Правила внесения изменений в конструкцию транспортного средства. Регистрация изменений в конструкции автомобиля. Как проводится экспертиза

75. Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.

В ходе предварительной технической экспертизы удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства, сохранится его соответствие требованиям настоящего технического регламента, действовавшим на момент выпуска транспортного средства в обращение.

В ходе проверки безопасности конструкции транспортного средства удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям настоящего технического регламента.

76. Объектами проверки являются транспортные средства, выпущенные в обращение и прошедшие государственную регистрацию, у которых изменены конструктивные параметры или компоненты, за исключением случаев, указанных в пункте 77.

77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:

  • 1) при установке на транспортное средство компонентов:
    предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;
    предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
  • 2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.

78. Внесение изменений в конструкцию транспортного средства и последующая проверка выполнения требований настоящего технического регламента осуществляются по разрешению и под контролем подразделения органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза.

79. По результатам рассмотрения представленных документов территориальное подразделение органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения оформляет, регистрирует и выдает заявителю свидетельство о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности по форме, предусмотренной приложением N 18 к техническому регламенту, или отказывает в его выдаче с указанием причин.

80. Номер свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности вносится подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения в документ, идентифицирующий транспортное средство. В указанный документ вносятся также все особые отметки об ограничении применения транспортного средства, содержащиеся в свидетельстве о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности.

Наличие в указанном документе номера свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями требованиям безопасности является необходимым условием для разрешения дальнейшей эксплуатации транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.

Вопрос Ответ
Нет, необходимо получить разрешение на управление подобным транспортным средством.
· установка кенгурятника;

· замена обычных ламп головного света на ксеноновые;

· установка газобаллонного оборудования;

· уменьшение дорожного просвета автомобиля и прочее.

· радары;

· навигаторы;

· детекторы;

· видеорегистраторы и прочее.

· предварительная экспертиза;

· обращение за получением разрешения от Госавтоинспекции;

· переоборудование с прохождением технического осмотра;

· получение свидетельства о соответствии требованиям безопасности;

· внесение сведений о переоборудовании в регистрационные документы автомобиля.

Существует множество организаций, с которыми можно ознакомиться на сайте департамента технического регулирования ЕЭК.
· выяснился факт подделывания протокола и заключение экспертизы;

· изменения, предоставленные в документах, не соответствует правилам безопасности;

· транспортное средство ввезено без документов подтверждающих сертификацию либо с ограничениями таможенных органов;

· наличие ложной информации в предоставленной документации.

Изменения в конструкции транспортного средства потенциально представляют опасность для автовладельцев и других участников движения. В связи с этим на переоборудование автомобилей введены строгие ограничения. Вносить изменения не запрещено, но делать это необходимо в соответствии с законными требованиями и с разрешения контролирующих органов.

О неправомерности cсамовольного переоборудования автомобилей гласит Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» (№196), Технический регламент Таможенного Союза (18/2015) и пункт 7.18 Правил дорожного движения. По действующим нормативным актам изменение конструкции автомобиля возможно, но эксплуатация транспортного средства с незарегистрированными изменениями запрещена.

Разрешение получают в уполномоченных органах до того, как машина будет переоборудована. Оформить согласование необходимо при установке деталей и агрегатов, не предусмотренных заводом-изготовителем. Если оборудование по техническим и визуальным признакам не соответствует, до получения разрешения управлять автомобилем нельзя.

Какие изменения не требуют оформления разрешен ГИБДД

На замену любых элементов, которые предусмотрены в эксплуатационной документации, соответствуют модели автомобиля и имеют маркировку изготовителя, разрешения не требуется. Автовладелец может менять старые запчасти на новые, но с соблюдением правил установки. Независимо от того, где переоборудуется машина, согласовывать свои действия с уполномоченными инстанциями необязательно.

Чтобы разобраться, что нужно регистрировать, а когда можно обойтись без одобрительных документов, необходимо различать понятия «конструктивные изменения» и «дополнения».

Изменения – это все, что связано с заменой функционала на новый: кенгурятник, ГБО, ксеноновые лампы и др. На эксплуатацию авто с внесенными изменения нужно оформить разрешение.

К дополнениям относят навигаторы, видеорегистраторы, радары, детекторы и другое оборудование, не требующее демонтажа элементов, установленных производителем. Дополнения, внесенные в конструкцию автомобиля, не регистрируются.

Автовладельцев привлекают к ответственности только при управлении самодельным автомобилем без регистрации и необходимых разрешений. Штраф составляет 500 руб. Предусмотрены и более серьёзные виды наказания. Машина автоматически снимается с учета в случаях, когда после вынесенного предписания об административном нарушении, транспортному средству в течение 10 дней не будет возвращен первоначальный вид и состояние.

