Всё о социальной работе. Социальная работа. Обучение социальной работе

Введение

Понятие «социальная работа» в 1900 году было предложено Симоном Паттеном применительно к деятельности добровольных помощников в сеттльменте. Сегодня его семантическое значение значительно расширилось и не имеет однозначной интерпретации, поскольку это связано с различными стратегиями поддержки нуждающимся людям. В зависимости от узкого или широкого понимания социальной работы намечаются границы предметной познавательной области, которая во многих странах мира определяется по-разному, что является следствием национальных и культурных традиций.

Под социальной работой понимают целенаправленную деятельность в обществе, устремленную на оказание помощи различным категориям нуждающихся. Такая деятельность может выступать на нескольких уровнях: макро-, мезо- и микроуровне.

Понятие «социальная работа»

Понятие «социальная работа» идентифицирует определенную область научного знания о процессе помощи и трудностях, возникающих в жизненном сценарии личности в результате различных биосоциальных и социопсихологических факторов. Это понятие объединяет определенную логику научного подхода, который, с одной стороны, осмысляет самое себя как определенную реальность, а с другой стороны - личность и ее проблемы в обществе как специфическом пространственно-временном и социокультурном континууме. В этой связи мы говорим о разнонаправленности знания: знание как самопознающее и как познающее другую реальность. Отсюда мы наблюдаем достаточно большой разброс тем, суждений, связанных и объединенных общим понятием - социальная работа. Среди них: социальное планирование, социопсихологическое консультирование, социальное обслуживание, гештальт терапия, алкоголизм, физическая и психическая неполноценность, социальный менеджмент и т.д.

Помимо научных определений и описания сущности знания социальной работы, существуют и имплицитные подходы, связанные с обыденными представлениями о данном явлении. Эти представления существуют как у клиентов, субъектов, нуждающихся в помощи, так и у парапрофессионалов, имеющих отношение к социальной работе, но еще не присвоивших ее язык и профессиональные мифы. Так, студенты одной из французских школ социальной работы делились следующими представлениями о сущности социальной работы, которая им представлялась как:

  • * фактор общественной эквилибристики;
  • * фактор, закрепляющий общественный порядок;
  • * осознанная форма социальной политики;
  • * образная критика.

Несмотря на то что область знания возможно описать и структурировать, определить возможные границы, выделить предмет и объект познания, дать точное определение на сегодня не представляется возможным. Этот процесс наблюдается практически во всех странах, где существует социальная работа. И если в США знание социальной работы связывают с представлениями о специфической деятельности, позволяющей субъектам восстанавливать и сохранять способность к общественному функционированию, то в Англии это знание сфокусировано вокруг принципов организации индивидуальной помощи.

Разнополярность взглядов и представлений о сущности знания социальной работы пока не позволяет говорить о единстве подходов к феноменологии процесса помощи, однако многообразие подходов свидетельствует о его наличии. Видимо, философия познания социальной работы и раскрывается в этой противоречивой логике, когда единство проявляется в многообразии.

Социальная работа - это понятие, которое идентифицирует определенную профессию в обществе. Однако понятие социальной работы объединяет разноплановую профессиональную деятельность. Профессиональная деятельность, связанная с консультированием семьи по вопросам воспитания детей, и социальная работа по ресоциализации имеют не только разные объекты помощи, но и требуют конкретных умений, навыков и знаний при решении различных типов поставленных задач.

Социальная работа в контексте профессии расширяет и конкретизирует понимание процесса помощи применительно к тем или иным категориям субъектов, к тем или иным деятельностным формам. Отсюда важнейшими доминантами, раскрывающими метафорическое понятие «социальная работа» в контексте профессии, будут являться морфология деятельности, профессиональные роли социального работника, профессиональные мифы. Они в своей совокупности, в своем ключе представляют понятие -социальная работа. Социальная работа - это базовое понятие, которое идентифицирует ряд дисциплин, раскрывающих процесс помощи и взаимопомощи в общности. Представляя собой ряд дисциплин, данная область знания призвана сформировать у будущих профессионалов целостное представление о сущности помощи в обществе, методах поддержки различных категорий населения, дать необходимую совокупность сведений о личности в дезадаптивных и аномических ситуациях. В этом отношении социальная работа как учебная дисциплина направлена на формирование когнитивных структур личности, на формирование понятийного поля профессионала и его профессиональной мифологии.

Как профессиональная деятельность социальная работа общего профиля охватывает три широкие сферы:

  1. социальная терапия на индивидуально личностном и семейном уровнях с целью социальной адаптации и реабилитации индивида и разрешения конфликтных ситуаций в контексте окружающей его среды;
  2. социальная работа с группой, причем группы могут классифицироваться: по возрасту (детские, молодежные или группы престарелых граждан), по полу, по интересам или схожим проблемам (конфессиональные, объединения одиноких родителей, матерей-одиночек, отцов-одиночек, группы бывших алкоголиков или наркоманов и др.). Часто социальным работникам приходится иметь дело с группировками асоциального или даже криминального характера (детская или подростковая преступность, бродяжничество, организованная проституция, наркомания, молодежные группировки асоциальной направленности и т. д.);
  3. социальная работа в общине, по месту жительства. Она ориентирована на расширение сети социальных услуг, на укрепление общинных связей, создание благоприятного социально-психологического климата в местах компактного проживания людей, а также на организацию разного рода локальных инициатив, групп взаимопомощи и др.

