Противодействие коррупции в системе здравоохранения. Коррупция в сфере здравоохранения: механизмы противодействия. коррупция здравоохранение правовой

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Коррупция в медицине

Коррупция (от лат. corruptio -- порча, подкуп ), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность. Термин "коррупция" можно понимать, по меньшей мере, в трех значениях в зависимости от его смысловой нагрузки - как явление социальное, уголовно-правовое и политико-экономическое.

Широко распространена Коррупция в США. В 1967--1969 годах в США получило огласку дело сенатора Т. Додда -- председатель сенатской комиссии по внутренней безопасности, уличенного в присвоении 116 тыс. долларов, собранных его сторонниками в штате Коннектикут в фонд его избирательных кампаний. В 1969 в Вашингтоне было сообщено, что сенатор от штата Луизиана Р. Лонг и бывший сенатор от штата Мэриленд Д. Брюстер, получив крупную взятку от строительной компании Фрэнкеля, добились предоставления ей выгодного подряда.

Коррупция как состав преступления предусмотрена в уголовных кодексах многих буржуазных стран, однако, как правило, эти преступления остаются без наказания.

Ни для кого уже не является секретом - тотальная коррупция в нашей стране достигла теоретически недопустимого, критического уровня. Мы заняли "достойное" место в списке самых коррупционных стран мира. Коррупция губит экономику, культуру, социальную сферу, а главное - духовность и нравственность. С другой стороны коррупция является результатом потери нравственности. Несмотря на неоднократно декларированные антикоррупционные кампании, коррупция до сих пор в той или иной мере пронизывает все стороны нашей жизни. Словом "коррупция" в нашей стране давно уже никого не удивить. И только с одним страшно и тяжело смириться - понятие "коррупция" стало привычным и для медицины.

Коррупционная зараза проникла практически во все отрасли медицины - это признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Неуклонно растет число возбужденных уголовных дел. Если в 1999 году, по данным МВД, было выявлено 5538 преступлений, в 2000 году - 6348, в 2002-м - 7537, а в 2004-м - 6429 преступлений, то уже в 2008 году - уже более 12000 преступлений. Растет и сумма причиненного материального ущерба. В 2003 году ущерб составлял более 180 млн. рублей, в 2004 году - 174 млн. рублей, а за 6 месяцев 2008 года - почти 820 млн. рублей.

Согласно анализу уголовной статистики, проведенному сотрудниками МВД по Ростовской области, 40 процентов случаев коррупции в регионе приходится на сферу здравоохранения. Всего за 2012 год ростовские полицейские зарегистрировали 767 коррупционных преступлений, из них 161 квалифицировалось как взяточничество. В крупном и особо крупном размере ростовчане дали "на лапу" пять раз. По сведениям онлайн-издания "Блокнот", любую медицинскую справку или больничный лист в ростовских детских поликлиниках можно приобрести, заплатив 100 рублей за каждый день нахождения на больничном. В своем отчете полицейские также упомянули, что материалы уголовного дела о махинациях чиновников ростовского Минздрава при закупке томографов направлены в суд. По версии следствия, замминистра здравоохранения Василий Кравченко и глава отдела централизованных закупок областного Минздрава Марина Липова нанесли государству ущерб почти на 120 миллионов рублей.

Но это только цифры. А за ними стоят тысячи человеческих жизней. Обогащение за счет здоровья пациентов, поддельные справки, растрата бюджетных средств, выделенных на закупку лекарств нуждающимся, лучшие места в больнице для "блатных", особое отношение к "платным пациентам" и скотское - к "простым смертным", частные клиники, удобно расположившиеся на базе государственных больниц - все это коррупция на крови, самая безбожная из всех видов коррупции.

В некоторых случаях коррупция стала единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, деструктивно воздействует на систему государственного у правления и снижает возможности экономического роста страны. Говоря юридическим языком, коррупция в здравоохранении приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими партиями попадают на наркорынок. С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод - коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации.

Немедицинское потребление наркотических и психотропных средств неуклонно растет, что влечет за собой рост и развитие структур наркорынка, преступлений, совершаемых на этой почве и вовлечение в преступную деятельность молодежи. Прервать подобное развитие событий может только совершенствование всей системы правоохранительных органов по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, установление жесткого контроля, а также серьезные наказания за нарушение установленных законом правил. мошенничество обогащение коррупция медицина

Итак, наиболее распространенные виды взяток:

За получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

За качественное проведение операции пациенту (т.е. не "как всем", а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов.

За подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений)

За выписку "нужного" рецепта.

За искажение истинной причины смерти (это заключение дает врач-патологоанатом). Размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений.

За досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, -- за продление нахождения пациента в больнице.

За выдачу "нужных" справок о психическом состоянии пациента.

В некоторых крупных столичных больницах руководящие должности, оказывается, могут продаваться. Есть случаи, когда должности продаются людям малограмотным и просто не имеющим медицинского образования. Ни это ли одно из самых страшных проявлений коррупции? Псевдо руководители полностью разваливают целые разделы медицины и медицинскую помощь в целом.

Коррупция встречается на всех этажах системы здравоохранения -- от участковых медсестер до высоких чинов в министерстве. Чем выше этаж, тем о больших масштабах злоупотреблений идет речь: если в кабинетах обычных врачей коррупция начинается с сотни рублей, то на самом верху она уже достигает сотен тысяч долларов.

Последствия коррупции в контексте влияния на безопасность экономических систем.

1. Экономические последствия:

* растут масштабы теневой экономики, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета. Как следствие, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств, снижается уровень финансовой безопасности государства;

* неэффективно используются бюджетные средства, в частности, при распределении государственных заказов и кредитов, поддерживаются неэффективные проекты, финансируются раздутые сметы, выбираются неэффективные подрядчики. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны;

* растут цены за счет коррупционных "накладных расходов", в итоге страдает потребитель, подрывается экономическая компонента его личной безопасности;

* коррупция стимулирует создание чрезмерного числа инструкций, чтобы затем за дополнительную плату "помогать" их соблюдать. В результате теряется доверие к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов;

* возникают препятствия для реализации макроэкономической политики государства, поскольку коррумпированные низшие и средние звенья системы управления, с одной стороны, искажают передаваемую правительству информацию, а с другой - подчиняют реализацию намеченных целей собственным интересам, в результате страдает экономическая безопасность государства.

