Что характерно для любого воинского коллектива? Устав воинского коллектива. Воинская обязанность. Понятие о воинском коллективе Функции воинского коллектива

Условиями успешного развития коллектива выступают: систематическое изучение психологии коллектива; планомерность в работе по сплочению коллектива; авторитет и подготовленность командного состава подразделения к воспитательной работе с личным составом.

Анализ психологии коллектива является необходимым условием укрепления и развития коллектива. Его необходимо систематически проводить на всех этапах развития коллектива. В социально-психологические процессы и явления входят коллективные мнения, настроения, традиции, взаимоотношения, авторитет, а также психическое заражение, подражание, внушение, идентификация, конформизм, самоутверждение личности.

Рассмотрим более подробно коллективное мнение. Оно играет важную роль в жизни каждого коллектива и воздействует на личность, группу людей, влияет на формирование их обычаев, традиций, интересов, привычек. Коллективное и групповое мнение в воинском коллективе включает интеллекуальные, эмоциональные, мотивационные и волевые элементы. Это совокупные оценки, желания, требования, в которых выражается отношение военнослужащих к определенным, затрагивающим их интересы и потребности вопросам, явлениям, событиям, фактам.

Не менее важную роль в жизни каждого коллектива играет коллективное настроение. Оно является общим, но подвижным эмоциональным состоянием военнослужащих, влияющим на проявление их качеств и свойств, на эффективность совместной и индивидуальной работы, учебы, службы. Положительные настроения, например, приподнятость, бодрость, уверенность, активизируют общую и индивидуальную деятельность, а отрицательные - наоборот затрудняют. На настроение воинского коллектива влияют многие факторы: цели и результаты деятельности, взаимоотношения, конкретные условия жизни военнослужащих, а также их воспитание и самовоспитание. Настроение зависит от личных качеств военнослужащих, их мировоззрения, характера, темперамента, опыта. Командиру очень важно, зная причины коллективных настроений, уметь управлять ими. Важно учитывать, что причины, влияющие на настроение, могут быть как постоянными, так и переменными. Под постоянными понимаются свойства личности, воинский порядок, а под переменными - ход действий, складывающиеся ситуации и т.д. Поскольку настроение подвержено колебаниям, то офицеры подразделения должны контролировать и не допускать возникновения отрицательных настроений в коллективе. Для этого офицер своевременно принимает меры к сохранению положительного настроя, заботясь об успешной деятельности подчиненных, организует взаимопомощь, подавая пример бодрости, уверенности, жизнерадостности, поощряя личный состав, проявляющий усердие в выполнении поставленных задач.

Для сплочения коллектива в подразделении формируются традиции , под которыми общепринято понимать обычаи, нормы и правила жизни военнослужащих, передающиеся от поколения к поколению, в подразделении от одних военнослужащих к другим. Однако в каждом подразделении есть еще и свои традиции, отличающие его от других. Традиции складываются под влиянием нравственных принципов социальной среды. Для офицеров традиции воинского коллектива имеют практическое значение. Недооценивать их нельзя. Традиции могут носить как положительную, так и отрицательную направленность. Традиции с положительной направленностью необходимо поддерживать и развивать. Для их укрепления и развития необходимо, чтобы военнослужащие глубоко понимали их сущность и значение, уважали традиции как мудрое воплощение опыта других военнослужащих.

При выявлении отрицательно направленных традиций в коллективе их запрещать не рекомендуется, но необходимо пересмотреть и изменить их содержание таким образом, чтобы традиции потеряли свою негативную направленность.

Для того чтобы понять психологию воинского коллектива, командиру необходимо знать взаимоотношения , складывающиеся в нем. Его при этом могут интересовать: направленность и содержание взаимоотношений, формы их проявления, соотношение служебных и личных контактов в малых группах, а также между сержантами и их подчиненными.

На межличностные связи в каждом воинском коллективе влияют многие факторы: социальные, психологические, профессиональные, нравственные и мн. др. Известно, что взаимопонимание между людьми, в том числе и их личные контакты, хотя и зависят от качеств и особенностей каждой личности, но определяются, прежде всего, социальной средой. Таким образом, различные формы связей и взаимоотношений между военнослужащими в подразделении влияют на поведение военнослужащих, т.е. существует причинная зависимость поступков от характера взаимоотношений. Взаимоотношения в воинском коллективе весьма многогранны, динамичны и имеют свои черты и качества на различных уровнях службы. Следует помнить, что они зависят также от места и позиции личности в коллективе. Особенно тесные отношения наблюдаются в малых группах, внутри которых происходит формирование микрогрупп. Микрогруппы возникают на основе потребности во взаимопомощи: при изучении сложной техники, в совместном проведении свободного времени, а иногда на основе отрицательного отношения к службе, к командиру. В последнем случае с такой микрогруппой важно проводить целенаправленную воспитательную работу, показывая коллективу вред ее отрицательной направленности, а лидера при необходимости можно перевести в другое подразделение.

Поэтому каждому офицеру подразделения важно это учитывать, добиваться правильных уставных взаимоотношений в воинском коллективе, строить их на основе уважения, товарищества, дружбы, взаимовыручки, строгой дисциплины и сознательности.

Таким образом, необходимо отметить, что анализ и учет социально-психологических явлений, проявляющихся в коллективе, является необходимым основанием для его эффективного руководства.

Необходимым условием укрепления и сплочения коллектива также является авторитет офицеров. Авторитетный командир быстрее сплачивает коллектив, продуктивнее организует его деятельность и, как правило, добивается более высоких результатов. Как уже было сказано ранее, авторитет руководителя любого ранга является важнейшим социально-психо- логическим и педагогическим явлением, всегда и везде влияет на жизнь и профессиональную деятельность подчиненных. На практике можно выделить три взаимосвязанных, но относительно самостоятельных аспекта авторитета офицера, которые важно знать, понимать, учитывать в практической деятельности.

Во-первых, это должностной (служебной ) авторитет офицера , который основан па объективной основе как представителя государства и определенной субординации, т.е. доминантного положения как начальника своих подчиненных, штатно-организационной иерархии. В данном случае авторитет командира основывается соответствующими законами, его уставными обязанностями как руководителя воинского коллектива.

Во-вторых, можно выделить профессиональный авторитет командира, который базируется на глубоких знаниях своей профессии (летчика, артиллериста, танкиста, связиста и др.), на высоком уровне мастерства в конкретной области его воинской деятельности, на профессиональной компетентности в области военного дела, в конечном счете, на его профессиональной культуре. Данный аспект офицерского авторитета непосредственно связан с уровнем его профессиональной подготовки, с наличием знаний, навыков, умений и других качественных характеристик, которые ему необходимы для решения конкретных задач в области военно-профессионального труда.

В-третьих, следует выделить моральный авторитет офицера. Иногда его определяют как авторитет личности командира, представленный в проявлении им высокого воинского долга, чести и совести, моральной ответственности за выполнение своих обязанностей, в эффективном руководстве, обучении и воспитании, в собственном профессиональном самосовершенствовании, в личном примере выполнения требований воинских уставов, в соблюдении единства слова и дела, требовании воинской дисциплины и др. Следует заметить и понять, что авторитет офицера, его проявление в армейской жизни, влияние на подчиненных проявляется в такого рода психологических феноменах, как «психологическое подражание» и «психологическое заражение». Важно, чтобы авторитет личности офицера базировался на подражании подчиненных всему лучшему, положительному, что есть у руководителя коллектива.