Предварительное разрешение на внесение изменений в конструкцию автомобиля

Специально для автовладельцев, желающих внести изменения в конструкцию автомобиля, МВД разработало проект постановления, в котором установлен порядок действий для легализации переоборудования.


  1. Предварительная экспертиза;
  2. Обращение за получением разрешения от ГИБДД;
  3. Переоборудование с прохождением техосмотра;
  4. Получение свидетельства о соответствии требованиям безопасности.
  5. Внесение данных о переоборудовании в регистрационные документы транспортного средства (СОР и ПТС).

Не все технические усовершенствования могут быть официально зарегистрированы. Прежде чем что-то устанавливать, менять и вносить изменения в конструкцию автомобиля, необходимо убедиться в возможности переоборудования. Это позволит избежать неразумных расходов и штрафных санкций.

Процесс переоборудования начинается с предварительного заключения. Это первый документ, наличие которого подтверждает возможность внесения изменений в конструкцию машины.

Заключение выдается до первого посещения в ГИБДД.

Для получения документа автовладельцу необходимо обратиться в любой специализированный центр, у которого есть право осуществлять подобные проверочные процедуры. После осмотра специалист должен выдать заключение о возможности или невозможности конструктивных изменений.

Процедура внесения изменений в конструкцию автомобиля

Получив предварительное одобрение, автовладелец пишет заявление с перечислением желаемых действий по реконструкции. Начинать переоборудование можно только после того, как будет принято решение по заявлению и составлено заключение о возможности внесения изменений от ГИБДД.

Куда обращаться

Желающие получить одобрение и официальное разрешение на переоборудование в ГИБДД должны обращаться в автосервисные центры, имеющие лицензии на проведение необходимых работ. После того как будут внесены изменения в конструкцию, сотрудник центра обязан выдать автовладельцу результаты технического осмотра, документ с полным перечнем проведенных работ, сертификаты соответствия установленного оборудования действующим требованиям Регламента. С этими документами владелец транспортного средства снова обращается в автоинспекцию с просьбой о получении документа, подтверждающего выполнение условий безопасной эксплуатации.

Экспертиза

Чтобы узаконить внесенные изменения и документально подтвердить безопасность установленного оборудования проводят заключительную экспертизу.


По завершению процедуры владельцу выдается протокол технической экспертизы, который необходимо предоставить в ГИБДД. Помимо протокола автовладелец предъявляет документ, удостоверяющий личность, ПТС, свидетельство о регистрации авто. После проведенных проверок сотрудник автоинспекции оформляет свидетельство о соответствии переоборудованного ТС требованиям безопасности.

С полным списком организаций, которые уполномочены оценивать состояние автомобиля при внесении изменений в конструкцию, можно ознакомиться на сайте департамента тех. регулирования ЕЭК.

Когда ГИБДД может отказать в регистрации изменений

Номер кузова, двигателя, VIN и другие детали, касающиеся маркировки, трогать нельзя. Если это требование нарушается, сотрудники ГИБДД в регистрации изменений могут отказать. Среди других оснований для отказов можно выделить:

  • Недостоверность сведений в предоставленных документах;
  • Автомобиль ввезен без документов, подтверждающих сертификацию или с ограничениями органов таможни;
  • Изменения, представленные в документах, противоречат правилам безопасности;
  • Очевидны подделки в протоколах и заключениях проведенных экспертиз.

Прежде чем планировать переоборудование и усовершенствование автомобиля, ознакомьтесь с полным перечнем причин возможного отказа, который обозначен в п.3 Общих положений Приказа МВД РФ №1001 (от 24.11.2018) «О порядке регистрации ТС». Это позволит избежать неприятностей при проверке документов и административных наказаний за незаконное внесение в конструкцию автомобиля.

Внести изменения в конструкцию автомобиля нельзя без предварительного разрешения на то ГИБДД. Есть определенный класс водителей, которые полагались на авось, многие из них были оштрафованы, а кто-то в качестве наказания поплатился регистрационным свидетельством. В 2016 году инспекторы продолжили безжалостно наказывать водителей за самоуправство. На самом деле, процедура по оформлению разрешения не так сложна, поэтому пройти ее не составит труда. Выполнив законные требования, автолюбитель будет ездить по дорогам со спокойной душой.

Что говорит законодательство о переоборудовании автомобилей?

В законе есть масса упоминаний о невозможности самовольного переоборудования автомобиля и эксплуатации его. Об этом сказано в:

  • Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» №196;
  • техническом регламенте Таможенного Союза 018/2011 (18/2015);
  • в пункте 7.18 Правил дорожного движения.