2. Социальные последствия:

* отвлекаются колоссальные средства, предназначенные на общественное развитие. Тем самым обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;

* дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан как перед преступностью, так и перед лицом власти;

* увеличивается социальная напряженность в обществе, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране.

3. Политические последствия:

* происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок;

* снижается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества, что ставит под угрозу любые благие начинания власти;

* падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции;

ПОСЛЕДСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Взятки, вымогательство и другие коррупционные проявления в здравоохранении воспринимаются гражданами наиболее болезненно (по сравнению с другими видами "бытовой коррупции") потому, что в массовом сознании профессия врача ассоциируется с бескорыстным служением людям, а здоровье является фундаментальным человеческим благом, без которого другие ценности утрачивают свой смысл. При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде "подношений" врачам за лечение (к этому все уже давно привыкли и относятся может быть даже слишком терпимо), сколько об участившихся в последние годы более опасных получивших распространение коррупционных практик. Одна из них - искусственное создание "дефицита" оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях (начиная с лекарств или банальных анализов), вынуждены ждать их неделями и месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно.

Причем вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество. Особенно кощунственны случаи, когда речь идет о предоставлении медицинских услуг, связанных с жизнью и смертью пациента. Среди медицинских учреждений, где наиболее развиты такого рода коррупционные проявления, особое место занимают наркологические и онкологические диспансеры, родильные дома.

Еще одна опасная тенденция, имеющая коррупционный характер - постепенное превращение лечебных заведений в "торговые", в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины, находящихся в сговоре с поставщиками медикаментов или аптечными сетями. В результате страдает самая незащищенная, малообеспеченная группа граждан, которые еще пользуются услугами городских поликлиник, но из-за низкого качества или искусственного дефицита этих услуг, понуждающего к их оплате, отказываются от них вовсе и переходят на самолечение. Это более 15 миллионов граждан (без учета лечения детей), вытесняемых из сферы бесплатного амбулаторного медицинского обслуживания (причем вытеснение увеличивается с возрастом, и больше для женщин, чем для мужчин). Коррупция в сфере здравоохранения лишает наиболее нуждающихся доступа к базовым медицинским услугам и способствует стремительному распространению лекараственно резистентных форм смертельных заболеваний. Коррупция способствует развитию высоко прибыльного рынка торговли поддельными медицинскими препаратами. Нелегальные платежи обеспечивают беспрепятственность доставки подделок от места их производства до ничего не подозревающего потребителя. Учитывая тот факт, что расходы на приобретение лекарственных препаратов составляют чуть ли не самую значительную часть семейного бюджета, коррупция в фармацевтической индустрии оказывает прямое и болезненное влияние на жизнь людей, борющихся за выживание. Ситуация в фармацевтической отрасли сейчас такова, что расходы на маркетинг и лоббирование значительно обогнали по объемам бюджеты, выделяемые компаниями на создание новых и остро необходимых лекарств, которые могли бы спасти многие жизни в беднейших странах мира. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

5 НОЖЕЙ В СПИНУ КОРРУПЦИИ

1. Стандартизировать лечение. Внедрить в жизнь протоколы (стандарты) лечения для каждого клинического случая (сейчас они есть, но в ограниченном количестве), обязательно учитывая индивидуальные особенности организма человека.

2. Повысить зарплату. Чтобы отбить желание брать деньги с пациентов (в виде назначения лишних лекарств, взяток за справки и др.), многим медикам достаточно будет повысить зарплату. Ведь они часто вынуждены это делать, чтобы элементарно прокормить семью (напомним, что зарплата украинских медиков -- порядка 1200--1500 грн./мес.).

3. Больничным кассам -- кассовые аппараты. Сегодня не ведется никакой финансовой отчетности по работе больничных касс. Нужно учредить контроль за использованием этих денег. Может подойти обычный кассовый аппарат. Ежемесячный отчет сдавать в налоговую. Эта мера поможет бороться с коррупцией на уровне медучреждений.

4. Создать независимый контролирующий орган. Для борьбы с коррупцией на уровне отдельных медучреждений нужно также учредить независимый контролирующий орган, например, Государственную медицинскую инспекцию. Ее задачей должен быть контроль за использованием бюджетных и других средств. Также в ее структуру могла бы входить служба, контролирующая качество лечения, а именно -- использование протоколов лечения (см. "нож" №1).

5. Реформировать фармакологический надзор. Включить в список "рецептурных" препаратов те, которые в больших дозах оказывают наркотический эффект. А также тщательнее контролировать продажу препаратов, имеющих серьезные побочные эффекты, особенно если они продаются в сети интернет-аптек.

В медицине как никакая другая создает социальное неравенство, разрушает систему государственности, снижает потенциал демографического и экономического развития страны. С юридической точки зрения эти преступления в медицине являются нарушением конституционных прав абсолютного большинства населения стран нашего региона.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Последствия коррупции для экономики и развития государства в целом. Превенция коррупции, оценка и контроль качества государственных услуг. Условия формирования антикоррупционной культуры. Вопросы противодействия коррупции в сфере предпринимательства.

    презентация , добавлен 02.04.2016

    Сущность понятия коррупция. Исторические предпосылки проникновения коррупции в систему госслужбы. Формы коррупционного поведения у госслужащих. Коррупция как условие проникновения организованной преступности в систему государственной службы России.

    дипломная работа , добавлен 19.12.2007

    Коррупция в системе государственных и муниципальных заказов, правовая база ее предотвращения. Виды потерь от коррупции, методы противодействия ей. Анализ Федерального закона № 94-ФЗ как условие предотвращения коррупции в сфере размещения заказов.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2012

    Основания для коррупции в системе государственного управления. Системные дисфункции государственной службы. Внедрение механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти. Меры борьбы с коррупцией в Федеральной миграционной службе.