Становление командира как лидера воинского коллектива представляет сложный и долговременный процесс. Ученые давно пришли к выводу, что успех воздействия на окружающих в первую очередь определяется интеллектом, волей самого руководителя, его чуткостью к людям, яркостью и своеобразием его личности. Личность лидера - это не просто притягательная сила, это и сила действия воплощения общих идей, и именно этим, а ничем другим лидер привлекает к себе людей. Быть вожаком, глубоко понимающим мысли и чувства людей, - важное условие руководства коллективом. Но и когда авторитет офицера создан, нельзя останавливаться на достигнутом. Ведь мнение, что офицер сначала работает на авторитет, а затем авторитет работает на него, ошибочно. Авторитет не постоянен, если его не поддерживать каждый день и каждый час. И чем выше он, тем выше становятся требования к офицеру.

Важным результатом руководства офицера, его эффективности является сплоченность воинского коллектива. Как показывает передовой опыт и исследования коллективной жизни и деятельности воинских частей и подразделений, важнейшими показателями сплоченности являются:

  • - единство взглядов всех членов воинского коллектива, особенно его руководителей, на основные принципиальные вопросы жизни общества, военного дела и воинской службы, профессиональной деятельности, обучения и воспитания личного состава;
  • - высоконравственные взаимоотношения между членами коллектива, правильные уставные формы обращения друг к другу, взаимное доверие и уважение, доверительное отношение между военнослужащими независимо от должности и воинского звания, отсутствие высокомерия и других видов эгоцентризма, корыстолюбия, зависти, служебных и межличностных конфликтов, унижающих человеческое достоинство;
  • - взаимная и постоянная помощь друг к другу при решении служебных, боевых, учебных задач и личной жизни, внимание к нуждам и запросам каждого военнослужащего и коллектива в целом со стороны руководителя подразделения, части;
  • - высокая личная ответственность каждого за свои дела, стремление всех сделать для коллектива больше и больше (не перекладывая свои обязанности по службе на плечи других);
  • - важнейшим показателем сплоченности того или иного воинского коллектива, как уже отмечалось, является высокий уровень авторитетности офицеров, прапорщиков, сержантов, их личная примерность во всем, что требуется от командиров и начальников.

Разумеется, перечисленные показатели сплоченности коллектива, представлены в обобщенно-идеализированном виде. В реальной жизни их проявление и утверждение зависит от многих других факторов и условий того или иного коллектива. Но на практике они выполняют функцию перспективности работы с коллективом, стимулирование движения и руководителя, и каждого члена коллектива к определенной конечной цели, а главное - создает ту специфическую морально-психологическую атмосферу, при которой лучше служится и живется, что, несомненно, положительно влияет на результаты воинского труда.

Таким образом, необходимо отметить, что личность офицера и воинский коллектив взаимосвязаны. В процессе развития коллектива офицер формирует и направляет воспитательные силы коллектива. И чем требовательнее и заботливее он будет относиться к подчиненным, а также компетентнее и инициативнее он будет действовать, тем выше будет его результат. Чем выше будет развит коллектив, тем активнее и качественнее он будет помогать командиру решать поставленные перед подразделением задачи.

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Перечислите нормативные правовые акты, регламентирующие требования к личности офицера.
  • 2. Назовите профессионально важные военно-педагогические качества офицера.
  • 3. Раскройте сущность понятия «воинский коллектив».
  • 4. Охарактеризуйте стадии развития воинского коллектива.
  • 5. Назовите признаки воинского коллектива.
  • 6. Перечислите факторы, влияющие на межличностные связи в воинском коллективе.
  • 7. Назовите условия укрепления и сплочения воинского коллектива.
  • 8. Сформулируйте важнейшие показатели сплоченности воинского коллектива.
  • 9. Опишите основные пути оптимизации межличностного общения военнослужащих в подразделении.
  • 10. Подготовьте методику изучения коллективного мнения военнослужащих подразделения.

2. Воинский коллектив как

разновидность общности людей

Занятие №1

Учебные и воспитательные цели:

    Изучить основные понятия о группе, коллективе.

    Ознакомиться с содержанием и структурой воинского коллектива.

    Рассказать о взаимоотношениях военнослужащих и влиянии их на общий уровень морально-психологического климата в воинском коллективе, на состояние боевой готовности войск

Время: 2 часа Метод: лекция Место: учебный класс

Литература : -

Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

Военная доктрина РК., (Казахстанская правда от 01.02.2000 г.)

Закон Республики Казахстан «О воинской обязанности и военной службе»

Устав внутренней службы Вооруженных Сил Республики, ст. 141, 142

Психологическая работа в части. В.М. Бирбков, ВИ, Алматы 2000, стр. 225-230.

Военная психология, М. Воениздат, 1972 г.;

Военная педагогика и психология, М. Воениздат, 1986 г.

Общая и юридическая психология, ч.1, 1996 г., М. Еникеев.

Альбом схем.

Введение

В совместной деятельности и самой жизни люди вступают в социальные общности - группы. Общество состоит из множества групп, которые различаются по различным признакам. Но самым существенным признаком групп является их роль (место) в общественной жизни и связанная с ней величина группы.

По этим признакам выделяют: большие общественные группы (макрогруппы) и малые социальные группы (микрогруппы).

К большим общественным группам относятся - классы, прослойки, партии, нации, вооруженные силы и другие общности и объединения.

К малым группам - воинское подразделение, цех, школьный класс, студенческий курс и т.п. Их называют первичными группами. Они отличаются от больших тем, что в них осуществляется постоянное межличностное общение, контакт и взаимодействие. На его основе возникают разнообразные социально-психологические (внутригрупповые) явления, накладывающие отпечаток на жизнь и деятельность людей и коллективов. Поэтому малые группы - предмет особого внимания психологической науки.

Первый учебный вопрос. Понятие о группе, коллективе. Содержание, структура воинского коллектива.

Каждый воин Вооруженных Сил РК является членом какого-нибудь воинского коллектива. Как субъект воинской деятельности и как член армейского коллектива, он связан многими нитями со своими сослуживцами, и его мысли, чувства, и поступки во многом зависят от их позиций, мнений и ожидании.

Воинский коллектив представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию людей в ходе совместной деятельности. Социальным качеством человека является потребность в общении с людьми, в ходе которого он усваивает знания, общественный опыт, соединяет свои силы с силами других людей для решения задач, непосильных одному человеку. Однако сами по себе контакты, случайные и неорганизованные, не являются достаточным условием для развития личности и продуктивной совместной деятельности. Нужны стабильные совокупности людей. Наличие определенного круга общих задач и условий жизни приводит к созданию устойчивых социальных общностей - коллективов - различных величин, характера и длительности своего существования.

Действенным фактором духовного сближения воинов, превращения случайного сочетания характеров в устойчивую группу, а затем в высокоразвитый коллектив является совокупная воинская деятельность.

В процессе решения общей задачи идет быстрое наращивание числа нитей сцепления между воинами, отлаживание процессов управления и организации, сближение точек зрения и характеров. Словом, происходит становление воинского коллектива.

Таким образом, воинский коллектив - это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеи, морали и воинского долга, а также отношениями дружбы и войскового товарищества.

Такие общности образуются в рамках организационной структуры подразделений с их системой управления, вооружения, распределения обязанностей, образа жизни, быта и отдыха. Но сама по себе эта организационная структура не создает коллектива. Нужно, чтобы между людьми образовались прочные духовные, деловые и личные связи, в том числе и дружба. Только тогда образуется единый микросоциальный организм, способный выполнять определенные задачи и создающий необходимые условия для всестороннего развития личности каждого отдельного воина. Социально-психологической основой воинского коллектива являются многообразные духовные связи, которые прочно соединяют воинов в единое целое. Чем разнообразнее и богаче они, тем прочнее коллектив.