Это основные законы. Обращаем внимание на то, что если автомобиль переоборудован, но не ездит по дорогам, штраф наложить никто не имеет права. Рассмотрим такой случай: «кенгурятник» установлен на авто самостоятельно, и водитель полагает, что это абсолютно законно без разрешения. Это не так. Законным такой «кенгурятник» может быть, только если установили его на заводе, и авто в таком виде сошло с конвейера.

Что относится к переоборудованию авто?

Самый, пожалуй, основной вопрос, который бы указал автолюбителям, какие новшества нельзя устанавливать на авто без предварительной экспертизы. Иногда именно этот вопрос вызывает споры. Сложные термины понятны не всем. Основные изменения, при которых потребуется пройти экспертизу заранее:

  • смена двигателя;
  • смена типа кузова авто;
  • любое изменение световых приборов;
  • изменение топливной системы;
  • изменение сидений в салоне;
  • переоборудование с целью уменьшить/увеличить вес авто или его габариты;
  • изменение рулевого управления и тормозной системы.

Изменение цвета и аэрография

Несомненно, аэрография очень популярна. Изменить цвет автомобиля - это редкое желание, а вот нанесение рисунков - мечта огромного числа молодых и прогрессивных автовладельцев. Конечно, это считается изменением и требует регистрации в ГИБДД, хотя в этом правиле есть нюансы. Обращаем внимание на то, что вопрос касается именно регистрации изменений, а не прохождение экспертизы.

  1. Например, авто пришлось перекрасить в тот же цвет или тот, что отличается незначительно, что и раньше после аварии, - это не требует разрешения органов, а лишь проверки в течение 5 суток после покраски.
  2. Аэрография также не требует получать специальное разрешение, после ее нанесения обратитесь в ГИБДД.

В России нет действующего регламента о размерах рисунков на авто, поэтому регистрируют все изменения. Существует правило, на основании которого запрещено изображать на авто:

  • оскорбления;
  • фашистскую символику;
  • элементы, повторяющие маркировку спецслужб;
  • элементы насилия и порнографии и др.

Заранее согласовывать рисунок не нужно. Табличку с VIN кодом перед покраской нужно снять или, если номер выбит на кузове, не закрашивать это место.

Изменение топливного бака

Тем, для кого путешествия - это часть жизни, увеличенный бак крайне необходим. И перед его установкой вдруг задумываешься, а нужно ли оповещать об этом сотрудников ГИБДД? Вторая сложность касается выбора самого бака, и здесь есть два варианта:

  • самодельный;
  • специальный заводской.

Согласно стоимости выигрывает чаще первый вариант. И очень многие устанавливают, совершенно забыв о правилах безопасности.

Обратите внимание! Все топливные баки на авто должны быть сертифицированы!

Помимо этого, он может повлиять на смещение массы автомобиля, из чего делаем вывод: нельзя без предварительного разрешения изменять его конструкцию.

Спойлеры, обвесы и тюнинг бампера

Все эти изменения подлежат предварительному согласованию в ГИБДД . Автоинспектор легко определит тюнинг автомобиля на глаз и выпишет штраф. По статистике именно эти автомобили, а также те, что прошли тонировку, чаще всего останавливают на дорогах.

Простая проверка покажет, что такого вида бампер не зарегистрирован, и наказание может быть достаточно жестким.

Установка фаркопа

Для тех, кто не знает, расскажем, что некоторые фаркопы имеют вес в несколько десятков килограмм, поскольку многие граждане полагают, что фаркоп - это простое устройство, и никакого влияния на автомобиль она не оказывает.

Автомобиль сходит с конвейера в определенном виде. В документах все эти нюансы перечислены. Если на авто фаркопа изначально не было, а вы решили его поставить, обратитесь в ГИБДД и проведите экспертизу .

Изменение диаметра колесных дисков

Этот вопрос, пожалуй, не вызывает споров никогда. Да, колеса большего диаметра получают хорошую устойчивость, но законодательно менять их самовольно запрещено. Предварительно нужно пройти специальную процедуру, о которой мы расскажем ниже. Это важно, ведь напрямую от этого зависит безопасность на дорогах.

Установка ГБО

С 2015 года установка газового оборудования производится согласно Техрегламенту ТС. Ранее те, кто с этим сталкивался, регистрировали оборудование в ГИБДД согласно сертификатам установщиков. Теперь все происходит согласно двум правилам ЕЭК:

  • №110;

Оговоримся, что процедура до сих пор не приведена в нужный вид. То, как она будет выглядеть в итоге, мало кто сегодня понимает, но процедура прохождения экспертизы в ГИБДД обязательна.

Порядок регистрации изменений в конструкцию

Сама процедура регистрации изменений интересует всех без исключения, кто желает произвести тюнинг, но сомневается, стоит ли он того. Говорить будем именно об экспертизе, поскольку регистрация изменений по сути не представляется сложной.