    курсовая работа , добавлен 12.08.2009

    Коррупция как социально-правовое явление. Феномен коррупции и коррупционные преступления с позиций криминологической теории. Определение детерминант коррупции в России. Закономерности проявления коррупции в России на различных этапах истории страны.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2011

    Международные акты по вопросам противодействия коррупции в организациях. Опыт России по противодействию коррупции в государственных и муниципальных организациях. Антикоррупционная хартия бизнеса. Малое и среднее предпринимательство в борьбе с коррупцией.

    дипломная работа , добавлен 31.10.2016

    Коррупция как социально-политическое явление, её причины и последствия в сфере государственного управления. Антикоррупционная политика: мировой и отечественный опыт, приоритетные задачи. Совершенствование системы управления правоохранительной системой.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2014

    Виды и формы проявления коррупции, масштабы, специфика и динамика, многообразие подходов к ее исследованию. Экономические условия коррупции, потери от нее, социальные и политические последствия. Низовая коррупция в России, основные сферы ее проявления.

    контрольная работа , добавлен 26.12.2014

    Коррупция как социальное явление. Социологический анализ отношения граждан к коррупции в органах государственной власти и её динамика. Причины распространения и пути противодействия коррупции в органах государственной власти в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Исторические аспекты, понятие и виды коррупции. Сложившаяся на сегодняшний день обстановка в РФ по фактам коррупции на уровнях государственных властей и услуг. Законодательная база и дополнительные меры, вводимые государством в противодействие коррупции.

«Левада-центр» опросил для Комитета гражданских инициатив (КГИ) 1,5 тысячи россиян о том, как они оценивают уровень коррупции в бюджетных медицинских и учебных учреждениях. В поликлиниках, больницах и вузах участникам опроса чаще всего приходилось давать взятки.

Поликлиники пользуются хорошей репутацией только у 49% опрошенных россиян. Это самый низкий показатель по сравнению с другими учреждениями социальной сферы, говорится в докладе КГИ.
Свое мнение респонденты обосновывают тем, что в поликлиниках «негативные неформальные практики» преобладают над положительными аспектами взаимодействия с пациентами. Если «душевность» и «индивидуальный подход» отметили только 25% и 24% респондентов соответственно, то о коррупции говорят 36% опрошенных.
В государственных больницах коррупция также воспринимается как обычное явление. Здесь «неформальные платежи» отметили 41% россиян, «душевное отношение» к пациентам – 29%, а «индивидуальный подход» к ним – 28%. Авторы доклада подчеркивают формализм и недостаток ресурсов для обслуживания пациентов в государственных медучреждениях. «Пространства этих учреждений для пациентов являются «чужими». Отметим прежде всего формализм врачей: в нем обвиняют не столько самих врачей, сколько нынешнюю систему страховой медицины, которая обязывает врачей тратить много времени на заполнение форм (вручную) вместо осмотра больного и беседы с ним. Врачей обвиняют в недостатке «человеческого» внимания к больным, то есть в недостатке той неформальной компоненты, которая считается обязательным элементом качественной медицинской услуги, и, напротив, в избытке безличного стандартного отношения. К этому добавляется статусная дистанция, устанавливаемая медработниками по отношению к больным, к пациентам», – говорится в докладе.

В результате пациенты пытаются перейти на неформальные отношения, в том числе с помощью «подарков» медработникам. В целом коррупция воспринимается россиянами как привычное явление: более 50% жителей России уверены, что за взятку можно получить как положенные, так и не положенные по закону услуги.

В отличие от бюджетных учреждений, коммерческая медицина считается образцовой по уровню медицинского обслуживания. Россияне убеждены, что лучшие силы и ресурсы перешли в платную медицину, которая свободна от коррупции, а врач из районной поликлиники работает лучше именно в платной клинике.

«Левада-центр» опросил 1,5 тысячи россиян в 2017 году, предложив оценить работу учреждений здравоохранения и образования (детсадов, школ, вузов, поликлиник и больниц), в том числе и относительно практик коррупции. На основе результатов опроса КГИ подготовил доклад о «формальных и неформальных отношениях в системах здравоохранения и образования».


Publication in print media: Актуальные вопросы судебной медицины и права, Казань 2011 Вып. 2

Кафедра биомедицинской этики и медицинского права с курсом истории
ГОУ ВПО "Казанский государственный медицинский университет"

В настоящее время коррупция остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Последние десятилетия проблема коррупции выходит на передний план на разных уровнях общественных отношений: международном, национальном, территориальном, отраслевом, межличностном.

Для того, чтобы разобраться с данной проблемой необходимо рассмотреть основные понятия: Коррупция − злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

По мнению специалистов Комитета по борьбе с коррупцией, именно в тех сферах, от которых непосредственно зависит повседневная жизнедеятельность россиян: обеспечение безопасности, здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п. – коррупция представляет особую опасность, создавая невыносимые условия жизни, а иногда и приводя к трагическим последствиям.

Что касается России, то здесь коррупция поразила все слои общества и практически все сферы деятельности, то есть стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие страны. В международном исследовании неправительственной организации Transparency international, Россия в рейтинге самых коррумпированных стран стоит на 75 месте из ста вместе с Гондурасом и Зимбабве. Коррупция относится к числу наиболее опасных негативных социальных явлений, приводящих к разрушению основ правопорядка и резко ослабляющих все государственные институты .

Принято считать, что медицина традиционно является одной из наиболее коррумпированных областей в сфере оказания услуг населению. Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система "врач-пациент"). В сфере здравоохранения коррупционные действия включают подкуп сотрудников регулирующих органов и медицинских работников, подтасовки данных о результатах клинических испытаний лекарственных препаратов, нецелевое использование фармацевтических средств и других ресурсов, коррупцию в сфере государственных закупок, а также выставление завышенных счетов страховым компаниям. Коррупция здесь не сводится лишь к злоупотреблениям, допускаемым государственными служащими, поскольку во многих случаях общество доверяет исполнение важнейших государственных функций в сфере здравоохранения частным хозяйствующим субъектам. В тех случаях, когда в результате недобросовестных действий обогащается руководящий состав больниц, страховщики, врачи или руководители фармацевтических компаний, формально они не злоупотребляют своим служебным положением. Однако они злоупотребляют вверенными им полномочиями и расхищают ценные ресурсы, которые необходимы для развития здравоохранения .