Чтобы понять специфику социальной работы, нужно соотнести ее с благотворительностью, религиозной и светской, т. е. определить деятельность социальных работников как «профессиональную». Именно слово «профессионализм» и является ключевым при определении сути социальной работы ее элитой. В современном понимании используя термин «профессия», указывают на некий круг проблем и на набор приемов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для нее системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на своих критериях успешного разрешения заданных проблем. Кроме того, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае все имеет конечную цель, определяемую интересами клиента. Знания, умения, понятия и нормы профессиональной деятельности передаются от поколения к поколению через систему профессиональной подготовки. Причем особое внимание уделяется выработке практических навыков, а также передаче профессиональных традиций непосредственно от опытных специалистов к новичкам.
Личность специалиста и ее профессионально-значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора, под непрерывным давлением профессионального сообщества как группы людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру выражаться и одеваться. С помощью развитой системы стимулов и санкций складываются внутренняя структура и единство профессии. Жизнеспособность профессий связана прежде всего с тем, что они обеспечивают эффективный способ решения специфических задач в условиях ограниченных ресурсов. Для индивида принадлежность к определенной профессии означает, с одной стороны, идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его жизни, а с другой - являет собою некий достаточно объективный критерий личных достижений. Профессиональная организация означает, что сами специалисты осуществляют в известных пределах контроль над ресурсами и привилегиями. Это дает основания рассматривать профессиональные знания как своего рода собственность. И, наконец, нужно отметить, что каждая профессия старается четко ограничить круг вопросов, относящихся к компетенции специалиста, и в этом смысле создает нечто типа шор, сужающих его поле зрения.
Характер профессиональной деятельности требует от социального работника знакомства с широким кругом вопросов, начиная с организации системы социального обеспечения в целом и соответствующего законодательства, элементов социологии и экономики, и заканчивая конкретными, т. е. предполагающими знание прикладной психологии, приемами работы с «клиентами». Идея «профессионализма», задающая соответствующую модель и стандарт поведения, оказала огромное влияние на всю организацию социальной работы - от низовой до глобальной, поскольку создала то идейное единство, которое характеризует профессиональную группу как некое «воображаемое сообщество». Несмотря на разнообразие сфер специализации (разные категории клиентов, разные стили работы, разные теоретические подходы), во всех областях социальной работы определились некие общие особенности, которые позволяют считать этот род деятельности единой профессией, а не просто пестрым перечнем функций и организаций.
Квалифицированное содействие людям в решении их жизненных проблем определяет профессиональные особенности социальной работы. Профессия социального работника несколько тесно связана со смежными профессиями, что у кого-то могут возникнуть сомнения в ее самодостаточности как особой профессии, основательности ее претензий на равноправное положение среди «собратьев». От традиционных сфер деятельности, связанных с анализом и решением человеческих проблем (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т. д.), социальная работа отличается прежде всего своим интегральным характером. Социальный работник поступает в какой-то мере и как психолог, и как социолог, и как педагог, и как юрист. Психологическими методами он пользуется, скажем, при диагностировании личностных проблем клиента или нейтрализации его сопротивления предлагаемым процедурам социальной терапии. К социологическим методам он прибегает при составлении социальной истории семьи или изучении общины. Педагогические методы применяются им при воздействии на установки и поведение клиента. Он выступает и как юрист, консультируя своего клиента по вопросам законодательства. Социальная работа близка и к медицине - не только тем, что в ней широко используется медицинская терминология (лечение, терапия, профилактика, клиника, патология и т. д.). Терминология выражает в данном случае некоторую общность в подходах к человеку. Более того, есть такие области медицины, которые с полным основанием можно отнести и к социальной работе: социальная реабилитация больных, медико-социальная помощь, социальная гигиена, патронаж. Что касается термина «патронаж», то в некоторых странах (Великобритания, Швеция) им как раз обозначается социальная работа в целом.
Социальный работник является в некотором смысле универсалом, но его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Он не подменяет психолога, социолога или педагога, равно как и те, даже вместе взятые, не могут подменить или заменить социального работника. В связи с этим укажем еще на одну принципиальную особенность социальной работы как профессии - на ее пограничный характер. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий Оно не нацелено на «оккупацию» соседних территорий и их насильственное присоединение. Его вполне устраивает режим взаимного обмена информацией, инструментарием, технологиями. Методика психосоциальной работы, например, позаимствовала отдельные элементы классической психотерапии, не причинив, полагаем, ущерба ее статусу и авторитету.
Важно понять следующее отличие социального работника от педагога, психолога, социолога. Если психолог имеет дело с психикой человека, социолог - его социальными отношениями, медик - состоянием его физического и психического здоровья, а юрист - его правовым поведением, т. е. каждый из них приходит к человеку с какой-то одной, причем, «своей» стороны, то социальный работник воспринимает его как целостного индивида, в единстве его различных сторон. Можно сказать так, что в первом случае реализуется абстрактный подход к человеку, во втором - конкретный. Это целостное видение человека позволяет в какой-то степени уравнивать тенденцию его частичной «репрезентации» в отдельных науках и профессиях. Ценностная направленность действий психолога или социолога: от профессиональных ценностей к человеку как к ценности, в действиях социального работника наоборот: от человека как высшей ценности - к ценностям профессиональным.
Для социальной работы характерна ориентация на Реальных людей с их жизненными заботами и трудностями, для смежных профессий - на выполняемые ими социальные функции, реализуемые психические качества, соблюдаемые или нарушаемые нормы и т. д.
Важная особенность социальной работы как профессии, чего нет ни в одной из смежных сфер деятельности, - это ее посреднический характер.
Социальная работа немыслима без элемента посредничества, причем этот элемент оказывается не периферийным, а центральным. Посреднический характер социальной работы - это следствие ее интегральности и пограничности, направленности на целостного человека и ориентации на жизненные проблемы реальных людей. Необходимость посредничества между человеком и разного рода социальными институтами возникает тогда, когда первый не может самостоятельно реализовать свои права и возможности. В самом общем виде социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом. Он содействует, с одной стороны, эффективной адаптации клиента в этом социуме, с другой стороны - процессу очеловечивания этого социума, преодолению его отчужденности от забот реальных людей.
При более содержательном рассмотрении посредничества можно обнаружить несколько направлений его осуществления: между клиентом и разного рода социальными институтами; между клиентом и другими специалистами (психологом, педагогом, медицинским работником, юристом); между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента; между различными клиентами.
Эффективное осуществление посреднических функций возможно при выполнении определенных условий: понимание социальным работником проблем клиента, его способность к «тотальному вживанию» в клиента, смысл его проблем; способность социального работника к адекватному выражению и представлению (репрезентации) жизненных проблем клиента; знание посредником социальных ресурсов, которыми располагают различные учреждения и организации; знание социальным работником инструментальных возможностей смежных профессий, представители которых привлекаются к участию в решении проблем клиента; наличие общего «языка», обеспечивающего взаимопонимание разных специалистов и их эффективное сотрудничество; готовность социального работника стать по необходимости «переводчиком»; делегирование клиентом социальному работнику представительных полномочий; делегирование социальному работнику соответствующих полномочий со стороны государственных учреждений и организаций; признание права социального работника на частичное представительство смежных профессий; и, наконец, доверие сторон посреднику, что достигается благодаря его профессионализму и поддерживается безупречной работой.
Специализированная социальная работа используется в сфере труда и занятости, в здравоохранении и медико-реабилитационных службах, в системе образования, правозащиты, пенитенциарных учреждений, в вооруженных силах.
Социальная работа осуществляется через деятельность системы социальных служб и социальных учреждений, в индустриально развитых странах называемых институтом социального благосостояния. Его основная задача состоит в том, чтобы проводить в жизнь социальную политику государства, содействовать нормальному функционированию социальной среды и поддерживать социальную стабильность в обществе посредством оптимизации жизнедеятельности человека. В данный социальный институт входят: государственные учреждения, общественные и частные организации, составляющие целостную систему социальной защиты, социального обеспечения и социального обслуживания населения; высшие и средние специальные учебные заведения, готовящие специалистов для данной отрасли.
В основе социальной работы - профессии находится определенный функциональный стандарт, связанный с оказанием конкретных видов помощи разнообразным группам в соответствии с задачами и основами экономической, политической и правовой политики конкретного социально ориентированного государства. В связи с введением образовательного стандарта по подготовке социальных работников в него включен и специальный предмет - «социальная работа», задачи которого связаны с формированием профессионального самоопределения.
Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Она осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы - это добровольная (благотворительная) помощь. Профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).
Цели социальной работы, независимо от модели теоретического обоснования и практики, связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией.
В число основных задач и профессиональных обязанностей социального работника входит:

  • оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;
  • помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;
  • защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;
  • способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты;
  • использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.

Рассматриваемый круг задач со всей определенностью показывает, что они включают в себя широчайший диапазон тех навыков и умений, которые потребуются социальным работникам для их выполнения. Если рассматривать в контексте с задачами социальной работы круг основных обязанностей, которые должен выполнять социальный работник как профессионал, то в основном это выглядит следующим образом: создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу; выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого; опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность; содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым; наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми; общаться вербально и письменно; организовывать и вести беседу в различных обстоятельствах; вести переговоры, выступать по радио и т. д.
Поле деятельности социального работника очень широко: в микрорайонах и на предприятиях он выявляет лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психологической, материальной помощи; содействует интеграции деятельности различных государственных организаций и учреждений по оказанию социально-экономической помощи населению; помогает в семейном воспитании; проводит работу с пенсионерами, инвалидами, детьми; участвует в работе по созданию центров социальной помощи, социальной реабилитации; работает с несовершеннолетними правонарушителями и людьми, вернувшимися из заключения, и т. д.
Рассматриваемые задачи социальной работы, роли, функции и обязанности социального работника не исчерпывают всей его деятельности, но они позволяют проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального работника, а именно, умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им. То есть общение выступает как одна из главных ролей социального работника. При этом общение происходит на разных уровнях: социальный работник как представитель государства, оказывающий помощь членам общества; социальный работник - группа, и наконец, социальный работник и клиент. Последнее наиболее значимо, так как в конечном счете самым главным является конкретный человек. Поэтому овладение навыками общения считается очень важным и значимым при подготовке социальных работников. К ним относятся:

  • Умение выслушать других с пониманием и целенаправленно.
  • Умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для анализа и оценки ситуации.
  • Умение создать и развивать отношения.
  • Умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение, применять знания по теории личности и диагностические методы.
  • Умение добиться доверия подопечных.
  • Умение обсуждать острые проблемы в позитивном эмоциональном настрое. ж) Умение вести исследования или интерпретировать выводы.
  • Умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами.
  • Умение налаживать межинституциональные связи.
  • Умение интерпретировать социальные нужды и докладывать о них в соответствующих службах, институтах.
  • Умение активизировать усилия подопечных по решению собственных проблем.

К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие:

  1. Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом.
  2. Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника.
  3. Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.
  4. Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей.
  5. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.
  6. Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования).
  7. Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав.
  8. Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними.