Итак, процесс разделен на два серьезных этапа:

  1. предварительная экспертиза в ГИБДД;
  2. экспертиза после внесения изменений и оценка безопасности.

После прохождения второго этапа органами выдается свидетельство . А оно, соответственно, может быть выдано только на основании протокола технической экспертизы, оформленного в отношении автомобиля, стоящего на учете в ГАИ.

Разберем оба этапа подробно и опишем порядок действий автовладельца. Итак, этап первый:

  1. изначально нужно проехать в ГАИ и оформить там заявление на проведение предварительной экспертизы конструкции ТС, для чего оформляется заявка;
  2. в окошко подаются документы из списка (указан ниже);
  3. спустя указанный срок ГИБДД выдаст решение в возможности внесения изменений.

Если решение положительное, можно проводить изменения в конструкции авто. Если нет, то вопрос можно снимать с повестки и отказаться от запланированного.

Для прохождения первого этапа не нужно предоставлять авто, а только список документов:

  • заявку специальной формы (выдается на месте);
  • ПТС (копии нужно делать с двух сторон);
  • документы на устанавливаемый вид оборудования (включая внешний вид до и после);
  • свидетельство о регистрации ТС.

Второй этап начинается с переоборудования автомобиля. Делать это нужно в специализированном центре, где выдадут копии сертификатов и заявление-декларацию. Далее действия таковы:

  • авто отгоняется на техосмотр, где производят проверку безопасности и выдают диагностическую карту;
  • теперь в ГИБДД проводится техническая экспертиза;
  • по результатам экспертизы выдается свидетельство.

На экспертизу также придется предоставить:

  • диагностическую карту;
  • декларацию;
  • копии сертификатов установленных агрегатов и документы на них, включая договора о покупке;
  • фотографии работы и итога;
  • заявление и решение предварительной экспертизы.

Стоимость регистрации

Цена зависит от объема работы. Внесение изменений обходится дорого. Помимо этого придется оплатить стоимость техосмотра. Укажем некоторые цены, которые могут отличаться в зависимости от региона:

  • протокол технической экспертизы - от 5000 рублей;
  • экспертиза для установки ГБО - от 4000 рублей;
  • замена двигателя - от 6000 рублей;
  • замена топливного оборудования - от 5000 рублей.

Штраф за самовольное переоборудование

Автовладельцев пугает не сколько штраф, сколько аннулирование регистрации автомобиля, что стало реальностью. Сам штраф за такое административное нарушение не велик - 500 рублей . А вот для более серьезного наказания инспектору придется доказать, что изменения незаконны.

Сделать это на дороге не получится. Однако, если в данный момент проводился рейд касательно выявления именно таких транспортных средств, и автомобиль был остановлен инспектором, он точно накажет водителя, хотя это не будет считаться законным. По закону он имеет право лишь выписать штраф, не более того.

Помните, что езда без регистрации изменений в конструкцию авто - это прежде всего опасно. Соотносите риски для жизни и здоровья со своими желаниями.

Я недолюбливаю тюнинг. Но из практических соображений и на моем автомобиле в редких случаях могут появиться доработки. К примеру, не так давно я установил светодиодные дневные ходовые огни. Купил в интернете, подключил в сервисе, все документы в порядке, и, соответственно, ни о какой регистрации в ГИБДД даже не задумывался, поскольку как правозащитник и преподаватель автошколы я заведомо искал огни с полным комплектом нужных сертификатов.

В противном случае на кону госномера, ведь внесение изменений в конструкцию может повлечь абсолютно законное аннулирование регистрации. Но, как показывает жизнь, даже при наличии всех необходимых бумаг исход встречи с ГИБДД будет зависеть лишь от того, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, а также права и обязанности инспектора.

Итак, первое, что нужно запомнить. Приоритет перед всеми нормативными актами в области внесения изменений в конструкцию у нас имеют положения Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств » (далее для простоты — ТРТС). А он говорит нам, что все, из чего состоит автомобиль, делится на компоненты и на предметы оборудования. Компоненты напрямую влияют на безопасность, поэтому в регламенте прописаны жесткие требования почти к каждому из них, а предметы оборудования попадают под действие регламента только в тех редких случаях, когда и они затрагивают эту сферу.

Дневные ходовые огни, как и любые другие устройства освещения, — это компоненты. И действия с ними (пункт 2 ТРТС) всегда трактуются как внесение изменений в конструкцию (пункт 6 ТРТС), то есть водитель, по идее, обязан пройти полную процедуру оформления доработок в ГИБДД, включая две техэкспертизы и техосмотр, что потребует множество времени и средств. Однако есть два исключения, они прописаны в пункте 77 регламента.

