункты обозначаются арабскими цифрами, в сложном – римскими и арабскими цифрами или буквами).

    1….

    2….

    3….

    I….

    II….

    1…

    2…

    III…

    - Чем сложный план отличается от простого?

    (Сложный план – развёрнутый, объёмный, обстоятельный)

    - Где нам с вами уже встречался план?

    (При морфологическом разборе частей речи, составлении характеристики простого и сложного предложения и др.)

    Работа в парах. (5 минут). (Выдаются карточки с заданием: составить план к предложенной теме.

      Звуки речи (3 ряд)

      Гласные

    1. …

    2…

    II . Согласные

    1. …

    2. …

    2. Предложение (1 ряд)

    I . По цели высказывания

    1. …

    2. …

    3. …

    II . По интонации

    1. …

    2. …

    III . По количеству грамматических основ

    1. …

    2. …

    IV . По наличию второстепенных членов

    1. …

    2. …

    Формулируют тему, цель и задачи урока

    Метапредметные результаты

    Целеполагание (Р)

    Постановка вопросов (К)

    Предметные результваты

    Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

    Формулирование проблемы (П – лог.

    Первичное закрепление

    Цель этапа : усвоение учащимися правильной постановки знака препинания после обобщающего слова перед однородными членами предложения.

    Физкультминутка.

    Упр 180, 181.

    Работа в паре

    Проверка

    Метапредметные результаты

    Контроль (Р)

    Оценка (Р)

    Коррекция (Р)

    Управление поведением партнера (К)

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

    Предметные результаты

    Действие по аналогии (П)

    Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей

    учебной деятельности

    Упр. 238 составить простой и сложный планы

    Проверка, оценивание

    Взаимопроверка по образцу

    Проверяю себя

    Метапредметные результаты

    Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

    Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

    Личностные результаты

    Самоопределение (Л)

    Рефлексия деятельности

    Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

    Домашнее задание

    Организует рефлексию, организует самооценку результатов уч-ся.

    Какую цель ставили?

    Удалось достичь поставленной цели?

    Каким способом?

    Какие получили результаты?

    1) из учебника биологии по 1 параграфу написать сложный план

    Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

    Отвечают на вопросы:

    Какую цель ставили?

    Удалось достичь

    Называют ключевые слова темы.

    Метапредметные результаты

    Умение выражать свои мысли (К)

    Предметные результаты

    Рефлексия (П)

    Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

    Личностные результаты

    Самооценка на основе успешности (Л)

    Адекватное понимание причин успехе/неуспеха в учебной деятельности (Л)

    План текста

    • Прочитай текст.
    • Раздели текст на смысловые части (одна часть от другой отличается новым содержанием).
    • Перечитай первую часть, выдели в ней главное. Подбери к ней заголовок.
    • Таким образом, поработай над другими частями.
    • Запиши заголовки к каждой части (план).
    • Проверь себя:
    • прочитай план;
    • просмотри текст;
    • убедись в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).

    Виды плана

    • Вопросный
    • Назывной
    • Тезисный
    • План - опорная схема
    • Комбинированный

    Как правильно составить каждый из них?

    Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».

    Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
    Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море - черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды - снова плачет. Жалко ей звездочек.
    Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали: обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. (По Г.Цыферову).

    Вопросный план

    План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос - к какой - либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
    При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» («есть ли», «нашел ли», и т.п.).

    Например:

    • Кого поймали в море?
    • О чем плакала пойманная черепаха?
    • Почему черепаха плакала на самом деле?

    Тезисный план

    План записывают в виде тезисов*.

    *Тезис - кратко сформулированная идея абзаца или части текста.

    Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.

    Например:

    • В море поймали черепаху.
    • Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.

    Назывной план

    План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.

    Например:

    • Пойманная черепаха.
    • Черепашьи слезы.

    План - опорная схема

    Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.

    Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.

    Например:

    • Черепаха
    • Слёзы.
    • Соль из воды.

    Комбинированный

    Такой план может сочетать в себе разные виды планов.

    Например:

    • Кого поймали в море?
    • Пойманная черепаха все время плачет.
    • Настоящая причина слёз черепахи.