Информация, полученная в процессе исследовательской работы, должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то:

  1. интересы клиента всегда должны быть на первом месте;
  2. социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки;
  3. никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды;
  4. никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу;
  5. социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой. Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;
  6. социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;
  7. социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т. е. принимать решения по поводу своих проблем, методов «лечения»;
  8. социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.

Что касается такого важного этического момента, как конфиденциальность, то социальный работник должен:

  • уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;
  • информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использования;
  • получить согласие клиента на печатание, запись разговоров, участие третьего лица; в отношении с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен.

Следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов; относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания суждений на этот счет.
К профессиональным качествам социального работника также нужно отнести следующее:

  • Социальный работник должен придерживаться и умножать цельность, этику, знание и миссию социальной работы.
  • Социальному работнику следует защищать достоинство и цельность профессии.
  • Социальный работник должен критически оценивать и быть в центре знаний, касающихся социальной работы.
  • Социальный работник должен участвовать в накоплении знаний социальной работы, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами.

Нужно также выделять личные качества социального работника, отношение к работе и его навыки общения.
Личностные особенности: доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность. Навыки общения: внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям. Отношение к работе: добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе.
Неприемлемыми для социальных работников клиента считают следующие качества: личностные особенности: нервозность, корысть, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость. Навыки общения: грубость, неуважение к старым людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость. Отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.

Кем работать по выпуску из ВУЗа? В действительности, ответить на этот вопрос бывает очень трудно. Ведь даже многие преподаватели не могут однозначно ответить студентам, что ждет их впереди. Тем не менее для некоторых построение карьеры в данной области - дело довольно интересное и даже успешное. К сожалению, разных альтернатив тут мало. Вот такая жестокая специальность "Социальная работа". Кем работать после окончания ВУЗа? Давайте попытаемся разобраться в этом как можно скорее. Ведь предлагаемых вакансий не так уж и много, хотя места на должности, как правило, постоянно пустуют.

Социальный работник

Разумеется, первое место, которое только можно посоветовать - Дело все в том, что данная вакансия не пользуется особой популярностью в России, хотя она играет важную роль для общества.

Вы закончили специальность "Социальная работа". Кем работать? Как уже было сказано - социальным работником. Что тут делать? Вы должны будете помогать людям, нуждающимся в а также выявлять и ставить их на учет. Иными словами, находиться на государственной службе по "слежке" за социальным развитием населения.

Специалист по социальной работе - это далеко не самая перспективная должность. Это показала практика. Ведь стать начальником не получится - для этого у вас должны быть связи. А вот "рядовым" сотрудником может стать каждый. Только уровень зарплат с учетом ответственности и эмоциональной нагрузки очень и очень маленький.

Политика

Работа может также заключаться и в политике. Дело все в том, что очень многие выпускники данной специальности имеют огромные перспективы личностного роста. А это, как ничто другое, поможет им добиться успехов в политике.

На практике, если честно, такая ситуация прослеживается очень редко. Ведь стандартное описание специальности не включает в себя никаких упоминаний о политической деятельности. Как правило, выпускникам говорят о том, что им удастся устроиться только в качестве рядового социального работника на каком-нибудь предприятии и работать там чуть ли не всю жизнь.

Так что, не стоит думать, что "Социальная работа" - это приговор. Вы легко сможете стать успешным политиком. Только для этого придется приложить немалые усилия. Зато результат сможет вас порадовать во всех смыслах.

Педагог

Очень распространена нынче такая вакансия, как социальный педагог. Если честно, то данная должность чаще всего встречается в детских садах. Там воспитателями зачастую становятся выпускники специальности "Социальная работа". Почему так получается?

Дело все в том, что такие сотрудники, как правило, очень быстро определяют социальные проблемы у малышей и их родителей. И при надобности ставят их на учет в качестве неблагополучной семьи. Это, в свою очередь, помогает устранить проблемы и улучшить атмосферу. И, разумеется, благоприятно влияет на ребенка.

Только вот социальная работа с детьми не особо пользуется популярностью среди выпускников и молодых сотрудников. Дело все в том, что тут вы не сможете получать высокую заработную плату. Да и с карьерным ростом дела обстоят очень туго. Таким образом, работать педагогом (социальным) способны только те, у кого "душа лежит" к данной профессии.

Сиделка

Вы закончили специальность "Социальная работа". Кем работать после выпуска? Например, у таких выпускников имеется возможность работать профессиональной сиделкой для инвалидов. Перспектива не самая лучезарная, зато вакансия данная пустует практически всегда.

Тем не менее сиделкой работать согласится далеко не каждый. Особенно если учесть, что опять же вы будете получать низкую заработную плату, зато во время рабочего дня придется выкладываться по полной программе. Зачастую сиделки к концу недели выглядят словно выжатый лимон.

Поэтому молодые выпускники не особо заинтересованы в данной вакансии. У них больший интерес вызывает вакансия "воспитатель общежития". Только вот на практике на такую должность принимают людей с огромным жизненным опытом. Обычно данная вакансия занимается исключительно женщинами после 50 лет. Так что у молодых выпускников шансов устроиться на данную вакансию крайне мало.

Психолог

Социолог-психолог - это еще одно место, которое доступно выпускникам. Но здесь дела обстоят чуть получше, чем с предыдущими вакансиями. Дело все в том, что социологом-психологом можно работать как в государственном учреждении, так и в частном. В первом случае вы будете на госслужбе, но заработная плата у вас будет мизерная. А работы - много.