Понятие воинского коллектива обычно употребляется для характеристики такой общности военнослужащих и таких подразделений, которые в своем социальном развитии достигли высокого уровня. Например говорят: в этой роте существует коллектив.

Признаки зрелости коллектива:

1. Коллективом является такая совокупность военнослужащих, которая характеризуется единством идеологии, основных интересов и моральных принципов, высокоразвитым сознанием коллективизма и взаимной привязанности.

    Единство решаемых задач, целей и процесса деятельности.

    Система социально-психологических явлений, которые формируются на основе различных форм общения воинов и служит тем звеном, которое связывает их в единый социальный организм. Кроме того, коллектив характеризуется здоровым социально-психологическим климатом, дисциплиной и политико-моральным состоянием личного состава.

Таким образом, исходными предпосылками для формирования коллектива являются: с одной стороны - люди, а с другой стороны - общие интересы, задачи, предполагающие общую деятельность. При наличии этих предпосылок развертывается межличностное и внутригрупповое общение - основной способ и механизм формирования коллектива и его психологии. Основными свойствами коллектива являются его способность к совместной, коллективной деятельности и способность обеспечивать нормальные социальные условия для жизни, развития, удовлетворения потребностей каждого своего члена. Важнейшим свойством коллектива является его тесная связь с другими коллективами.

В Вооруженных Силах существует большое "разнообразие низовых (первичных) коллективов. В их структуре и психологии много общего. В то же время, подобно тому, как индивидуален каждый воин, так и коллективы отличаются друг от друга:

    по военно-профессиональному виду деятельности (бывают воинские коллективы мотострелковые, танковые, артиллерийские, авиационные, курсантские и др.). Каждый из этих воинских коллективов имеет свои отличительные социально-психологические особенности;

    по типу внутриколлективного общения. В одних коллективах деловое общение образуют основу коллективной деятельности (прежде всего там, где имеются коллективное оружие), а в других коллективах общение возможно в основном на учебных занятиях. Привести пример.

    по качественным характеристикам: по уровню нравственной зрелости, сплоченности, уровню коллективного, боевого мастерства (слаженности), по состоянию воинской дисциплины, морально-психологическому климату, достижениям и результатам деятельности.

Кроме основных воинских коллективов, т.е. образованных на определенной штатной структуре (подразделение), существуют спортивные, художественные, молодежные и другие коллективы.

Наконец образуются стихийные микрогруппы, существование которых не предусмотрено, естественно, ни штатной организацией, ни какой-либо структурой общественных органов. Каждый воин, как правило, является членом нескольких коллективов: прежде всего основного, а также и других.

Воинский коллектив имеет свою социально-психологическую структуру.

Ее элементами являются люди и отдельные микрогруппы, образующиеся внутри коллектива.

Все эти позиции (индивидуальные и групповые роли) связаны специфическими отношениями. Социально-психологическая структура коллектива формируется на основе штатной организации подразделения с его системой руководства. Однако процесс ее образования зависит от индивидуальных особенностей членов коллектива, от их совместимости. Поэтому, в конечном счете, расстановка людей в этой внутриколлективной структуре определяется большим числом причин.

Структура воинского коллектива имеет тенденцию к стабилизации: если позиции, роли и взаимоотношения военнослужащих четко определились, то существенные перемены в структуре могут быть вызваны только исключительными событиями. Если же личный состав постоянно меняется, то беспрерывно идет процесс определения внутриколлективных позиции и ролей, вновь налаживаются связи и взаимодействия, что вносит в жизнь воинов значительную напряженность.

В том случае, если в подразделении запущена организаторская и воспитательная работа, то в воинском коллективе неизбежно появляются элементы ложного коллективизма и ложного товарищества.

Ложный коллектив характеризуется равнодушием к официальным целям и задачам и имеет свои, как правило, узко-корыстные ценности, которые и являются основанием его появления.

Психология ложного коллектива - это стремление за внешним приличием скрыть ненормальные взаимоотношения между военнослужащими, создать условия, при которых отдельной группе военнослужащих можно было бы безнаказанно игнорировать требования службы, нормы воинских уставов, позволять известные вольности, служить без напряжения. Элементы безнравственной групповой психологии включают традиции межличностных и межгрупповых отношений, в которых немалую роль играют психологическое давление, принуждение, а зачастую непосредственное физическое насилие. Предупреждение, выявление и принципиальная оценка, а также принятие действенных мер по изжитию проявлений ложного коллективизма - важнейшая задача командиров и воспитателей в их повседневной деятельности.

Второй учебный вопрос :Взаимоотношения военнослужащих и влияние их на общий уровень морально-психологического климата в воинском коллективе, на состояние боевой готовности войск.

В процессе сплочения и развития воинского коллектива достигается, как было уже сказано, морально-политическое и организационное единство личного состава подразделения. Оно проявляется в четкости и высокой эффективности совместных действий в служебное время, а также и во внеслужебное время, в сознании каждого воина, чувствующего свою близость и привязанность к сослуживцам, и ответственность перед ними.

Эта сторона единства членов воинского коллектива выражается в его психологии, которая представляет собой совокупность различных связей и отношений. От содержания, направленности и устойчивости психологии коллектива зависит качество выполнения стоящих перед ними задач.

Практика показывает, что для успешных действий коллектива важны, прежде всего, следующие условия:

1. Общие, согласованные позиции членов коллектива по главным вопросам общественной жизни и военной службы, которые формируются у них на основе единства идей, общности мировоззрения, убеждений и жизненных принципов.

    Навыки взаимодействия и общения, как в процессе служебной деятельности, так и в быту, связанные с четким распределением обязанностей, руководства и подчинения, а также нормы и способы регуляции совместной жизни и деятельности.

    Войсковое товарищество и дружба, то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными чувствами взаимного доверия, уважения и ответственности друг за друга.

Важным условием деятельности и развития коллектива являются традиции, боевые реликвии и воинские ритуалы. Все это в единстве и во взаимосвязи отдельных звеньев образуют комплекс социально-психологических явлений, или психологию воинского коллектива.

Социально-психологическими явлениями, в отличие от психических явлений, называют обычно процессы общения людей и те взаимосвязанные изменения в их сознании, психике, которые являются результатом общения. Следовательно, механизмом формирования и функционирования системы социально-психологических явлений служит общение воинов. Каждое звено психологии воинского коллектива, так или иначе, проявляется в общении, влияет на него и само испытывает влияние с его стороны.

Если говорить о взаимоотношениях военнослужащих в целом, то в их структуре можно выделить несколько сфер:

    служебную,

    общественную,

    неслужебную (бытовую), а также их неотъемлемый аспект –

    систему межличностных отношений.

В обиходе часто употребляются выражения «служебные и личные взаимоотношения», при этом подразумевается, что в служебных отношениях не должно быть личностного психологического элемента. Такое разделение нельзя считать правомерным. И на службе и вне ее взаимодействуют люди, обладающие разумом, чувствами, волей. Поэтому нельзя отрывать служебные и другие объективные отношения от личностных, так же как нельзя личностные отождествлять с неслужебными отношениями.

Межличностные психологические отношения являются одной из сторон объективных отношений и оказывают исключительно большое влияние на поведение военнослужащих.

Система таких отношений в силу своей внутренней психологической обособленности (симпатия, антипатия, безразличие, дружба, неприязнь и др.) складывается порой стихийно, она менее зрима, организационно не оформлена. Какие социально-психологические явления возникают в межличностных отношениях? В процессе общения воинов возникают следующие явления и процессы: взаимные требования и внушения, постоянные общие взаимные оценки, сопереживание и сочувствие, подражание и самоутверждение, престиж и много других. Все они являются мощными стимулами деятельности и поведения, механизмами саморазвития и формирования личности.