    Мало кто из людей имеет долгосрочные планы. Еще более редким феноменом является расстановка жизненных приоритетов и способы их воплощения, временные границы. Составить план жизни может быть непросто. Это важный и трудоемкий процесс, но необходимый. Ведь это планирование основных событий своей жизни: что, как и когда произойдет, какие результаты принесет.

    Разумеется, такой план – не гарантия того, что все реализуется. Но само наличие планирования жизни дает большую вероятность, что будут происходить желанные вещи, а не случайные, под влиянием эмоций или решений других людей.

    Очень важно сложить именно свое видение происходящего, а не провести всю жизнь, следуя навязанным шаблонам. Составление плана означает четкое продумывание высоких и вдохновляющих человека целей на 3 года, 5 лет, 10 лет и более. Примером первого построения плана из известных людей стал Бенджамин Франклин.

    Намного легче жить мечтами, сбывшимися и нет надеждами, жаловаться на судьбу или верить в удачу. Но это малоэффективно. План – это конкретика, бросок в будущее, сделанный своими руками. Людей, которые по-настоящему живут будущим – единицы. Ведь его определяют наши сегодняшние действия.

    Почему нужен долгосрочный план

    У каждого человека в сутках 24 часа. Но все используют их по-разному. То, что один человек успеет за это время, другой даже за неделю не выполнит. Дело в правильном распределении ресурсов: сил и времени. Один будет рассматривать жизнь как долгосрочный проект, требующий внимания, а второй просто живет сегодняшним днем, мало задумываясь о своем будущем, не строя никаких планов.

    Разумеется, получаемые результаты будут отличаться. Никому не хочется быть неудачником, погрязнув в рутине бессмысленных дел, с нулевым вкладом в будущее. Планирование жизни актуально для тех, кто хочет многого добиться, готов усердно работать и относится к этому со всей ответственностью. Как говорится, успех определяется не высокими и красивыми исходными мечтами, а реальными результатами достигнутого.

    Грамотное структурирование призвано составить оптимальный список дел, общего вектора жизни, который позволит определить ваши ценности. Такой подход вовсе не исключает отдых, напротив, порой заставляет расслабляться, даже если не хочется, но в этом есть необходимость. Применение такого метода вырабатывает самоконтроль, способствует появлению самоуважения, дарит оптимизм и собранность.

    Развенчание мифов о планировании

    Жизненные приоритеты и цели, стремления и мечты. Как можно составить план и думать о правильном исполнении? Кому-то это может показаться абсурдным.

    Вот некоторые мифы, которые люди связывают с планированием:

    • Систематизация порождает скуку

    В корне неправильное суждение. Жизненные приоритеты и их расстановка, четкая планировка, позволяют освободить место для ярких эмоций и большего количества событий. Это означает исчезновение хаоса в действиях.

    • Ограничение развития

    Если план маленький, невзрачный и с неинтересными или просто не вашими целями, то это порождает скуку. Если же красочно расписать все, чего вы хотите добиться, и посмотреть на отведенное время, понимаешь, что его не так и много. Ведь внимания требует все. Поэтому и развитие будет происходить с удвоенной скоростью!

    • План отменяет творчество

    Сделать схему действий можно не только 1 раз. Его можно корректировать хоть каждые полгода, внеся новое видение ситуации. Также никто не мешает креативно оформить его и развивать критическое мышление с разнообразными подходами по реализации.

    • Планирование убивает наслаждение настоящим

    Многие люди не умеют вообще радоваться настоящему. Если же понять, как правильно планировать свое время, распределять ресурсы, ваша деятельность и увлечения, свободное времяпровождение никогда не нанесут вред вашей основной цели.

    Принципы построения плана

    Готовый план на год или больше помогает нам, становясь путеводителем в темноте, когда оставляют силы. Тогда, перечитывая важные пункты, есть шанс собраться и продолжить, это пинок к действиям своими руками. Как составить правильный план на год, чтобы он расширил нашу жизнь, дал надежду и свободу, а не загнал в определенные рамки.