Во втором же случае у вас не будет государственной службы в стаже, зато вот уровень заработной платы окажется в несколько раз выше. Кроме того, клиентура также отличается в этих двух местах. В первом случае вам, скорее всего, придется работать с неблагополучными семьями, а во втором - обслуживать элитных клиентов.

Разумеется, каждый сам выбирает, что для него лучше. Только вот на практике доказано, что социолог-психолог довольно часто выбирается в качестве частной работы, нежели государственной. И это понятно - для молодых сотрудников очень важен карьерный рост, а также уровень заработной платы, которые не удовлетворяют в государственных учреждениях.

Медицина

У вас в дипломе написана специальность "Социальная работа". Кем работать? Например, помимо всех перечисленных вакансий, вы также можете в медицинские учреждения. И тут существует несколько вариантов развития событий. Каких именно? Давайте разбираться.

К примеру, выпускники нашей сегодняшней специальности могут работать так называемым социальным медицинским работником. Данная вакансия подразумевает поддержку и помощь больным людям. К примеру, работу с алкоголезависимыми и наркозависимыми людьми, а также с инвалидами разных категорий. Это далеко не самое лучшее место для работы молодых и перспективных выпускников ВУЗов.

Также можете работать психологом в медицинском учреждении. Это более хорошее место. Обычно именно на данную должность и нанимаются сотрудники, которым важно работать в медицине, но при этом иметь диплом социолога.

Заключение

Сегодня мы с вами разобрались, что за специальность "Социальная работа", кем работать, а также какие места выбираются выпускниками чаще всего. Если честно, то на практике получается так, что по диплому данного направления мало кто работает.

Зачастую достаточно просто получить хоть какое-нибудь высшее образование, чтобы работать в том или ином месте. Например, социологи очень часто встречаются в качестве менеджеров, официантов и кассиров. То есть с данным дипломом вы можете трудоустроиться туда, куда пожелаете. Но в большинстве случаев только рядовым сотрудником.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

по дисциплине «Социальная работа»

на тему «Социальная работа как профессиональная деятельность»

Введение

Заключение

Введение

Социальная работа - профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Социальная работа развилась в основную профессию по оказанию помощи нуждающимся оказавшиеся в затруднительной ситуации. Клиентами социальной работы обычно являются представители слабых, уязвимых, экономически и необеспеченных слоев населения (пожилые и старые люди, дети, подростки и молодёжь, молодые семьи и семьи и т.д.).

Деятельность - это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого-либо предмета. У социального работника - это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Таким образом, социальная работа - это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.

Социальная работа - это профессиональное содействие людям в успешном разрешении их жизненных проблем посредством развития собственных ресурсов человека и его социального окружения.

1. Диагностическая - социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит «социальный диагноз»;

2. Прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессов, происходящих в семье, группе, обществе, и вырабатывает определенные модели социального поведения;

3. Правозащитная - использует законы, правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населению, его защиту;

4. Организационная - способствует организации социальных служб на предприятии и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи, социальных услуг населению;

5. Предупредительно - профилактическая- приводит в действие различные механизмы (педагогические, психологические, юридические, медицинские и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;

6. Социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовки молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;

7. Социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности (культурно - досуговая, спортивно-оздоровительная, художественного творчества) и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;

8. Психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности. Оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;

9. Социально-бытовая - способствует в оказанию необходимой помощи и поддержке различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.п.) в улучшении их быта, жилищных условий;

10. Коммуникативная - установление контакта с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Средствами социальной работы называют те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы.

1. Место и роль социальной работы в системе профессии социальной сферы

Социальный работник выполняет функции, которые раньше делили между собой общественные организации и различные государственные структуры (в органах образования, здравоохранения, социального обеспечения и пр.). Он призван осуществлять социальную защиту каждого человека, его прав и интересов, содействовать в решении конкретных проблем, помогать в нужде, горе и одиночестве.

Социальная работа ориентирована на работу с различными социальными, половозрастными, религиозными, этническими группами, а также с отдельными лицами, нуждающимися в социальной помощи и защите. Местом работы социальных работников (социальных педагогов) могут быть:

Социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования (дошкольных, внешкольных, общеобразовательных учреждений, колледжей, лицеев, школ-интернатов, детских домов, ВУЗов и др.);

Социальные службы специализированных учреждений (домов престарелых, семейных детских домов, центров реабилитации, социальных приютов, спецшкол для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, бирж труда и др.);

Социальные службы предприятий, организаций и учреждений, общежитий, коммерческих структур, творческих и общественных организаций, различных фондов, банков, благотворительных организаций;

Социальные службы муниципальных органов и их учреждений (социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы; отделы по социальной защите населения, отделения социальной защиты на дому и другие органы опеки);

Службы культурного досуга (подростковые клубы, дома культуры, сельские клубы, школы народных ремесел, семейные клубы, парки и др.);

Валеологические и физкультурно-оздоровительные службы (профилактории, реабилитационные комплексы, центры народных средств оздоровления и лечения при больницах, медпунктах, на дому). Валеология - это «общая теория здоровья», претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека.

23 апреля 2001 г. решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен тремя относительно новыми специальностями и направлениями научной и практической деятельности: «социальный педагог», «социальный работник» и «специалист по социальной работе». С самого начала потребовалось определить: кто такой профессиональный социальный работник в России накануне нового тысячелетия? что, на самом деле, имеет отношение к сфере его профессиональной компетенции? каковы особенности отечественной модели профессиональной социальной работы на современном этапе? При этом за всеми этими вопросами, целями и задачами хотелось бы не потерять конкретного человека с его горестями и проблемами - того самого человека, во имя и для которого начиналась эта многотрудная деятельность по созданию/возрождению системы социальной работы/педагогики в России.