Таким образом, общение - это явление очень сложное, и его эффективность не всегда высока. Но надо знать, что чем выше уровень развития коллектива, тем эффективнее общение между его членами и наоборот. В общении вырабатываются единые взгляды, формируются взаимоотношения, навыки взаимодействия и совместной деятельности и другие элементы коллективной психологии.

Психология коллектива, то есть общественное мнение, настроение, традиции, взаимоотношения, не имеют самостоятельного, обособленного существования. Она выступает в психологии индивида, принадлежащего к данной группе. Однако индивидуальное, свойственное только данному человеку, и то, в чем выражена психология коллектива, не всегда совпадают.

Степень расхождения зависит от меры принадлежности данного человека коллективу, от силы связи с ним. Некоторые люди, не умея выделить индивидуальное по поступкам отдельных воинов, делают неверное обобщение о коллективе в целом

Первостепенными по значимости и роли в жизни и деятельности коллектива является идейное единство воинов и вытекающие отсюда общие позиции по конкретным актуальным вопросам, по мере упрочения коллектива воины во все большей степени становятся сознательными, идейными единомышленниками, что и является главным источником общих мотивов для коллективной деятельности. Идейное единство военнослужащих находит свое выражение в коллективных мнениях по вопросам, имеющим существенное значение в жизни и службе личного состава. Коллективное мнение представляет собой совокупность оценочных суждений, в которых выражается отношение массы (большинства коллектива) к различным событиям в жизни общества, к поступкам, поведению и деятельности как всего коллектива, так и каждого человека в нем.

Коллективное мнение - массовое социально-психологическое явление, развивающееся в процессе общения и взаимодействия людей, постоянного живого их обмена своими мыслями, взглядами, убеждениями, чувствами.

Это очень сложное, динамичное явление духовной жизни коллектива, являющийся сильнейшим фактором формирования коллектива.

Особое влияние коллективное мнение оказывает на личность воина. Через него во многом осуществляются такие воспитательные функции коллектива, как предъявление к личности системы требований и постоянный контроль и оценка ее поступков и поведения. Направляя и корректируя поступки и поведение людей в соответствии с общепринятыми нормами и требованиями, коллективное мнение способствует формированию у них определенных психологических качеств, необходимых для коллектива. Таким образом,коллективное мнение выступает как регулятор поступков и поведения воинов.

Коллектив непрерывно сопоставляет каждый поступок своего члена с системой норм, существующей внутри этой группы, и результаты выражаются в форме одобрения или осуждения. Во всем этом выражается не только идеи, взгляды, но и воля и чувства массы людей. Поэтому коллективное мнение сочетает в себе и убеждение, и внушение, и психологическое, а зачастую, физическое принуждение.

Динамика коллективного мнения.

Каким образом происходит формирование коллективного мнения?

В динамике становления и развития общественного мнения различают ряд степеней:

На первом этапе - люди непосредственно переживают какое-либо общественно-значимое событие, рассуждают о нем и индивидуально оценивают его.

На втором этапе - обмениваются своими чувствами и представлениями, взглядами и оценками. Именно здесь мнение переступает границы индивидуального сознания и захватывает сферу, прежде всего группового, а потом общественного мнения.

На третьем этапе - различные мнения объединяются вокруг основных точек зрения и формируется в процессе дискуссий общее мнение.

В сплоченном и дружном коллективе индивидуальные мнения обычно быстро достигают высокой степени согласия и преобразуются, по существу, в единое мнение.

Совокупность основных коллективных мнений, которые четко определились и являются устойчивыми и активными, характеризует направленность воинского коллектива.

Направленность - это ядро политико-морального состояния воинского коллектива.

Коллективные мнения и традиции.

Коллективные настроения - это частный случай совместных переживаний, овладевших на какое-то время всей общностью (или ее частью) и каждым человеком в ней.

Настроения и психические состояния коллектива или группы в нем являются структурными компонентами его психологии, представляющими преимущественно эмоциональную сторону его духовной жизни.

Иногда вместо слова «настроение» употребляется - «настрой».

Основными свойствами коллективных настроений являются:

    Преимущественная детерминация социальными факторами. В отличие от настроения индивида коллективное настроение преимущественно определяется материальными и духовными условиями жизни людей.

    Особая заразительность. Настроение - наиболее подвижный элемент психологии. Заразительность коллективного настроения определяется самим фактом контакта и непосредственного общения людей в условиях жизни бок о бок. Здесь действует социально-психологический закон подражания.

    Большая побудительная сила. Коллективное и групповое настроение обладает способностью прогрессивно усиливать чувства людей и на этой основе многократно увеличивать энергию составляющих группу индивидов.

4. Особый динамизм групповых настроений. Это свойство выражается в том, что оно способно:

а) переходить из одной формы в другую;

б) быстро перерастать в действие;

в) подвергаться колебаниям и в самый незначительный срок, почти мгновенно перестраиваться коренным образом.

Явления, возникающие в коллективе в процессе общения людей нередко фиксируются в обычаях, нравах, традициях. Они, как и другие, социально-психологические явления, возникают и проявляются в различных масштабах и играют важную роль в воспитании личности.

Традиции бывают: боевые, трудовые, спортивные, бытовые, служебные и др. Традиции характерны своей устойчивостью и относительной независимостью от перемен в личном составе.

Особое звено в психологии воинского коллектива - межличностные отношения.

Они представляют собой своеобразную сеть связей, объединяющих всех воинов в коллективе.

Межличностные отношения формируются в результате зарождения в сознании воинов чувства доверия и симпатии к своим товарищам по подразделению. Они создаются обоюдными, преимущественно эмоциональными, реакциями, переходящими в устойчивые и прочные чувства товарищества, взаимной привязанности и глубокой дружбы. Основной психологический компонент в структуре межличностных отношений - это позиция воина по отношению к каждому из своих товарищей . Она представляет собой комплекс чувств и оценочных суждений, которые вызываются поступками и качествами личности другого человека. Знакомясь, друг с другом, воины как бы сверяют свои жизненные позиции и в случае, когда эти позиции характеризуются взаимностью, между ними образуется прочная двусторонняя социально-психологическая связь.

Как уже говорилось, сеть межличностных отношений в развитом коллективе объединяет всех воинов. Тем не менее, положение членов коллектива в этой системе отношений неодинаково. Одни из них привлекают симпатии большего числа товарищей, другие - меньшего. Есть воины, слабо связанные с другими товарищами, находятся как бы на периферии или даже вне коллектива.

Положение воина в сети межличностных отношений характеризуется также возможностью оказывать влияние на поведение своих товарищей. Это положение личности в коллективе получило название авторитета. Авторитет обладает большой силой внушения.

Исключительная роль принадлежит авторитету командира в армии, которая по своему предназначению и по специфике организации немыслима без подчинения воли масс воле одного человека. Жизнь показывает, что завоевание авторитета руководителем - дело длительное и кропотливое, требующего большого труда и напряжения.

Отдельные молодые офицеры, не имея жизненного опыта, полагают, что они смогут завоевать авторитет и уважение своих подчиненных попустительством, снижением требовательности по службе или путем подкупа, посула, заигрывания с подчиненными. Жизнь показывает, что свое искреннее уважение и любовь воины питают к высоко требовательным, а вместе с тем заботливым и внимательным командирам. И особо высоко ценят тех офицеров, которые хорошо знают свою специальность, боевую технику и оружие, умеют добиваться успеха в работе, в организации быта подчиненных и укреплении воинской дисциплины.