Большинство коррупционных правонарушений совершается на уровне "врач-пациент" или же близком к нему. Это создает известную сложность, поскольку для их пресечения законодателю необходимо, находясь на высоком иерархическом уровне, принимать антикоррупционные программы, направленные на регулирование деятельности, осуществляемой на самом близком к пациенту уровне . Именно на данном уровне ВОЗ выделяет 4 основных проявления коррупции в секторе здравоохранения: взяточничество, воровство, бюрократическая или политическая коррупция и дезинформация с целью личной выгоды .

Целью настоящей работы явились анализ коррупционных проявлений в сфере здравоохранения, исследование актов национального права, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией, для выработки мер по оптимизации антикоррупционных мероприятий в медицине. Для решения поставленной цели использовались исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, функциональный методы исследования.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Соответствующие задачи были поставлены в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 г.г., утвержденной распоряжением Правительства России от 25 октября 2005 г. № 1789-р. (Еще ранее, в ноябре 2003 г., Президент России В.В.Путин подписал декрет об образовании Совета по борьбе с коррупцией, возглавляемого премьер-министром и объединившего в своем составе, в том числе, председателей обеих палат парламента и председателей Верховных судов).

Соответствующее развитие административной реформы в Республике Татарстан было обеспечено принятием Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан от 8 апреля 2005 г. № УП-127, а затем закреплено Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 г. № 400 «О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан» и далее Законом Республики Татарстан «О противодействии коррупции в Республике Татарстан» от 4 мая 2006 г. № 34-ЗРТ.

Министерством здравоохранения Республики Татарстан в целях реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан от 08.04.2005 г. № УП-127 и во исполнение постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 12 августа 2005 г. № 400 "О мерах по реализации Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан" была разработана ведомственная программа, предусматривающая меры по выявлению и устранению причин, способствующих проявлению коррупции, в том числе по правовой экспертизе ведомственных актов на предмет их коррупциогенности, по контролю за соблюдением сотрудниками требований, предъявляемых действующим законодательством о государственной службе, а также другие меры согласно Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан.

Оценивая состояние коррупции в Татарстане, можно констатировать, что, подчиняясь общим закономерностям развития современной Российской Федерации, наша республика так же, как и все, подвержена этому негативному явлению.

В 2009 г. правоохранительными органами республики выявлено и пресечено 603 преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, что примерно соответствует уровню прошлых лет (636 – в 2008 г., 572 - в 2007 г.).

По результатам расследования в суд направлены уголовные дела в отношении 209 лиц, из которых 138 по делам о взяточничестве. Среди коррупционных преступлений в 2009 г. сфера здравоохранения занимает 2 место (19,6% против 12,4% в 2008 г.).

Преобладающее количество выявляемых правоохранительными органами преступлений отмечается, в первую очередь, в образовании и здравоохранении (почти три четверти от общего количества преступлений данной категории). За попытку подкупа должностных лиц к уголовной ответственности привлечены 69 человек. За вымогательство и получение взятки привлечены 12 медицинских работников.

Так, заведующий одним из отделений Республиканского наркологического диспансера был задержан с поличным при получении взятки в сумме 11,5 тысячи рублей за госпитализацию в палату для больных с целью оказания бесплатных услуг .

Латентность коррупционных преступлений не позволяет оценить реальный уровень коррупции, основываясь на анализе лишь уголовной статистики.

Некоторые выводы о состоянии коррупции позволяют сделать результаты социологического опроса мнения населения, проведённого Комитетом Республики Татарстан по социально-экономическому мониторингу, и анализ обращений граждан в государственные органы.

При их анализе следует учитывать, что полученные из этих источников данные носят эмпирический характер и содержат внутренние противоречия (к примеру, по сравнению с 2005 г. количество жителей республики, считающих, что коррупция в обществе является распространённым явлением, сократилось с 85% до 75%, однако при другой постановке вопроса больше половины опрошенных ответили, что уровень коррупции не изменился, а каждый третий заявил, что коррупции стало намного больше). Тем не менее, представления о коррупции, устойчиво бытующие в общественном сознании, позволяют судить о некоторых тенденциях, существующих в реальности.

Повышение уровня коррупции за последние четыре года граждане, в частности, отмечают в системе здравоохранения.

Доля граждан республики, попадавших в коррупционную ситуацию (объем охвата бытовой коррупцией) в течение последних четырёх лет, имеет тенденцию к снижению (2005 г. – 37,1%, 2007 г. – 29,9%, 2009 г. – 22,1%). Около половины опрошенных в течение года сталкивались с коррупцией один раз и примерно четверть – два и более раза.

По результатам опроса отмечается высокая степень готовности граждан к бытовой коррупции – 65,6% (доля тех, кто в коррупционной ситуации предпочитал давать взятку). То есть, примерно треть населения республики, оказываясь в коррупционной ситуации, предпочитали дать взятку (совершить активный подкуп). Таким образом, значительное число граждан, говоря о коррупции как о негативном явлении, требующем искоренения, поведенчески настроено на совершение коррупционных правонарушений. Об отсутствии интереса граждан к противодействию коррупции свидетельствуют и данные всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ (http://wciom.ru) в январе 2009 г., согласно которым коррупция занимает лишь четвёртое место в рейтинге проблем, которые в глазах россиян являются наиболее важными для страны.

Основными проблемами, встающими на пути общественного участия в процессах предотвращения коррупции являются: сопротивление участников рабочих процессов попыткам контролировать их деятельность; недостаточная мотивация самих структур гражданского общества принимать участие в процессах предупреждения коррупции; причина этому – неверие в свои силы и надежда на «руководство» (преобладающий субъектный тип культуры россиян).