Первое исключение имеет силу, когда руководство по эксплуатации автомобиля разрешает без согласования с какой-либо инстанцией устанавливать некоторые компоненты. Например детское кресло. В регламенте оно упомянуто именно как компонент транспортного средства, однако водители имеют право устанавливать и снимать его самостоятельно без каких-либо претензий со стороны ГИБДД.

Второе исключение касается компонентов, не просто предназначенных для данного транспортного средства, но и прошедших в составе с ним полную оценку соответствия требованиям ТРТС, — то есть сертификацию. Скажем, вы захотели поменять изношенный двигатель на аналогичный новый. Если это серийный мотор и к нему прилагается соответствующий сертификат, то можно просто провести работы на сервисе и, минуя все техэкспертизы, отправляться прямо в ГИБДД для изменения данных в паспорте транспортного средства.

Естественно, прежде чем давать такие рекомендации, я изучил судебную практику. Вот можно найти решение Самарского областного суда, которым подтверждено право некоего автовладельца установить на свою Ладу Приору новый двигатель с соответствующим сертификатом без согласования и разрешения от ГИБДД. Причем решением суда отказ в регистрации автомобиля с новым двигателем признан незаконным, и далее говорится об обязанности ГАИ совершить регистрационные действия.

Именно такой сертификат на ходовые огни и лежит у меня в бардачке, а это значит, что ни до, ни после установки мне не нужно проходить с ними проверку на соответствие требованиям ТРТС — за меня это уже сделал изготовитель.

Но, как показывает практика, инспектор все равно, завидев светодиодные лучи моей машины, может остановить меня со словами: «Товарищ водитель, вы самостоятельно установили световые приборы! Вам штраф — 500 рублей . Вы обязаны через неделю явиться в ГИБДД, показать автомобиль без огней, иначе мы аннулируем регистрацию. И вообще, я требую, чтобы вы прекратили нарушение! Если поймаю с огнями через неделю — пойдете под арест на 15 суток за невыполнение моих законных требований!» Еще и такую вот бумагу выпишет со всеми своими требованиями.

Что я отвечу?

Во-первых, мне достаточно сказать, что я все требования закона и соответствующего регламента выполнил с точностью до запятых и пробелов. Если инспектор не предоставил доказательств моей вины и начал портить мне жизнь, то все деньги, которые я вынужден буду потратить на доказательства моей невиновности, я потом истребую с казны РФ. А позже напишу заявление в прокуратуру, что незаконные действия нанесли ущерб государству, а потому подлежат возмещению из кармана инспектора, — об этом говорят Гражданского кодекса и постановление Верховного суда . Да, это путь долгий и трудный, однако это единственный способ убедить инспектора в том, что его начальство может отдавать любые приказы, но в конечном итоге инспектор за их выполнение выплатит неустойку из бюджета своей семьи.

Во-вторых, требовать прекращения правонарушения инспектор может, вот только требовать немедленно . Не дает ему закон «О полиции» права отпускать водителя и далее нарушать ПДД. И если он нарушителя отпускает, то выходит за рамки предоставленных ему полномочий: грозить арестом в будущем, имея возможность прекратить нарушение в данный момент, — непроходимая глупость.

Допустим, хулиган избивает девушку. Полиция его останавливает, выписывает требование «прекратить избивать девушку» и уезжает. Аналогия полная. Если водитель, тронувшись с места, уже нарушил ПДД, тем более имея в кармане письменное требование инспектора ни в коем случае этого не делать, то ни о каком предоставлении времени на прекращение правонарушения речи идти не может!

Потому, получив бумагу, я зачеркну в заголовке слово «Требование», исправлю его на «Чистосердечное признание» в умышленном манипулировании норм закона «О полиции», а также подробно объясню инспектору, в каком месте он глубоко заблуждается.

Кстати, в КоАП нет упоминания о «Требовании прекратить правонарушение» в отношении физических лиц — о нем говорится только применительно к организациям и должностным лицам. Статья 29.13 КоАП и ч.4 ст.13 закона «О полиции» в этом соответствуют друг другу.

В-третьих, если мне пригрозят отменой регистрации и потребуют за десять дней исправить конструкцию и пригнать машину на осмотр, я отвечу, что никаких доказательств своей вины или своей невиновности я никому предоставлять не должен. И ездить куда-либо не обязан. Все действия, которые инспектор в рамках административного дела может предпринять, записаны в главе 27 КоАП и со ссылками на нее переписаны в «Административный регламент ГИБДД» — документ, который в соответствии с законом «О полиции» определяет порядок реализации прав полицейского на дороге. Если инспектор выходит за рамки «Административного регламента», то он нарушает требования закона «О полиции».