Каковы же особенности российской модели социальной работы на современном этапе?

В истории отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение профессий «социальная работа» и «социальная педагогика» идёт отнюдь не на пустом месте. Становление и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоит первая особенность формирования отечественной модели социальной работы. Вторая особенность определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой - эта, некогда могучая, традиция социальной помощи в дореволюционной России в ходе известных событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально - слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, - а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна, как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, - хотя и не на пустом месте - создавать современную национальную систему социальной работы. Третья особенность органично связана со второй; т. к. груз нерешённых проблем в социальной сфере изначально ставит специалистов в области социальной работы перед трудноразрешимой проблемой: они вынуждены одновременно налаживать эффективную систему социальной защиты, параллельно занимаясь разработкой научной концепции, адекватной требованиям момента. Фактически становление социальной работы как профессиональной сферы деятельности идёт одновременно с научно-практической разработкой основных методологических, концептуальных положений, определяющих сущность столь сложных явлений, как социальная работа - социальная педагогика. Четвёртая особенность коренится в тесном единстве таких социальных понятий, процессов и феноменов, как «социальная работа» и «социальная педагогика». Исторически так сложилось, что социальная работа в России - это не только деятельность по оказанию непосредственной социальной помощи нуждающимся, но и работа по созданию благоприятных условий для развития и становления личности в социальном, психологическом, экономическом, правовом контексте. Социальная работа/педагогика в России, будучи, вне всякого сомнения, самостоятельными областями теории и практики, имеют множество точек соприкосновения, и, как показал исторический опыт, практикуемое порой противопоставление социальной работы и социальной педагогики приносит больше вреда, чем пользы.

2. Специфические черты социальной работы как профессии

социальный работы профессия российский

Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности человека. Социальная работа осуществляется на профессиональном и непрофессиональном уровне. Непрофессиональный уровень социальной работы - это добровольная (благотворительная) помощь, профессиональная социальная работа реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т. д.).

Социальная работа как профессия имеет форму социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с клиентом (психосоциальная работа). Цели социальной работы независимо от модели теоретического обоснования и практики связаны с поддержанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в различных странах задачи социальной работы, а также средства ее осуществления различны и определяются социокультурным контекстом и традицией. Развитие современного общества с присущими ему тенденциями к распаду традиционных связей в обществе фрагментаризации и маргинализации порождает все более отчетливую потребность в специализированной деятельности по решению разнообразных «социальных проблем». Социальная работа как особая профессия со своим подходом к решению этих проблем и к подготовке будущих специалистов является своеобразным ответом на подобный запрос. Вместе с тем социальной работе присущи и некоторые особенности, обуславливающие противоречивость ее статуса. Сам характер тех проблем, с которыми она имеет дело, не позволяет предложить однозначных методов их эффективного решения. Любые же просчеты здесь особо заметны. Часто социальных работников превращают в козлов отпущения, на которых удобно сваливать вину семьи, общества и государства. Молодость профессии объясняет сравнительную непрочность ее позиций в академическом и административном мире.

Попытки социальных работников найти объективные и научные способы решения человеческих проблем часто вызывают недоверие, ибо данная сфера рассматривается, как личностная и бытовая. То, что социальная работа активно вторгается в традиционную сферу личной жизни, предлагая свой «профессионализм» как частичную замену неформальных межличностных контактов вроде родственной поддержки или дружеского совета, нередко также вызывает враждебную реакцию и раздражение. Обыденное сознание сопротивляется внедрению «научного подхода» в личную жизнь. А представители академической науки, наоборот, часто отказывают социальной работе в праве считаться полноценной научной дисциплиной из-за отсутствия автономной и должным образом развитой теоретической базы. Для многих это интуитивное искусство, а не наука, которую можно постичь. Другой способ описания специфики социальной работы по отношению к другим видам деятельности в социальной сфере (в частности, благотворительности), - состоит в описании, определении деятельности социальных работников как деятельности «профессиональной». Именно слово «профессионализм» служит ключевым при определении сути современной социальной работы. Используя термин «профессия» в современном понимании, обычно указывают на некий круг проблем и на набор приёмов, с помощью которых эти проблемы можно выявлять и разрешать. Таким образом, каждая профессия базируется на специфической для неё системе знаний как теоретического, так и практического характера, а также на собственных критериях успешного разрешения специфических для данной профессии проблем.

Помимо этого, каждая профессия вырабатывает особую систему этических принципов, задающую некие «правильные» способы взаимоотношений с клиентами, коллегами и внешними инстанциями. Образовательные учреждения и профессиональные ассоциации стоят на страже этих принципов, превращая их в правила поведения. Особенно явственно связь между операциональными и этическими компонентами деятельности выступает в тех профессиях, которые принято называть самыми гуманитарными. Эти профессии, самоопределяясь в духе научной объективности, часто ставят задачи «инженерии» человеческих отношений, но в любом случае всё имеет конечную цель, определяемую интересами клиента.