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что анализ коррупционной проблематики в сфере здравоохранения, ее особенностей, актов национального права, регулирующих вопросы борьбы с коррупцией, свидетельствуют о необходимости повышения правовых знаний медицинских работников в данном вопросе, выработке предложений по совершенствованию специализированных антикоррупционных механизмов в медицине. При всем многообразии возможных мер борьбы с коррупцией ее краеугольным камнем должно стать создание условий нетерпимости к данному явлению как со стороны медицинских работников, так и со стороны пациентов.

Cписок литературы

  1. Абросимова М.Ю., Максимов И.Л., Исмагилова Л.В., Хаертдинова Л.М. Основы антикоррупционной деятельности в системе образования и здравоохранения / Методическое пособие. – Казань: КГМУ, 2010. − 30 с.
  2. Салагай О.О. Противодействие коррупции в сфере здравоохранения: политико-правовой аспект / Здравоохранение Российской Федерации. – 2009. − № 6. – С.3-8.
  3. Сводный отчёт о состоянии коррупции и реализации мер антикоррупционной политики в Республике Татарстан в 2009 году / Подготовлен отделом при Президенте Республики Татарстан по реализации антикоррупционной политики Республики Татарстан. − Казань, 2010.
  4. Тихомиров А.В. Коррупция в здравоохранении // Главный врач: хозяйство и право. − 2009. − № 6.
  5. Corruption in health services. Editorials // J.Hlth Serv. Res.Policy. – 2007. - №2 (12). – P. 67-68.
  6. European Observatory on Health Care Systems Series // www.eur.who.int .

5.5. ВИДЫ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ИМ

Полукаров Александр Викторович, соискатель кафедры уголовного права и криминологии Российского университета дружбы народов.

[email protected]

Аннотация: среди сфер российского общества, пораженных коррупцией, здравоохранение признано в тройке лидеров. Общественная опасность коррупционных преступлений в сфере здравоохранения крайне велика, так как последствиями может быть ухудшение здоровья. В статье автор рассматривает виды таких деяний и на основе изучения зарубежного опыта предлагает меры противодействия.

Ключевые слова: коррупция, здравоохранение,

коррупционные преступления, противодействие.

TYPES OF CORRUPTION IN THE HEALTH SECTOR AND MEASURES TO COUNTER THEM

Polukarov Alexander, competitor of the Department of Criminal Law and criminology PFUR.

[email protected]

Annotation: among the areas ofRussian society,affected by corruption, health care is recognizedin the top three. Public dangerof corruptionin the health sectoris extremelyhigh, sothe consequencesmay beill health.The author considers theviewsof such acts andsuggests measuresto counter them.

Keywords: corruption, health, corruption offensesopposition.

В год мировое сообщество тратит на здравоохранение более 4,1 триллионов долларов США, из которых 750 млрд. идут на закупку фармацевтических препаратов.

Более поздних цифр мы не нашли, но, например, в 2007 годуобщие расходы на здравоохранение в Австрии составляли 4 523долларов на душу населения, в (10,1% от ВВП), в Беларуси - 302(6,5%), в Норвегии - 7 354 (8,9%), в России - 493 (5,4%) .

При этом положительная тенденция в России, надеемся, налицо - по последним официальным данным за четыре последних года расходы федерального бюджета на здравоохранение увеличились в два раза: с 202,8 миллиардов рублей до 413 миллиардов рублей2.

Важно, что практически во всех странах здравоохранение финансируется

налогоплательщиками при отсутствии у них возможности контроля за расходами. Поэтому высок соблазн лиц, имеющих доступ к денежным потокам сферы здравоохранения, незаконно ими воспользоваться. По данным ВОЗ 10-25% расходов на государственные закупки (включая фармацевтические средства) теряются из-за коррупции, а незаконный лекарственный рынок по выгодности стоит на третьем месте после продажи оружия и наркотиков. По прогнозам экспертов, доход от продажи фальшивых

1 URL:http://ru.wikipedia.org [по состоянию на 20.08.2012 г.].

2 КраснопольскаяИ. В России увеличились расходы на здравоохранение // РГ. 2012. 18мар.

таблеток в мире составляет около 75 миллиардов долларов.

Воровство, взяточничество и вымогательство лишает миллионы людей надлежащей медицинской помощи, как было указано еще в 2006 в Докладе Трансперенси Интернешнл о положении дел с коррупцией в мире. Только поддельные медикаменты каждый год убивают тысячи людей и ускоряют распространение заболеваний. Цена коррупции в здравоохранении оплачивается человеческим страданием3.

Статья 41 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

С реалиями мы сталкиваемся достаточно часто, практически при каждом обращении к медикам. Исполнительный директор Союза профессиональных фармацевтических организаций Г. Ширшов, озвучил, что россияне - кто добровольно, а кто вынужденно -доплачивают за бесплатную по закону медицину около 1,5 млрд. долларов в год4. Т. Голикова сказала, что 40% частных «взносов» медработникам приходится на те самые услуги, которые нам полагаются бесплатно5.

Общественная опасность коррупции в этой важнейшей для общества сфере крайне высока, так как незаконно использованные денежные средства должны были бы пойти на лекарства, медицинское оборудование, в конечном счете - на лечение и сохранение жизни людей.

Правоохранительные органы, конечно об этой ситуации знают, так начальник управления по контролю за расследованием преступлений коррупционной направленности Следственного комитета России В. Макаров в числе трех самых коррумпированных сфер назвал здравоохранение. Только за 2011 год, по его данным 362 работника сферы здравоохранения и социального развития были привлечены к ответственности: это и врачи, и их руководители, берущие взятки6.

В теоретических и правоприменительных целях считаем важным выделить виды коррупции в здравоохранении.

Например, в указанном докладе Трансперенси Интернешнл 2006 года были названы следующие:

1. Растрата и расхищение (средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей), могут происходить как на государственном уровне и уровне органов местного самоуправления, так и непосредственно в медицинских организациях и

3 Воровство, взяточничество и вымогательство лишает миллионы людей надлежащей медицинской помощи, утверждается в докладе «О положении дел с коррупцией в мире» //URL: www.transparency.org.ru/INTER/inter_gcr.asp[по состоянию на

20.08.2012 г.].