Если инспектору очень хочется, пусть начинает административное расследование, а там посмотрим…

К тому же по закону ГИБДД имеет право прекратить регистрацию автомобиля и без всякого десятидневного «испытательного» срока и дополнительного осмотра — необходимо только, чтобы постановление о правонарушении по ч.1 ст.12.5 КоАП со ссылкой о внесении изменений в конструкцию вступило в силу.

Естественный вопрос: если все так просто, то почему ГИБДД сплошь и рядом выписывает подобные требования? Почему автомобилисты в судах получают штрафы и аресты? Почему прекращается регистрация?

Да потому что о тонкостях законодательства мало услышать. Необходимо всегда иметь под рукой ссылки на законы, правила, регламенты, постановления судов, чтобы уметь отстоять свои права. Ну или обладать достаточными средствами, чтобы это сделал квалифицированный адвокат.

Возьмем «чисто пацанский автомобиль», на котором без тонировки «в ноль» ездить «не солидно». Останавливают такого мальчика, вручают ему требование удалить тонировку, грозят пальчиком. Он что, разбирается в тонкостях законодательства? Его через неделю потащат к судье за то, что он продолжает ездить с тонировкой. Что мальчик может сказать судье? Где он найдет средства на адвоката? Этим и пользуются.

В итоге получается, что вместо законных прав и обязанностей у нас работают понятия и обязанности. Обязанности — для водителей, понятия — для чиновников. Как недавно выразился бывший кремлевский социолог Симон Кордонский: «Чиновники могут выбирать из сотен разного рода нормативных актов именно те, которые им сейчас нужны. Те, что наиболее выгодны в рамках системы понятий, в которой этот чиновник живет».

Но я думаю, что, зная закон, любого чиновника можно поставить на место.

Автомобиль сегодня является и средством передвижения, и роскошью, и собственностью. Многие водители считают, что могут делать с принадлежащей им машиной все что угодно. В частности, они осуществляют изменение конструкции транспортного средства в соответствии со своими потребностями и желаниями. Между тем, любой автомобиль является источником опасности. В этой связи те или иные корректировки могут повысить угрозу не только для других участников движения, но и для самого водителя. Поэтому существует определенный порядок изменения. Конструкцию транспортного средства можно откорректировать, строго соблюдая установленные требования. Рассмотрим далее их подробнее.

Нормативная база

Что говорит закон о внесении изменений в конструкции транспортного средства? Ключевым нормативным актом для любого водителя выступают ПДД. В Правилах присутствует 2 приложения. Одно из них определяет случаи, при которых не допускается эксплуатация автомобиля в неисправном состоянии. В данном приложении есть п. 7.18. Он гласит, что эксплуатация ТС запрещена, если выявлено изменение конструкции транспортного средства, осуществленное без соответствующего разрешения ГИБДД либо других органов, уполномоченных Правительством.

Пояснения

Анализируя правило, можно прийти к следующим выводам. Нормативные акты не запрещают внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Однако после их осуществления ТС должно стоять на месте и не эксплуатироваться или водителю следует согласовать их с уполномоченными инстанциями. Другими словами, наказание предусматривается только в случае управления машиной, претерпевшей изменения, не зарегистрированные в ГИБДД или других компетентных структурах. Нельзя эксплуатировать машину с ГБО, кенгурятником, замененными либо спиленными пружинами и проч., если корректировки не проходили экспертизу. Эта процедура предполагает проверку совместимости предполагаемых изменений с возможностями транспортного средства. После выполнения экспертизы водитель получает свидетельство о безопасности.

Санкции

Стоит отметить, что нормами устанавливается административная ответственность за нарушение ПДД. В частности, правила предусматривают для водителя, не имеющего разрешения ГИБДД или другого компетентного органа, но осуществившего изменение конструкции транспортного средства, штраф. В каких случаях к гражданину может применяться санкция? В первую очередь следует выяснить, что является изменением конструкции транспортного средства. Под ним следует понимать переоборудование машины, при котором некоторые узлы, детали или агрегаты из нее удаляются, добавляются или заменяются аналогичными, но имеющими иные параметры, вследствие чего технические характеристики ТС становятся не такими, как было предусмотрено на заводе-изготовителе.

Перечень изменений конструкций транспортных средств

К манипуляциям, способным существенно повлиять на технические характеристики ТС, следует отнести:

  1. Корректировку типа двигателя либо кузова.
  2. Установка определенного оборудования, не предусмотренного изготовителем.
  3. Изменение местоположения и числа пассажирских сидений, топливных баков.
  4. Корректировка весовых и габаритных параметров.
  5. Замена модели мотора, вследствие чего изменяется его мощность и вес.
  6. Переустановка рулевой части.
  7. Любые операции со световой сигнализацией и приборами освещения.
  8. Переоборудование ходовой части.
  9. Замена элементов, обеспечивающих видимость, предусмотренную изготовителем, определенные условия для послеаварийной и пассивной безопасности, большую обзорность.
  10. Замена тормозной или топливной системы на другую.
  11. Установка колесных дисков меньшего/большего диаметра. В данном случае нужно узнать, какие размеры предусмотрены изготовителем. Часто они указываются на информационных табличках, расположенных в проеме водительской двери. Если диаметр дисков, которые предполагается установить, находятся в диапазоне допустимых, то оформлять такое изменение конструкции транспортного средства нет необходимости.