Во всяком воинском коллективе наряду с командирами и начальниками авторитетом пользуются люди, равные по служебному положению и воинскому званию.

Авторитет рядового воина -это влиятельное положение его среди сослуживцев, основанное на уважении, на признании преимуществ в опыте, знаниях, способностях, моральных и физических и психологических качествах.

В здоровом коллективе авторитетом пользуются только достойные люди. Однако, зачастую в воинских коллективах преобладает ложный авторитет, то есть когда авторитетом в коллективе начинают пользуются воины с отрицательной направленностью.

Борьба с мнимым авторитетом - дело сложное, требующего вдумчивого подхода и большого педагогического мастерства. Неумелые действия руководителя в отношении лиц, обладающих ложным авторитетом, приводят, как правило, к усилению их позиций.

Важной задачей в изучении коллектива является оценка его слаженности (сколоченности), которая зависит от стремления и умения воинов согласовывать свои действия, подчинять их общему плану, соединять в единый процесс выполнения задачи, стоящей перед подразделением. Согласованность и гармоничность действий личного состава подразделения обеспечиваются с психологической стороны двумя группами факторов:

а) коллективной мотивацией

б) навыками и умениями взаимодействия.

Коллективная мотивация - это стремление воинов к согласованию своих действий, к взаимной поддержке и развитию успеха, достигнутого товарищами.

Это практическое проявление коллективизма личности.

Навыки и умения взаимодействия и дружеского общения состоят в том, чтобы в каждый момент совместной деятельности делать именно то, что вытекает из логики решения общей задачи, причем делать это самостоятельно, на основе личной оценки складывающейся обстановки, без указаний и просьб.

Таким образом, высокий уровень единства действий обеспечивается единым стремлением всех к общеколлективному успеху (коллективистская мотивация), а также умением каждого воина строить свои действия с учетом действий своих товарищей.

Вывод:

Рассмотренные здесь социально-психологические явления не исчерпывают психологию воинского коллектива.

Их правомерно рассматривать в качестве ее основных, базовых элементов. Кроме них в жизни коллектива важную роль играют масса других явлений, факторов и процессов. Однако, опираясь на общее представление о структуре и динамике социально-психологических явлений в коллективе, используя его как программу действия, можно последовательно и целенаправленно изучить конкретное подразделение и на этой основе выработать комплекс мер, направленные на повышение уровня боевой учебы, гуманитарной подготовки, улучшения воспитания военнослужащих и укрепления воинской дисциплины.

Воинский коллектив представляет собой одну из многих разновидностей социальных общностей, которые образуются благодаря общению и взаимодействию людей в ходе совместной деятельности.
Социальным качеством человека является потребность в общении с людьми, в ходе которого он усваивает знания, общественный опыт, соединяет свои силы с силами других для решения задач, непосильных одному человеку.
Наличие определенного круга общих задач и условий жизни приводит к созданию устойчивых социальных общностей различных величин, характера и длительности своего существования.
Действенным фактором духовного сближения воинов, превращения случайного сочетания человеческих характеров в устойчивую группу, а затем и в высокоразвитый коллектив является совокупная воинская деятельность, необходимость постоянного согласования усилий, распределения задач, взаимопомощи и взаимовыручки.
В процессе решения общей задачи идет быстрое наращивание числа нитей сцепления между воинами, отлаживание процессов управления и организации, сближение точек зрения и характеров.
Происходит качественный скачок в развитии общности как целостного образования.
От простой совокупности людей, еще не способной к эффективной совместной активности, осуществляется переход к организованной группе, субъекту коллективной деятельности.
Процессы развития неорганизованных совокупностей людей в воинские коллективы - типичные ситуации в воинской деятельности мирного и военного времени. Комплектование и формирование подразделений, создание сводных отрядов непосредственно в ходе боя - все это задачи, решаемые посредством преобразования неорганизованной, порой разрозненной массы в дееспособные боевые коллективы.
В условиях современной войны степень дезорганизации подразделений может быть повышена в связи с тем, что часть военнослужащих после применения противником оружия массового поражения будет находиться в состоянии временного нервно-психического потрясения.
А это состояние имеет и такие формы, когда развивается замкнутость, ослабевает чувство долга и заботы о своих товарищах. Следовательно, офицеры должны иметь определенный опыт в создании коллективов, их слаживании и боевом сколачивании, а также в восстановлении в необходимых случаях их структуры и боеспособности.
Итак, воинский коллектив - это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества.
Такие общности образуются в рамках организационной структуры подразделений с их системой управления, вооружения, распределения обязанностей, образа жизни, быта и отдыха.
Но сама по себе эта структура не создает коллектива. Нужно, чтобы между людьми, включенными в нее, образовались прочные духовные, деловые и личные связи, в том числе и дружба.
Только тогда образуется единый микросоциальный организм, эффективный в деятельности и создающий необходимые условия для всестороннего развития личности каждого отдельного воина.
Социально-психологической основой воинского коллектива являются многообразные духовные связи, которые прочно соединяют воинов в единое целое. Чем разнообразнее они, тем прочнее коллектив.
Понятие воинского коллектива обычно употребляется для характеристики такой общности военнослужащих и таких подразделений, которые в своем социальном развитии достигли высокого уровня.
В этой связи коллектив имеет ряд признаков, степень выраженности которых дает основание судить об уровне его зрелости.
1. Коллективом является такая совокупность военнослужащих, которая характеризуется единством идеологии, основных интересов и моральных принципов, высокоразвитым сознанием коллективизма и взаимной привязанности.
2. Одним из основных признаков коллектива является единство решаемых задач, целей и процесса деятельности; коллектив предполагает коллективную(совокупную) деятельность, которая реализуется коллективным мастерством, навыками делового взаимодействия и предполагает систему руководства и дисциплины.
3. Важным признаком коллектива является система социально-психологических явлений, которые формируются на основе различных форм общения воинов и служат тем звеном, которое связывает их в единый социальный организм.
Коллектив характеризуется также здоровым социально-психологическим климатом, дисциплиной и политико-моральным состоянием. Исходные предпосылки для формирования коллектива: люди, обладающие необходимыми данными для совместной жизни и деятельности; общие интересы, задачи, предполагающие общую
деятельность.
При наличии этих предпосылок развертывается межличностное и внутригрупповое общение - основной способ и механизм формирования коллектива и его психологии.
Основными свойствами коллектива являются его способность к совместной, коллективной деятельности и способность обеспечивать нормальные социальные условия для жизни, развития, удовлетворения потребностей каждого своего члена.
Важнейшим свойством коллектива является его тесная связь с другими коллективами. В каждом подразделении имеются объективные предпосылки для создания прочного боевого коллектива: коллективное оружие и коллективный характер деятельности, предполагающие необходимость общих четких действий при выполнении учебных и боевых задач; общие условия службы, боевой и политической подготовки и воинского быта.
На этой объективной основе и под влиянием целеустремленной работы командиров развертывается процесс идейного и организационного сплочения воинов, то есть процесс создания и становления коллектива. В Вооруженных Силах России существует большое разно- образие низовых(первичных) коллективов. В их структуре и психологии много общего.
Особенности, сходство и различие между воинскими коллективами обусловливаются рядом причин.
В качестве основной причины выступает разновидность(форма, вид, тип) деятельности, тех задач, для выполнения которых данный коллектив предназначен, то есть его военно-профессиональные особенности. Поскольку коллективная организация и содержание воинской деятельности заметно
отличаются от вида Вооружённых Сил (рода войск, специальных войск), то относящиеся к ним коллективы(мотострелковых, танковых, артиллерийских, авиационных, военно-морских и др. подр.) правомерно рассматриваются как имеющие весьма значительные социально-психологические особенности. Важным критерием дифференциации воинских коллективов является разделение военнослужащих на ряд служебных категорий: офицеров, прапорщиков, сержантов, солдат. Поскольку у этих категорий есть общие, специфические интересы и проблемы, поскольку они объединяются и образуют своеобразные коллективы: офицерские, сержантские, коллективы прапорщиков, отдельных военных специалистов (наводчиков, механиков-водителей и т. д.)
В зависимости от характера деятельности, особенностей личного состава(однородность-разнородность) и других объективных условий воинские коллективы различаются и рядом психологических признаков. Прежде всего это тип внутриколлективного общения.
В одних коллективах деловое общение, взаимодействие образуют основу коллективной деятельности(прежде всего там, где имеются коллективное оружие, боевая техника, обслуживаемая группами воинов, тесно взаимодействующими друг с другом).
В других коллективах общение возможно в основном в промежутках между выполнением задач, во время отдыха, а также на учебных занятиях, так как члены коллектива заняты индивидуальной деятельностью. В большинстве подразделений формы индивидуальной и коллективной деятельности переплетаются, соответственно и общение носит разнообразный характер.