    Как правильно планировать? Прежде всего планирование жизни начинается с построения планов на сегодняшний день. И заканчивается десятилетиями. Это многоступенчатый процесс. Вся пирамида базируется на ваших истинных ценностях. Только от них идет отсчет.

    Основные принципы:

    • Учитываем длину жизни

    Намного больше пользы принесет цель, достигнутая в течение месяца с удовольствием, нежели через принуждения и ограничения, но результат за 2 недели. Медленный темп надежнее спринтов.

    • Без боли нет роста

    Резонно слегка поднапрячься и выполнить в этом году те цели, которые в следующем откроют новые перспективы. Упускать возможности из-за лени, бояться испытать стресс – не для бойцов.

    • Постоянное преобразование

    Если вначале все базируется на мечте, то спустя время, в течение которого вы совершали действия по ее реализации, появляются результаты. Новые люди, идеи, перспективы, о которых даже не приходилось мечтать!

    • Отказ от сверх усилий

    Во всем важна мера. Заставлять себя – хорошо, но подход должен быть разумным. Легче и результативнее пробегать каждый день по несколько километров, чем раз в неделю – целый полу марафон.

    Поэтапная инструкция

    Нет ничего лучше, чем начать с того, как сделать план на год. Это поможет держать свою жизнь под контролем, даже в период перемен.

    Итак, с чего начать, чтобы составить план на год и больше:

    • Понять, в какой роли вы находитесь

    Есть важные и незначительные аспекты вашей личности. Каждый играет определенную социальную роль. Можно быть студентом, чьей-то дочерью и матерью, при этом художником, любовником, бизнес-менеджером, мыслителем, наставником, любителем сыра. Все это то, что заполняет ваши дни. Стоит выбрать те роли, реализация которых наиболее важна для вас.

    • Определитесь с тем, какими вы хотите быть в будущем

    Выберете те роли, которые хочется максимально развить, чтобы их связывали с вашей личностью. Одновременно просмотреть какие негативные аспекты у вас есть, куда тратится ваша энергия. Возможно, если перекинуть силы с них на достижение ваших целей, работа пойдет быстрее?

    • Разобрать свои мотивы

    Есть причина, по которой вам хочется осуществить те или иные цели, как сформировались ваши жизненные приоритеты. Постарайтесь понять, что же такое произойдет, когда вы их воплотите, какие эмоции возникнут. Насколько они важны, захочется ли их реализовывать всю жизнь. Лично для себя, для общества или конкретных людей. Честность с собой – гарант успеха.

    • Запишите свои выводы

    Проанализировав мотивы, составить свои жизненные цели и задачи в планировании будущего легко. Осознав свои истинные ценности, на их основании написать список.

    • Распределение целей по категориям

    Это важный этап планирования. Он поможет не упустить из виду ни одну из важных сторон жизни. Запишите все, чего вы хотите добиться, по таким категориям, как карьера/призвание, семья/социум, знания/интеллект, здоровье/духовность.

    • Установите временные рамки

    После постановки конкретной цели, определить точную дату, когда вы желаете ее достичь. Допустим, съездить на неделю в Непал до июня 2017, сбросить 5 кг к весне, разработать и сдать проект по геодезии до окончания четвертого курса.

    • Построение маленьких шагов

    Чтобы двигаться в нужном направлении, нужно понять, как планировать достижение поставленных целей. Шаги, необходимые к принятию, зависят от того, на каком уровне вы находитесь в настоящем. Придется ли начинать с нуля или уже есть определенные наработки. Выработать четкую стратегию по достижению каждой цели в хронологическом порядке и расстановкой приоритетов.

    • Постоянно проверяйте актуальность жизненного плана

    Жизнь не стоит на месте и человек тоже. Вполне нормально, что что-то может измениться. Периодически пересматривая свое планирование жизни можно понять: следуете вы ему или нет, счастливы ли вы, есть ли предпосылки что-то поменять в своих целях. Не стоит пугаться, если жизненные приоритеты изменили вектор, и что-то хочется изменить. План важен для отслеживания своих успехов и достижений, актуализации причин неудач.

    План нужен для того, чтобы человек чувствовал себя лучше, наполнялся позитивом и имел собственную мотивацию, двигался вперед, а не тормозил.