Это далеко не все корректировки, которые может совершить водитель.

Внесение изменений в конструкцию транспортного средства (2016 г.)

Рассмотрим несколько случаев переоборудования ТС. При установке тягово-сцепного устройства следует выяснить, включено ли оно официально в список дополнительного оборудования. Фаркоп, рассчитанный на большие нагрузки, присоединяется либо сваркой к силовым элементам машины. Такое изменение конструкции транспортного средства требует оформления. Однако в данном правиле есть исключения. Они предусматриваются для легкоснимаемых конструкций, которые не присоединены к силовым элементам. К ним, в числе прочего, можно отнести съемные багажники в виде контейнеров, велосипедов и так далее.

Установка бака большей вместимости

С нормативной точки зрения, данная манипуляция будет считаться как изменение конструкции транспортного средства. 2016 год еще не закончился, однако некоторая практика уже сложилась по этому поводу. В частности, она показывает, что на дороге сотрудники ГИБДД достаточно редко обращают внимание на емкость бака. Если он произведен на заводе и имеет сертификат, установлен с соблюдением требований, то вряд ли возникнут претензии у инспекторов. Проблемы вероятны у тех, кто часто пересекает границу. Таможенники могут обвинить водителя в контрабанде топлива.

Тюнингованные бамперы, спойлеры, обвесы, лебедка

Все эти элементы должны пройти стандартную процедуру оформления. В качестве исключения выступают обвесы, которые устанавливаются на базовые модели в салонах, аккредитованных производителем. Сложности могут появиться у водителей, которые ездят со снятыми бамперами на классических ВАЗах, поскольку это будет считаться нарушением. Оформление в большинстве случае предусмотрено и для лебедки. Исключение относится к случаям, когда она предусматривается в списке

Подготовительный этап

Правила, в соответствии с которыми согласовывается изменение конструкции транспортного средства (2016 г.), предусматривают проведение экспертизы. Узнать список уполномоченных на ее выполнение структур можно узнать в Департаменте техрегулирования. После получения заключения необходимо обратиться в ГИБДД. Этот орган выдает разрешение на изменения в конструкцию транспортного средства. Заявление подается с:

  1. Заключением техэкспертизы.
  2. Документом, удостоверяющим личность.
  3. Регистрационным документом ТС.

Представителю водителя необходимо дополнительно предъявить доверенность, подтверждающую его полномочия. Соответственно, также следует предоставить сам автомобиль для осмотра. Если принято положительное решение на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, можно приступать, собственно, к манипуляциям с машиной.

Нюансы

Установку элементов можно осуществлять самостоятельно, на базе любой организации, у которой есть соответствующий сертификат, разрешающий производить такие работы, или на предприятии, указанном в заключении техэкспертизы. В последних двух случаях исполнитель выдает владельцу ТС заявление-декларацию. В ней указываются объем и качество выполненной работы. Если мероприятия проводились самостоятельно, документ оформляется, соответственно, собственником машины.

Процесс оформления

Внесение изменений в конструкцию зарегистрированного транспортного средства проверяется экспертизой. По ее результатам владелец автомобиля получает протокол. После этого необходимо пройти техосмотр. По его завершении осуществляется регистрация изменений в конструкцию транспортного средства. В ГИБДД необходимо предоставить:

  1. Заключение первой экспертизы, устанавливающей возможность осуществления корректировок ТС.
  2. Заявление.
  3. Документ, которым удостоверяется личность водителя, и его копию.
  4. Регистрационный документ машины.
  5. Протокол второй техэкспертизы.
  6. Диагностическую карту техосмотра.
  7. Квитанцию, подтверждающую оплату госпошлины.
  8. Копии сертификатов на использованные при переоборудовании предметы и детали, запчасти, принадлежности в случае отсутствия маркировок, заверенные по установленным правилам.

Также предоставляется само ТС для осмотра.

Особенности ответственности

Как выше было указано, предусматривается наказание за несогласованное внесение изменений в конструкцию транспортного средства. Штраф установлен в размере 500 р. для областных дорог. Некоторым водителям эта сумма не кажется огромной. В этой связи есть граждане, которые согласны нести каждый раз наказание за изменение конструкции транспортного средства. Штраф устанавливается в ст. 12.5 КоАП. Вместе с этим, как практика показывает, сотрудники ГИБДД используют зачастую более действенный способ борьбы с нарушениями. В частности, если водитель многократно попадается инспекторам с несогласованными изменениями конструкции, может быть прекращена (аннулирована) регистрация машины. Применяя этот метод, сотрудники ссылаются на п. 51 и 3 Правил оформления ТС.