Различаются коллективы и по своим качественным характеристикам: по уровню идейно-патриотической и нравственной зрелости, сплоченности, уровню коллективного и боевого мастерства(слаженности), по состоянию дисциплины, морально-психологическому климату, достижениям и результатам деятельности.
Для всех рассмотренных разновидностей воинских коллективов характерно то, что каждый из них вырастает на определённой штатно-организационной структуре(подразделение).
Исходя из этого правомерно назвать данную категорию основным воинским коллективом. Кроме того существуют спортивные, художественные коллективы, кружки и другие объединения "по интересам".
Наконец, образуются в сущности стихийные дружеские микрогруппы как в рамках одного подразделения, так и из числа военнослужащих разных подразделений..

Современный этап развития ВС РФ предъявляет повышенные требования к офицерам, их деловым, профессиональным, общечеловеческим, морально-боевым и другим качествам, выдвигает новые задачи по обучению и воспитанию военнослужащих. Одним из важнейших факторов и условий, определяющих эффективность и качество обучения и воспитания военнослужащих, является высокий уровень использования потенциала воинского коллектива. Проблема его использования относится к вопросам педагогической теории и практики, которые всегда входят в число актуальных.

История нам оставила различные документы, прогрессивные идеи, труды, факты из жизни Российских Вооруженных Сил, в которых рассматриваются различные вопросы деятельности офицеров, их взаимоотношения с подчиненными и их влияние на выполнение задач военного и мирного времени. Офицер всегда рассматривался, как руководитель, учитель и воспитатель своих подчиненных.

В современных условиях, как известно, Вооруженные Силы и стоящие перед ними задачи претерпели коренные качественные изменения. В результате этого предъявляются высокие требования к офицерам, их теоретическим знаниям и практическим навыкам и умениям, к профессионально-этическим качествам. Современный стиль в работе офицерских кадров характеризуется такими основными чертами, как научный подход, компетентность, деловитость, высочайшая степень ответственности за порученное дело, самостоятельность и инициатива, требовательность в сочетании с чуткостью к людям, критическое отношение к результатам своей работы.

Офицер выполняет очень широкий круг обязанностей, важнейшими из которых является организация боевой подготовки , обучение и воспитание подчиненных, руководство боевыми действиями воинских подразделений и частей, грамотная и эффективная эксплуатация техники и вооружения. При этом общими условиями эффективной деятельности командира являются высокопрофессиональные, управленческие, умственные, организаторские, педагогические, морально-боевые и многие другие качества.

Каждый офицер, прежде всего, является военным руководителем. Особое значение в его профессиональной деятельности имеют оргаиизационно-управленческие качественные характеристики , которые включают: организованность, плановость, мастерство в проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий. Умение регулировать и корректировать различные виды деятельности подчиненных, ставить задачи и их выполнять, умение контролировать исполнение служебных распоряжений, мобилизовать подчиненных на решение конкретных задач, управлять различными социальными процессами в подчиненных подразделениях, осуществлять руководство воинскими коллективами и отдельными военнослужащими и др.

Не менее значимыми в профессиональной деятельности офицера являются военно-педагогические качества. К ним относятся: педагогическая культура и профессиональное мастерство в решении задач служебной деятельности, в поддержании боеготовности, в укреплении воинской дисциплины; педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогическое мышление, культура речи, требовательность, педагогический такт, различные элементы педагогической техники, обеспечивающей эффективные воздействия на подчиненных.

В деятельности командира как руководителя большую роль играют его военно-специальные качества , такие как: знания теории и практики военного дела, оружия и боевой техники своего подразделения и противника, высокая военно-профессиональная эрудиция, личная дисциплинированность, внешний вид, военно-профессиональный и моральный авторитет.

Для выполнения офицером своих обязанностей недостаточно быть только хорошим организатором, знатоком военного дела или обладать методическими навыками. Важно быть личностью с высоким духовнонравственным потенциалом, в которой присутствуют такие понятия, как честь и честность, профессиональный долг, уважительность, доброжелательность, принципиальность, убежденность, справедливость. Эти качества позволяют быть авторитетным, эффективно влияющим на жизнь воинского коллектива. Под авторитетом понимается влияние офицера на подчиненных и положительное отношение, доверие и уважение военнослужащих к нему, основанное на служебном положении, воинском звании, глубоких знаниях, компетенции, деловитости и личностных качествах офицера. Кроме того, авторитет - это высокая квалификация, образцовый внешний вид, стиль взаимоотношений, уважительное отношение к людям. Разумеется, в работе по руководству подчиненными встречается немало трудностей. Их преодоление требует от офицерских кадров высоко развитой воли, мужества, упорства, настойчивости, выдержки, самообладания, решительности, инициативы, которые в значительной мере повышают его авторитет и усиливают положительное влияние на личный состав.

Военная служба - дело коллективное, и от каждого военнослужащего зависит, будет ли выполнена поставленная задача. Поэтому в деятельности офицера одной из важных задач является управление вверенным личным составом.

Каждый военнослужащий подразделения выполняет порученные ему задачи, в ходе которых требуется взаимодействие, совместная работа с сослуживцами. Хотя военнослужащие отличаются друг от друга и имеют индивидуальные особенности, но совместная деятельность их порождает такие общие психические явления, как эмоциональная атмосфера подразделения, симпатии, антипатии, общие интересы. В воинском подразделении в результате непосредственного общения происходит взаимовлияние военнослужащих друг на друга. Имеет место взаимная требовательность, следование примеру, обмен опытом, информацией, мнениями, настроениями. У каждого военнослужащего возникает стремление к самоутверждению, к занятию авторитетного положения в жизни подразделения.

В ходе управления офицер сталкивается с необходимостью учитывать морально-психологическую атмосферу, нравственный климат, существующий в подразделении. Учет его оказывает большое влияние на эффективность общей деятельности подразделения, уровень его сплоченности и дисциплины, а также на личность каждого военнослужащего в подразделении. Хороший психологический настрой в подразделении, бодрость, уверенность, взаимопонимание, уважение друг друга, доброжелательность, взаимная требовательность, товарищество, дружба - необходимые предпосылки и условия слаженности и согласованности общей деятельности военнослужащих. И наоборот, трения, конфликты, нездоровые мнения, подавленное настроение, психологическая несовместимость резко снижают результаты деятельности и воспитательные возможности любого подразделения. Для повышения эффективности управления в подразделении важно решать вопросы коллектива.