4 Е. Зубченко, Коррупция в здравоохранении // «Газета Новые Известия» URL:l^ttp://www.fraudcatalog.ш/?p=1523[по состоянию на 20.08.2012 г.].

5 Кранс М. Шашлык из "барашка в бумажке" // URL: http://ria.ru/analytics/20090703/176215779.html [по состоянию на

20.08.2012 г.].

6 URL: http://www.gazeta.ru/business/news/2012/06/21/n_2400449. shtml[по состоянию на 20.08.2012 г.].

Полукаров А. В.

учреждениях, получающих такие средства, а такжерастрата и расхищение лекарств, других ресурсов и оборудования медицинского назначения, которые могут расхищаться как для личного пользования, так и для использования в частной практике, или в целях дальнейшей перепродажи.

2. Коррупция в сфере государственных закупок: вовлеченность в различные сговоры, взяточничество, и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Кроме того, расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования, т.е. затраты в тех сферах государственных закупок, где существует особая опасность коррупционных действий.

3. Коррупция в платежных системах: бесплатное обслуживание, подделку страховых документов, или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам, или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов, или учет фиктивных пациентов; а также развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; либо проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

4. Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов: при этом лекарстварасхищаются на различных уровнях системы распределения; государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен; нарушение кодексов поведения на рынке может приводить к тому, что врачи будут вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов; у поставщиков могут вымогаться различные уступки на условии выписки рецептов на их продукцию; еще одной возможной формой коррупционных действий здесь является выдача разрешений на торговлю поддельными или иными некачественными лекарственными препаратами.

5. Коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги: вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно; взимание платы за особые привилегии или медицинские услуги; а также вымогательство или согласие на получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации, или сертификации тех или иных структур7.

7 URL:http://www.crime.vl.ru/index.php?p=1006&more=

1&с=шЬ=1&рЬ=1 [по состоянию на 20.08.2012 г.].

И. В. Бочарниковдополнил указанный список следующими видами коррупции в здравоохранении:

Развитие собственного бизнеса за счёт создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию;

Неправомерное направление врачами пациентов

государственных медицинских учреждений на

обслуживание в собственные и другие частные структуры;

Проведение неоправданного медицинского

вмешательства, оказание ненужных услуг для увеличения собственных доходов и др.;

Коррупция в учреждениях, предоставляющих

медицинские услуги:

Вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за услуги, официально оказываемые бесплатно;

Взимание платы за особые привилегии или медицинские услуги;

Вымогательство или согласие на получение взяток за вмешательство в практику найма, лицензирования, аккредитации или сертификации специализированных медицинских организаций8.

Основными формам коррупции в российском здравоохранении Бочарников И. В. признает:

Растрату и хищение денежных средств,

Подделку страховых документов,

Учёт фиктивных пациентов («мёртвых душ»), развитие собственного бизнеса за счёт медучреждений,

Вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги и др.9

На наш взгляд в низовой коррупции (в лечебных учреждениях) наиболее распространено

взяточничество. При этом целями взяток чаще всего являются:

Получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок:

О негодности к военной службе,

О годности к управлению транспортными средствами,

О допуске к выполнению тех либо иных работ,

О разрешении заниматься тем или иным видом спорта,

Об освобождении от физкультуры;

Качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

Подтверждение либо сокрытие тех либо иных медицинских фактов (чаще всего - побоев и иных телесных повреждений);

Выписка рецепта;

Досрочная выписка пациента из больницы либо, наоборот, за продление нахождения пациента в больнице;

Выдача справок о психическом состоянии пациента10.

8 Бочарников И.В. О коррупции в здравоохранении // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2009. № 14 9381).

Подводя итог, следует сказать, что при наличии остальных признаков составов преступлений в перечисленных деяниях, в основном, усматриваются следующие уголовно наказуемые коррупционные деяния, предусмотренные уголовным кодексом РФ: незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (статья 233), Злоупотребление должностными полномочиями (статья 285); нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1), превышение должностных полномочий (статья 286), незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289), получение взятки (статья 290), служебный подлог (статья 292), халатность (статья 293).

Таким образом, помимо традиционных коррупционных преступлений, в сфере здравоохранения можно выделить те, которые присущи только этой сфере.

Государственные органы, озабоченные ситуацией в здравоохранении, приняли ряд важных документов: 07.05.2012 Указ Президента РФ №598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» 1, 07.02.2011 Постановление Правительства РФ №60 «О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации»12 и 14.12.2009 - Приказ Минздравсоцразвития РФ №988н «Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции»13 и другие. В России также действует достаточное количество программы документов, призванных противодействовать коррупции в целом. Однако ни существующее законодательство, ни

правоприменительная практика пока не в силе противостоять всем видам коррупции, частности в сфере здравоохранения.

Можно воспользоваться опытом Таиланда, в котором еще в 2004 году для борьбы с коррупцией в сфере оборота лекарственных средств предприняли следующие меры. Во-первых, для снижения расходов на закупки качественных лекарств увеличили число больниц, использующих наилучшие практические методики закупок лекарственных средств, создали объединенную схему закупок больницами

10 Коррупция в здравоохранении. Сеть поликлиник "Семейный доктор".uRL: http://www.topa.ru/medicine.htm [по состоянию на

20.08.2012 г.].

11 О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения:Указ Президента РФ № 598 от 07.05.2012 // СЗ РФ. 2012.№ 19. Ст. 2335.

12 О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации:Постановление Правительства РФ № 60 от07.02.2011 // СЗ РФ.2011 .№ 7.Ст. 991.

13 Об утверждении Порядка проведения экспертизы проектов

нормативных правовых актов и иных документов в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации

в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции:Приказ Минздравсоцразвития РФ № 988н от 14.12.2009 //РГ.2010.27 янв.