Основания для отказа в постановке на учет

Они предусматриваются в п. 3 упомянутых выше Правил. В соответствии с положениями, не подлежит регистрации ТС, конструкция которого либо внесенные в нее изменения не соответствуют предписаниям нормативных актов, регламентирующих безопасность движения. Аналогичное правило применяется к автомобилям, техническое состояние которых отличается от сведений, указанных в предъявленных документах.

Дополнительные положения

В п. 51 Правил регистрации указывается, что постановка на учет, снятие с него и изменение данных не осуществляется до завершения проверок, выполняемых правоохранительными органами, а также при несоблюдении Административного регламента. Данное положение действует и в иных случаях, установленных нормами. При выявлении обстоятельств, приведенных в п. 3, аннулируется (прекращается) соответствующим подразделением по месту постановки ТС на учет. Документы, ПТС, знаки сдаются и утилизируются ГИБДД. Если они предъявлены не были, то их объявляют в розыск. Аннулирование (прекращение) регистрации не распространяется на ТС, с даты постановки на учет которых в соответствии с документами, признанными впоследствии поддельными/недействительными, прошло больше 5 лет. При устранении водителем обстоятельств, ставших причиной применения приведенных выше правил, восстановление учета осуществляется по месту его прекращения. При этом выдаются новые документы и знаки, а также ПТС.

Система освещения

О ней следует сказать отдельно. Достаточно часто водители заменяют галогенные лампы ксеноновыми. Это прямо запрещается нормами, так как они ослепляют автомобилистов на встречных полосах и достаточно часто являются причиной аварий. Законодательство предусматривает, кроме административной, уголовную ответственность за данное нарушение. Водителю может грозить до года тюрьмы с конфискацией приборов освещения и прочих аналогичных приспособлений.

Памятка для водителей

Обобщая все сказанное выше, можно привести основные рекомендации для водителей, желающих изменить конструкцию своего авто. Переоборудование ТС целесообразно доверить специализированной станции техобслуживания, имеющей соответствующие разрешающие документы. Автомобиль с конструктивными изменения предоставляется на осмотр в ГИБДД. Предварительно необходимо подготовить весь пакет документов, в том числе заключение экспертизы на совместимость корректировок с техническими возможностями ТС. Отсутствие разрешения от инспекции может послужить основанием не только для вменения административного штрафа, но и для отказа в регистрации. Это означает, в частности, что нельзя будет совершить никаких сделок с ТС. Более того, при выявлении нарушений инспекция может вообще аннулировать регистрацию, изъять документы и знаки. При снятии задних сидений, которое осуществляется для увеличения полезного пространства в салоне, выявленном в первый раз, водителю грозит штраф. Убирать эти элементы можно только в том случае, если они крепятся не на болтах, а на защелках, которые предусмотрены изготовителем.

Еще раз об исключениях

Не во всех случаях переоборудования машину потребуется регистрация изменений. В частности, она не нужна, если осуществляется установка агрегатов и деталей, предусмотренных в качестве дополнительных изготовителем ТС. Без обращения в ГИБДД можно обойтись также, если переоборудование автомобиля осуществляется серийно. При этом основанием выступает Она должна быть составлена и согласована по установленным правилам. Во всех прочих случаях необходимо наличие отметки в документе, по которому идентифицируется автомобиль. Она указывает на номер свидетельства, подтверждающего соответствие ТС внесенным в него изменениям, а также безопасность переоборудования. Эта отметка позволяет осуществлять эксплуатацию автомобиля.

Заключение

Перед переоборудованием автомобиля необходимо оценить свои возможности и, собственно, целесообразность мероприятий. Несомненно, во многих случаях "улучшенная" конструкция ТС дает ряд преимуществ владельцу. Однако не следует забывать о безопасности на дорогах. Некоторые конструктивные изменения несут в себе потенциальную угрозу для участников движения. К ним, в частности, относят переустановку осветительных приборов, корректировку рулевой, ходовой части. Кроме этого, стоит помнить, что согласование и оформление изменений займет определенное время. Без соответствующих разрешительных переоборудованной машины не допускается. Административный штраф для кого-то может показаться незначительным. Однако не стоит забывать, что инспекторы ГИБДД располагают и другими инструментами борьбы с нарушениями. Во избежание их применения необходимо соблюдать установленные требования. В противном случае за административным штрафом может последовать аннулирование регистрации или даже уголовная ответственность.