Общие признаки воинского коллектива

Сущность и признаки воинского коллектива

В ходе совместной деятельности люди практически всегда вступают в социальные общности - группы. Группой принято называть определенное объединение людей. Все человеческое общество состоит из множества групп, которые различают по целому ряду признаков:

По целям и содержанию деятельности (трудовые, боевые, учебные и другие группы);

По способу объединения (группы производственные, бытовые и т. д.);

По форме организации и возникновения (группы реальные, условные, организованные, формальные и неформальные);

По характеру и контактности общения, отношений к личности всех других членов группы (первичные контактные и вторичные - дистантные).

Кроме того, выделяют большие и малые социальные группы.

Большие социальные группы - это классы, прослойки, политические группы, партии, профессиональные союзы, вооруженные силы, нации и другие (возрастные, образовательные) общности и объединения.

Малые социальные группы - это воинское подразделение, цех, школьный класс, студенческий курс. Их принято называть первичными. Они отличаются от больших тем, что в них осуществляется постоянное межличностное общение, контакт, взаимодействие.

Следует отметить, что группа - более широкое понятие, чем коллектив. При этом не всякая может рассматриваться в качестве коллектива.

Принято считать, что малые социальные группы классифицируются в зависимости от уровня развития и социальной направленности. Наиболее известные разновидности - ассоциация, кооперация, корпорация и коллектив (см. рис. 1).

Любая малая социальная группа проходит три уровня развития: низкий, средний и высокий.

Низкий уровень характерен для группы военнослужащих, которые только что объединились на основе приказа (призывники) или личных интересов (любители шахмат), что обычно называется ассоциацией - группой, имеющей официальную структуру и общую цель, «но не действующей как целое». Поэтому в ней не развиты ни подготовленность, ни организационное единство, ни психологическая коммуникативность. Ее структура и дальнейшее развитие во многом зависят от количества военнослужащих. Известно, что каждый член группы не может находиться в объективных личностных отношениях более чем с 7 -12 другими ее членами. Складывающиеся отношения составляют внутреннюю структуру элементарной группы. Если группа больше, например, состоит из 15 или 20 человек, то она стремится к разделению на несколько групп.

Многочисленные наблюдения за поведением призывников указывают на то, что им требуется от 3 до 5 дней, чтобы познакомиться друг с другом.

За это время уменьшается выраженность депрессивных настроений, устанавливаются эмоциональные контакты. Иногда это происходит еще раньше, например, в пути следования к месту службы или на призывном пункте. Среди земляков сразу же можно определить лидера и круг его общения. Если в команде призывники разделились на несколько групп с активными лидерами, то между ними могут возникнуть эмоциональные конфликты либо отношения спортивного соперничества.

Если ассоциация не распадается, то она постепенно переходит на средний уровень развития, который характеризуется более осознанной деятельностью и дисциплинированностью военнослужащих. Такую группу называют кооперацией. В ней, как правило, наблюдаются прочные служебные и товарищеские отношения. Командные функции выполняют назначенные лица, имеющие определенную власть. Кроме того, в группах-кооперациях существуют неофициальные лидеры, которые либо поддерживают младших командиров, либо затрудняют официальное управление. Здесь имеется подготовленность и организационное единство. Однако мотивы, побуждающие к достижению общего результата и цели деятельности, не имеют четкой нравственной направленности. Нет в такой группе и высокого уровня психологической коммуникативности.

При благоприятных условиях в подразделении через 10-15 дней образуются 2-3 группы-кооперации, включающие в свой состав от 3 до 7 военнослужащих. Проходит некоторое время, и они могут перейти на более высокий уровень своего развития - уровень автономизации.

Автономная группа характеризуется четкой организационной структурой и дисциплиной, внутренним единством целей и мотивов деятельности. Здесь возрастают управленческая роль младших командиров и социальная активность лидеров. При этом в большинстве случаев между командирами и лидерами существенных противоречий не возникает, хотя отдельные трения и возможны.

Следует отметить, что от уровня социального развития воинской группы во многом зависит эффективность ее служебной и боевой деятельности. В сложных экстремальных условиях группы типа ассоциации и кооперации очень часто становятся неуправляемыми, легко поддаются панике и распадаются, в то время как автономные группы не снижают результатов деятельности. Для последних сложные и опасные ситуации становятся своеобразными катализаторами социальной активности, преодолевая трудности, военнослужащие еще больше сплачиваются.

Но сплоченность автономных групп может таить в себе определенную опасность. Это связано с тем, что высокая организация, единство взглядов, эмоциональная удовлетворенность при наличии сильного и авторитетного лидера создают условия для появления у группы как социальной, так и асоциальной ориентации. Например, если военнослужащие объединяются на основе общих социально полезных целей и нравственных ценностей, не замыкаются внутри своей группы, а стремятся к широким контактам, то такая автономная группа превращается в воинский коллектив. С другой стороны, если военнослужащие скрывают свои намерения, преследуют свои эгоистические цели, то такая автономная группа постепенно превращается в корпорацию и становится лжеколлективом.

Корпорации - внутренне организованные группы, обладающие внутренней структурой и общей деятельностью, цели которых определяются как «личные через групповые».

Корпорация характеризуется высокой степенью подготовленности, организационного единства и психологической коммуникативности, но отличается по нравственной направленности групповым эгоизмом и индивидуализмом. Как отмечают многие исследователи, именно корпоративный дух, или групповой эгоизм, создают условия для неуставных взаимоотношений, националистических проявлений, грубых нарушений воинской дисциплины, поскольку деятельность корпоративной группы регулируется узкогрупповыми интересами и волей 1 -2 негативных лидеров.

Коллектив - это организованная группа людей, являющихся частью общества, объединенная общими целями, совместной социально-полезной деятельностью. Коллектив - понятие латинского происхождения, означающее «собранность», т.е. целостность, сохраняющая неприкосновенность индивидуальности. Понятие же группы тождественно смыслу старого русского слова «кружок». В основе того и другого - связь, соединяющая людей. Дух коллектива хорошо отражают понятия «товарищество», «воинское братство».

«Нельзя представить себе коллектив, если взять по простому сумму отдельных лиц, - говорил А.С. Макаренко. - Коллектив - это социальный, живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище».

Воинский коллектив - организационное объединение военнослужащих на основе общности их идейных и морально-нравственных позиций, совместной службы и боевой (служебной, вахтенной и др.) деятельности под руководством единоначальника.

Воинский коллектив имеет ряд характерных признаков, наиболее типичные из которых - организованность, общественно значимая цель деятельности, сплоченность, совместимость (см. рис 2).


В своем развитии воинский коллектив проходит определенные стадии. Чаще всего из них выделяют три основные: социального единства, войскового товарищества и социальной зрелости.

Первая, начальная стадия развития воинского коллектива (стадия социального единства) характеризуется тем, что, находясь на ней, военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые необходимы для успешного выполнения служебных и общественных заданий. Она проходит не всегда легко. Как правило, возникают определенные трудности в сплочении коллектива. Нередко одна небольшая группировка безнравственных военнослужащих становится источником неуставных взаимоотношений и непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития воинского коллектива.

На второй стадии (стадии войскового товарищества), как правило, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются позитивные отношения между военнослужащими, формируется достаточно стабильная структура коллектива, которая не мыслима без коллективного мнения и настроения, взаимоотношений и сплоченности, дисциплинированности и коллективных привычек.

На третьей стадии социальной и боевой зрелости достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций воинского коллектива. Отношения между военнослужащими характеризуются наличием взаимопомощи, взаимоподдержки, взаимозаменяемости и бесконфликтности. В коллективе, достигшем данной стадии развития, преобладает здоровый морально-психологический климат, благотворно влияющий на всестороннее развитие личности воина.