лекарственных средств в соответствии с согласованным перечнем лекарственных средств и их поставщиков.

Во-вторых, пересмотрели национальные

фармацевтические законы и правила, создали национальную базу данных о надлежащем управлении в области лекарственных средств, содержащую публикации и статьи о коррупции, неэтичных практических методиках и случаях коррупции.

В-третьих, расширили доступ к информации: создали информационные бюллетени, сообщения для общественности и СМИ, брошюры и веб-сайты; в свободный доступ разместили протоколы национальных совещаний по вопросам лекарственных средств, предмет «надлежащее управление» включили в учебную программу 15 фармацевтических факультетов14.

Заслуживает внимания опыт Молдовы, где были приняты Закон о правах и ответственности пациента и Закон о выполнении обязанностей врача, которые имели целью предупреждение коррупции и улучшение качества медицинских услуг, а также внутренний План по реализации Национальной стратегии о предупреждении и борьбе с коррупцией в области здравоохранения, разработка которой связана с внедрением раздела «Предупреждение и борьба с коррупцией в области здравоохранения» и программы действий по внедрению Предварительного Плана Республики Молдова в этой сфере. Заметим, что эти документы приняты по программе США «Вызовы тысячелетия».

В Молдове коррупции противостоят в разных сферах, при реализации принципа административной прозрачности, обеспечении доступа граждан к информации общественного значения посредством ее расположения в доступных местах (информация о свободных местах, тарифы на оказание платных услуг, список специалистов с контактными телефонами и др.), внедрении мер по предупреждению коррупции в случаях принятия на работу и повышения по службе персонала медицинских учреждений. Международным требованиям соответствует принятый в Молдове Этический Кодекс медицинского работника и фармацевта, отраженный в пресс-релизах, репортажах и опубликованный на web-сайте министерства здравоохранения, где принимаются мнения населения, неправительственных организаций и профессиональных ассоциаций15.

Считаем, что коррупции в здравоохранении имеет свои особенности по способам, характеру посягательств. Серьезны и крайне существенны ее последствия - здоровье, жизнь человека.

Для того, чтобы противодействовать коррупции в сфере здравоохранения необходимо принять некоторые специфические меры, присущие только этой отрасли. Назовем лишь некоторые: законодательно нормативно определить виды и качество оказания бесплатных медицинских услуг населению, установить контролируемое государство и

14 Целевое исследование в Таиланде: надлежащее управление и предотвращение коррупции//URL: http://www.who.int/features/2010/ medicines_thailand/ru/print.html. [по состоянию на 20.08.2012 г.].

15 Коррупцию можно победить усилиями всего общества Интервью с замминистра здравоохранения М. Буга // URL: http://www.nm.md/daily/article/2008/01/15/0303.html[по состоянию на 20.08.2012 г.].

Полукаров А. В.

общественностью правовое регулирование оказания платной медицинской помощи, сформировать доступную, прозрачную лекарственную политику, усилить деятельность правоохранительных органов по выявлению, пресечению коррупционных проявлений, привлечению к уголовной ответственности.

Список литературы:

1. О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения: Указ Президента РФ № 598 от 07.05.2012 // СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2335.

2. О порядке реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной медицинской помощи, проводимых в рамках региональных программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ № 60 от

07.02.2011 // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 991.

3. Об утверждении Порядка проведения экспертизы

проектов нормативных правовых актов и иных документов в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции: Приказ

4. Бочарников И.В. О коррупции в здравоохранении // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ.

2009. № 14 (381).

5. Воровство, взяточничество и вымогательство лишает

миллионы людей надлежащей медицинской помощи, утверждается в докладе «О положении дел с коррупцией в мире» // URL: www.transparency.org.ru/INTER/inter_gcr.asp [по

состоянию на 20.08.2012 г.].

6. Зубченко Е. Коррупция в здравоохранении // «Газета

Новые Известия» URL:

http://www.fraudcatalog.ru/?p=1523 [по состоянию на

20.08.2012 г.].

7. Коррупцию можно победить усилиями всего общества Интервью с замминистра здравоохранения М. Буга // URL: http://www.nm.md/daily/article/2008/01/15/0303.html [по состоянию на 20.08.2012 г.].

8. Коррупция в здравоохранении. Сеть поликлиник

"Семейный доктор". URL:

http://www.topa.ru/medicine.htm [по состоянию на

20.08.2012 г.].

9. Кранс М. Шашлык из "барашка в бумажке" // URL:

http://ria.ru/analytics/20090703/176215779.html [по

состоянию на 20.08.2012 г.].

10. Краснопольская И. В России увеличились расходы на здравоохранение // РГ. 2012. 18 мар.

11. Целевое исследование в Таиланде: надлежащее

управление и предотвращение коррупции // URL: http://www.who.int/features/2010/medicines_thailand/ru/prin t.html. [по состоянию на 20.08.2012 г.].

1. On improvement of public health policy: the Presidential Decree № 598 from 07.05.2012 / / Laws of the RussianFederation. 2012. Number 19. Art. 2335.

2. On the order of implementation of measures to improve access to outpatient care, carried out in the framework of regional healthcare modernization programs of the Russian Federation Government Decree № 60 from 07.02.2011 / / Laws of the RussianFederation. 2011. Number 7. Art. 991.

3. On approval of the examination of draft legal acts and other documents with the Ministry of Health and Social Development of the Russian Federation in order to identify their provisions, the creation of conditions conducive to corruption: Order of the Health Ministry of the Russian Federation of 14.12.2009 № 988n / / Russian Newspaper.

4. Bocharnikov IV Corruption in Public Health / / Analytical Bulletin of the Federation Council. 2009. № 14 (381).

5. Theft, bribery and extortion rob millions of adequate health care, according to the report "On the situation of corruption in the world» / / URL: www.transparency.org.ru / INTER / inter_gcr.asp .

6. Zubchenko E. Corruption in Public Health / / "The

newspaper NovyeIzvestia» URL:

http://www.fraudcatalog.ru/?p=1523 .