Личность специалиста и ее профессионально значимые качества формируются в процессе многоступенчатого отбора, под непрерывным давлением профессионального сообщества как группы людей, разделяющих общие интересы, взгляды, предрассудки, часто даже манеру выражаться и одеваться. С помощью развитой системы стимулов и санкций складываются внутренняя структура и единство профессии. Жизнеспособность профессий, прежде всего, связана с тем, что они обеспечивают эффективный способ решения специфических задач в условиях ограниченных ресурсов. Для индивида принадлежность к определённой профессии означает, с одной стороны, идентификацию с какой-либо значимой целью, придающей смысл всей его жизни, а с другой - являет собою некий достаточно объективный критерий личных достижений. Далее, профессиональная организация означает, что сами специалисты осуществляют в известных пределах контроль над ресурсами и привилегиями. Это даёт основания рассматривать профессиональные знания как своего рода собственность. И, наконец, нужно отметить, что каждая профессия старается четко ограничить круг вопросов, относящихся к компетенции специалиста, и в этом смысле создает нечто типа шор, сужающих его поле зрения. Однако главная причина неоднозначности и противоречивости социальной работы как профессии кроется в ее глубокой зависимости от современного государства, в ее своеобразных симбиотических отношениях с ним. Многие социальные работники служат в различных государственных учреждениях, цели которых не всегда совпадают с ценностями профессии. Именно со стороны социальных работников порой исходит наиболее острая критика в адрес государственной политики. Идея государственной системы социального обеспечения чаще всего базируется лишь на признании равных прав каждого гражданина (или человека) на минимум благ и в этом смысле является универсальной. В реальной же деятельности социальные работники исходят из признания многообразия индивидуальных потребностей. Позиция социальных работников как специалистов-профессионалов предполагает объективность и беспристрастность, однако, по роду деятельности постоянно сталкиваясь с человеческими страданиями, они редко остаются безучастными зрителями. Выступая часто от имени государства, они представляют центральную деперсонализированную (расстройство самовосприятия) власть, но при этом берут на себя и функцию выразителей интересов и защитников прав наименее защищенных слоев населения.

3. Характеристика профессионального социального работника как субъекта социальной работы

Социальная работа как вид деятельности предполагает наличие субъекта (того, кто ее осуществляет), мотива (почему он это делает), цели (к чему он стремится), способов (при помощи каких принципов и приемов она реализуется) и методов (при помощи каких техник достигается ее цель или результаты), а также объекты (на что направлена данная деятельность). При этом в качестве объектов выступают конкретные индивиды, социальные группы и общество в целом.

Выделение различных уровней осуществления социальной работы как вида профессиональной деятельности, обозначение ее субъектов и объектов позволяет утверждать, что наиболее трудоемким является ее осуществление на микроуровне. Данное обстоятельство задает определенный набор требований к личности социального работника, заставляет формировать определенные ценностные ориентации и установки. Суть социальной работы как профессии, относящейся к типу «человек - человек» состоит в оказании помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, и объективно поддается социально-психологическому анализу. Можно утверждать, что в отечественной психологии формируется новое направление - психология социальной работы, которая концептуально включает в себя изучение психологии деятельности социального работника, психологии его личности и психологии объектов (клиентов) социальной работы. Например, изучение психологии клиентов социальной работы показывает, что при всем их разнообразии и непрерывном процессе появления новых сохраняются общие черты и специфика их психологии: дезадаптированность, девиантность, наличие личностных проблем и т.д.

Изучение личности социального работника включает исследование специальных способностей, необходимых для эффективного осуществления деятельности по оказанию помощи. Именно их наличие определяет профессиональную пригодность тех или иных претендентов на социальную работу и уже практикующих специалистов. К числу наиболее значимых специальных способностей можно отнести эмпатию (сопереживание человеку, проникновение в его субъективный мир), терпение, настойчивость, высокий уровень интеллекта, хорошую саморегуляцию и самодисциплину, коммуникативность, способность помогать людям в трудных ситуациях и т.д. Конечно, набор специальных способностей «идеального социального работника» априори задается спецификой объектов, характером их проблем, выбором методов и технологий их решения, а также особенностями социально-экономических условий, в которых осуществляет свою деятельность социальный работник. Данные обстоятельства обусловливают тот факт, что до настоящего времени вопрос о модели профессиональной пригодности социального работника до конца не решен. По сути, данная модель должна отвечать на следующие вопросы: какие из социально-психологических способностей необходимы для тех или иных практических достижений; какая из способностей выступает в качестве доминирующей, какой набор способностей является оптимальным и т.д.

К числу обязательных качеств и умений социального работника относятся:

образованность, воспитанность (нравственная, эстетическая, физическая, трудовая, единство слова и дела, постоянное самовоспитание), гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь, деликатность и тактичность, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности, высокая духовная культура и нравственность, умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента, стремление к постоянному повышению профессиональных знаний.

Заключение

Социальная работа - это профессиональный вид деятельности, направленный на гармонизацию человеческих отношений в широком смысле и на помощь нуждающимся в узком смысле. На протяжении последних лет в Российской Федерации динамично развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, - социальная работа. Авторы «Общедоступного словаря по психологии, социологии и социальной работе», изданного в г. Барнауле определяют социальную работу как «разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности» .Н. С. Данакин определяет социальную работу как «содействие людям в решении их личных проблем». Итак, социальная работа определяется как деятельность, следовательно, в социальной работе как виде деятельности существует объект и субъект этой деятельности.

Основное отличие социальной работы от других профессий социальной сферы - это ее комплексный характер. Другое важное отличие социальной работы - это то, что социальные работники никогда не являются послушными исполнителями воли государства. Их профессиональные союзы, в отличие от других профсоюзов, часто берут на себя защиту интересов не только своих членов, но и своих «клиентов». Социальные работники действительно выполняют функцию «мягкого» контроля за маргинализированными слоями населения, но одновременно выступают и как их защитники, их рупор, а порой даже как прямые организаторы их активной борьбы за свои права. Более того, в современных условиях, когда в погоне за сенсацией средства массовой информации часто искажают суть социальных проблем, именно социальные работники оказываются владельцами более достоверной информации о масштабах социальных бедствий и маргинализации, неравенства и угнетения, отчаяния и социальной депривации (психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей (таких как сон, пища, жилище, общение ребёнка с отцом или матерью)

Список используемых источников

1. Использован электронный ресурс дата обращения 22.09.2014г. https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная работа

2. Социальная работа: Учебное пособие/Е.И. Холостова. - 7-е изд. - М.: Издательство - торговая корпорация «Дашков и К°», 2010.-800с.