Для обеспечения процессов взаимодействия, общения, оказания помощи и поддержки, согласования совместных усилий при решении общих задач, для успешных действий коллектива в самой сложной обстановке важны прежде всего следующие социально-психологические условия:

а) наличие общих, согласованных позиций членов коллектива по главным вопросам общественной жизни и военной службы, формирующихся на основе морального единства военнослужащих, общности их мировоззрения, убеждений и жизненных принципов;

б) навыки взаимодействия и общения, как в процессе деятельности, так и в быту, связанные с четкой и гибкой структурой распределения обязанностей, руководства и подчинения, а также нормами и способами регуляции совместной жизни и деятельности;

в) войсковое товарищество и боевая дружба, то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными чувствами взаимного доверия, уважения и ответственности друг за друга.

Независимо от вида общественно- полезной деятельности, лежащей в основе объединения и организации людей, каждый из коллективов имеет не только свою специфическую, но и общую для всех своих членов общественно-полезную задачу, определенную организационную структуру, своеобразное сочетание людей различных возрастов и национальностей, определенный стиль взаимоотношений. Не является исключением и воинский коллектив. Воинское подразделение как определенная социальная общность возникает на базе организационной структуры части (корабля) и включает в себя ряд подсистем, которым присущи свои социально- психологические особенности. Среди таких подсистем есть формальные и неформальные группы. К первым относятся строевые отделения, боевые расчеты, экипажи, караулы, ко вторым - группы земляков, друзей, любителей музыки, спорта и т. п. Кроме того, в подразделении существуют ранговые группы, связанные с функциями управления и руководства личным составом. Это могут быть официальные ранговые группы сержантов, офицеров, которые управляют людьми согласно своим функциональным или общественным обязанностям, но возможно формирование и неофициальных ранговых групп военнослужащих, которые руководят воинами в соответствии со своими эгоистическими интересами.

Наиболее тесно и непрерывно контактируемый коллектив называется первичным. Первичными коллективами в армии являются отделение, расчет, экипаж, взвод, рота (батарея) и им равные. Узкая группа военнослужащих, насчитывающая два-три и более человека, называется микрогруппой.

Таким образом, воинский коллектив как высшая форма объединения людей характеризуется организованностью, сплоченностью, совместимостью, общественно значимой целью деятельности, относительной устойчивостью и продолжительностью совместного функционирования.

Социально-психологические характеристики воинского коллектива

Одной из важнейших социально- психологических характеристик воинского коллектива является морально- психологический климат. Под этим термином понимают преобладающий и относительно устойчивый психический настрои коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу. Отношения друг к другу дифференцируются на отношения по горизонтали (например, в воинском коллективе между рядовыми, сержантами, офицерами) и отношением по вертикали в системе руководства и подчинения.

Служебные отношения - важнейшая основа взаимодействия людей при решении профессиональных задач, в том числе и военнослужащих в бою, на службе, в повседневной жизни. Система данных отношений предполагает неукоснительное исполнение боевых, служебных, трудовых обязанностей и ролей. Они официально закреплены в организационной структуре воинского коллектива, задаются в соответствующих руководящих документах: законах, приказах, уставах, правилах, наставлениях. Однако и на службе, и вне ее взаимодействуют конкретные люди, обладающие разумом, чувствами, волей, поэтому нельзя отрывать служебные отношения от личностных, так же как нельзя отождествлять личностные и неслужебные отношения.

Морально-психологический климат коллектива всегда проникнут сложной гаммой эмоций и чувств, которые существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название коллективного настроения.

Коллективное настроение - это эмоциональные реакции коллектива на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает коллективное сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение коллектива - это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью. От них зависит степень готовности военнослужащих к тем или иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному управлению.
Коллективные потребности - это психологическое отражение объективной или субъективной нужды коллектива в материальных или духовных продуктах (ценностях). Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. В основе формирования содержания коллективных потребностей находятся вполне конкретные объективные интересы, цели и стремления, достижение которых необходимо для полноценного решения задач, стоящих перед воинским коллективом. Однако они становятся реальной силой лишь тогда, когда преобразуются в личностную потребность большинства военнослужащих подразделения. Обогащению арсенала потребностей военнослужащих способствуют широта и гармония их отношения к воинской службе в целом, своей военно-профессиональной деятельности, командирам и начальникам, сослуживцам и др.

Коллективное мнение - совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива к различным событиям и явлениям в жизни общества, Вооруженных Сил, в поведении и деятельности как всего воинского коллектива, так и каждого военнослужащего, входящего в него. Коллективное мнение может проявляться в форме оценки, желания, одобрения, осуждения, требования и т.п. Оно как бы информирует военнослужащего о реакции на его действия и поступки со стороны других членов коллектива и тем самым способствует принятию адекватных решений, выбору образа поведения и действий.

Коллективные традиции - относительно устойчивые, сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной (боевой, вахтенной) деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов коллектива. К их числу относятся служебные (вахтенные, боевые), профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Важной обобщенной характеристикой любого воинского коллектива является его направленность (целеустремленность), которая представляет собой систему коллективных целей и задач ближайшей и дальнейшей перспективы. Именно в целеустремленности отражаются обобщенное социально-значимое лицо подразделения, характер его действий, коллективные интересы, запросы, устремления.

Характер и содержание направленности воинского коллектива в значительной мере определяются такой характеристикой, как групповая (коллективная) совместимость, представляющая собой способность военнослужащих согласовывать (делать непротиворечивыми) свои действия в различных видах совместной деятельности. Иными словами, это эффект сочетания взаимодействия военнослужащих, который отражает уровень удовлетворенности военнослужащих в совместной военно-профессиональной деятельности.

Результатом оптимальной коллективной совместимости и одним из условий эффективности функционирования воинского подразделения выступает сплоченность коллектива, представляющая собой характеристику прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий военнослужащих. К числу ее основных показателей отнесены четкость, слаженность и результативность совместной групповой деятельности.

В свою очередь коллективная сплоченность отражается на количественных показателях следующей характеристики, которая представлена коллективной согласованностью (сработанностью, слаженностью). Иными словами, это результат успешного взаимодействия военнослужащих в конкретной деятельности (при отработке задач и нормативов, несении вахтенной или боевой службы и др.).

Таким образом, рассмотренные социально-психологические характеристики воинского коллектива в совокупности дают возможность оценить морально-психологический климат, в котором живут и выполняют свои задачи военнослужащие подразделения, воинской части.

Руководителю ОГП целесообразно провести занятие методом рассказ- беседа с рассмотрением примеров из жизни подразделения.

В первом вопросе основное внимание необходимо направить на определение сущности коллектива, основные характерные отличия воинского коллектива от других форм социального объединения людей, а также разъяснение слушателям особенностей этапов (стадий) развития воинского коллектива.

При раскрытии второго вопроса занятия важно не только разъяснить солдатам (матросам) важнейшие социально-психологические характеристики воинского коллектива, но и обозначить роль каждого военнослужащего в создании и поддержании здорового морально- психологического климата в подразделении.

В заключительной части руководителю необходимо сделать выводы, отметить наиболее активных слушателей на занятии, дать задание на самоподготовку.

1. Давыдов Д. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов//Ориентир. - 2009. - №6.

2. Военная педагогика и психология. Психология воинского коллектива. - М.: 1986.

3. Колосов А. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива. // Ориентир. - 2008. - № 8.

4. Психология и педагогика. Военная психология. Под ред. Маклакова А.Г. -СПб.: Питер, 2004.

Подполковник Андрей Колосов