3. Основы социальной работы: Учебник/ под ред. П. Д. Павленка, М.: Инфра - М, 2001, 395 с.,

4. Теория и методика /технология/ социальной работы: Учебная программа - Москва,2002

5. Теория и методика социальной работы - М.,2004, под ред. В. И. Жукова, Аспект - Пресс

6. Фирсов М. В. Социальная работа в России: теория, история, общественная практика. - М.,»Союз»,2005.

7. Басов А.В. К вопросу о предмете социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт / Под ред. Т.Ф. Яркиной, В.Г. Богаровой, М., Тула. 2003. Т. 1. С. 72 74

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Суть и понятие социальной работы. Организация социальной работы в тюрьмах и ее эффективность. Этапы социальной работы в пенитенциарных учреждениях. Направления социальной работы в пенитенциарном учреждении. Состояние социальной работы в тюрьмах РФ.

    реферат , добавлен 04.01.2009

    Основные понятия социальной работы, обусловленность взаимодействия ее объекта и субъекта. Понятие социальной нормы и социального контроля как факторов взаимодействия. Объект и предмет социальной работы, процесс ее проведения как целенаправленное действие.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2012

    Социальная работа как область научного познания. Уровень логических построений и абстракций. Сущность теории социальной работы в системе наук. Межпредметные связи. Организационно-распорядительный метод социальной работы. Субъекты социальной работы.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Социальная работа. Работник социальной службы, формирование и развитие его профессионального мастерства. Подготовка специалистов по социальной работе. Профессиональное мастерство социального работника. Программа повышения профессионального мастерства.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2009

    Теория социальной работы: объект, предмет, закономерности и принципы. Социальная психология как раздел психологии, посвящённый поведению человека в группе. Взаимодействие социальной работы и психологии в практической деятельности социального работника.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Социальная работа как теоретическая деятельность. Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом. Сущность и формирование социальной политики. Основные характеристики социального государства. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Цель социальной работы, средства достижения цели. Характеристика этапов и специфики складывания системы профессиональной социальной работы в России. История формирования социальной работы как профессиональной деятельности, суть применяющихся методов.

    реферат , добавлен 12.09.2011

    Социальная работа как самостоятельная наука, ее место в системе наук. Объекты и субъекты социальной работы. Основные функции, содержание и средства социальной работы. Общественные и благотворительные организации. Управление и цели социальной работы.

    реферат , добавлен 16.11.2010

    Сущность, субъекты и объекты социальной работы. Классификация социальных услуг по содержанию. Мировые исторические корни социальной работы. Становление и развитие социальной работы в Германии, степень защищенности населения. Проблемы социальной работы.

    презентация , добавлен 09.12.2011

    Категории экономики социальной работы: производство, распределение, обмен и потребление. Экономическая функция и задачи социальной работы, описание её принципов. Сферы экономического пространства социальной работы. Реформирование системы здравоохранения.

англ. socialwork) -вид профессиональной деятельности, содержание которой определяется процессами, происходящими в социально-экономической, политической и духовной сферах жизни общества. С. р. заключается в оказании государственного или негосударственного профессионального содействия и помощи на временной или постоянной основе индивиду, группе лиц, общине с целью обеспечения достойного образа жизни, материального и культурного уровня, оказания необходимой квалифицированной защиты индивиду или группе лиц в предкризисной или кризисной ситуации.

Особое внимание С. р. уделяет социально-уязвимым слоям населения: престарелым, инвалидам, сиротам, одиноким, многодетным и неполным семьям и т. д.; охватывает проблемы социально-экономических, правовых и межличностных отношений в здравоохранении, образовании, в трудовой, производственной и досуговой сферах; предполагает оказание индивидуальной или групповой помощи путем консультирования, патронажа, организации реабилитационных мер, использования широкого спектра социальных услуг; направлена на активизацию и мобилизацию интеллектуального и физического потенциала человека. В С. р. используются психологические, социологические, педагогические, психотерапевтические методы.

В развитых странах Запада С. р. оказывает целенаправленное влияние на формирование и реализацию социальной политики государства, развитие законотворческой деятельности. Как практическая деятельность, требующая специальной профессиональной подготовки кадров, С. р. известна с конца XIX в. в странах Европы и Северной Америки. Получила широкое распространение и развитие в зарубежных странах в 1 -ой четверти XX в. В РФ как профессиональная деятельность стала развиваться с 1991 г. (В. Н. Чигирь.)

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Профессиональная сфера, которая объединяет психологию, клиническую психологию и социологию. Социальная работа направлена на применение социально-научных принципов к социальным проблемам. Хотя эту область трудно ограничить, в частности, потому, что новые проблемы, теории и процедуры имеют тенденцию расширять ее сферу, обычно она разделяется на три широких области: (а) изучение условий жизни неблагополучных семей и помощь им, при этом основное внимание уделяется индивидуальной и семейной терапии; (б) групповая работа с акцентом на работе с неформальными группами, несовершеннолетними, церквами и т.д.; (в) отношения с сообществами, с ориентацией на местные организации, окрестные группы, учреждения и т.д.