7. Corruption can be defeated by the entire society Interview

with Deputy Health Minister M. Bug / / URL:

http://www.nm.md/daily/article/2008/01/15/0303.html .

8. Corruption in the health sector. Polyclinics "Family Doctor". URL: http://www.topa.ru/medicine.htm .

9. Crans M. Kebab "lamb in a piece of paper" / / URL: http://ria.ru/analytics/20090703/176215779.html .

10. Krasnopolskaya I. In Russia increased expenditure on health / / Russian Newspaper. 2012. March 18.

11. A case study in Thailand: good governance and preventing

corruption / / URL:

http://www.who.int/features/2010/medicines_thailand/ru/prin t.html. .

РЕЦЕНЗИЯ

Актуальность работы продиктована тем, что несмотря на достаточное количество нормативных и подзаконных актов в сфере противодействия коррупции ее реальное количество не уменьшается. Полностью разделяю мнение автора, что общественная опасность коррупции в этой важнейшей для общества сфере крайне высока, так как незаконно использованные денежные средства должны были бы пойти на лекарства, медицинское оборудование, в конечном счете -на лечение и сохранение жизни людей.

Специальных монографических исследований,

посвященных анализу коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, до настоящего времени не было, что позволяет говорить об актуальности статьи.

В рамках статьи А. В. Полукаров смог остановиться только на видах коррупционных преступлений в указанной сфере и некоторых мерах им противодействия, но тщательно проанализировал имеющиеся по этому вопросу мнения.

В целом, статья может оказаться полезной как практическим работникам, так и исследователям, работающим над данной проблематикой.

д.ю.н., профессор кафедры

уголовного права и процесса

Российского университета дружбы народов

Введение

коррупция здравоохранение правовой

Коррупция была и остается одной из глобальных проблем, стоящих перед мировым сообществом. Россия относится к числу наиболее коррумпированных стран мира. Кроме этого, российские компании активнее всех в мире дают взятки в развивающихся странах, причем используют их «в огромных неприемлемых размерах».

Коррупция пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и здравоохранение. Значение сферы здравоохранения трудно переоценить: она позволяет обеспечить достижение таких целей, как естественный прирост населения, снижение заболеваемости, рост производительности труда, продление трудоспособного периода трудящихся, что содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа. При этом пораженность здравоохранения коррупцией препятствует реализации этих задач, приоритетных для социально-экономической политики любого государства. В этом и заключается актуальность данной темы.

Целью реферата является анализ коррупции в здравоохранении России. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть виды коррупции в здравоохранении;

выявить причины коррупции в здравоохранении;

проанализировать коррупцию в системе здравоохранения России;

привести примеры используемых мер по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении.

1. Коррупция в здравоохранении и ее виды

Коррупция в здравоохранении - это повторяющееся и находящееся в постоянном развитии комплексное негативное социально-правовое явление, которое выражается в корыстном использовании медицинскими работниками своего служебного положения в государственной (муниципальной) и частной системах здравоохранения с целью неправомерного получения материальных, нематериальных благ и преимуществ, а также в незаконном предоставлении таких преимуществ физическим или юридическим лицам, причинившее или способное причинить существенный вред интересам общества и государства в области охраны здоровья населения, а также разрушающее нормальные общественные отношения в сфере реализации прав граждан на охрану здоровья и получение медицинской помощи.

Уровень совершения коррупционных правонарушений в данной области может варьировать от исключительно высокого (уровень правительств государств), до низкого (система «врач-пациент»).

Можно выделить несколько наиболее типичных видов коррупции в здравоохранении:

Растрата и расхищение средств, выделенных на здравоохранение, или доходов, полученных за счет платежей со стороны потребителей. Это может происходить как на государственном и местном уровнях, так и непосредственно в медицинских учреждениях, получающих такие средства. Лекарства, другие ресурсы и оборудование медицинского назначения расхищаются для личного пользования, использования в частной практике или в целях дальнейшей перепродажи.

Коррупция в сфере государственных закупок. Вовлеченность в различные сговоры, взяточничество и получение «откатов» в сфере государственных закупок приводит к переплатам за получаемые товары и услуги или к невозможности обеспечения качества, обусловленного контрактами для таких товаров и услуг. Также расходы больниц могут включать значительные затраты на капитальное строительство и приобретение дорогостоящего оборудования.

Коррупция в платежных системах. Здесь коррупционные действия могут включать бесплатное обслуживание, подделку страховых документов или использование средств медицинских учреждений в интересах тех или иных привилегированных пациентов; выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг в целях максимизации доходов; подделка счетов, квитанций, расходных документов или учет фиктивных пациентов. Кроме того, возможны и такие формы коррупции, как: развитие собственного бизнеса за счет создания финансовых стимулов или выплаты «откатов» врачам за направление пациентов в ту или иную организацию; неправомерное направление врачами пациентов государственных медицинских учреждений на обслуживание в собственные частные структуры; проведение неоправданного медицинского вмешательства в целях увеличения собственных доходов.

Коррупция в системе поставок лекарственных препаратов. Препараты могут расхищаться на различных уровнях системы распределения. Государственные чиновники могут требовать «вознаграждение» за выдачу разрешений на продажу продукции или работу тех или иных структур, за проведение таможенной очистки или установление выгодных цен. Нарушение кодексов поведения на рынке приводит к тому, что врачи вынуждены отдавать предпочтение определенным лекарствам при выписке рецептов. У поставщиков могут вымогаться различные уступки при условии выписки рецептов на их продукцию. Еще одной возможной формой коррупционных действий является выдача разрешений на торговлю поддельными или некачественными лекарственными препаратами. Проблема борьбы с коррупцией в сфере поставок лекарств наиболее остро встала в конце 2009 года, когда в связи с эпидемией «свиного» гриппа искусственно завышались цены на лекарства и на рынке лекарств преимущество имели препараты отдельно взятых производителей.

Кроме того, коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, может принимать и другие формы. Так, например, самыми распространенными видами «взяток» являются следующие:

за получение листка временной нетрудоспособности и разнообразных справок: о негодности к военной службе, о годности к управлению транспортными средствами, о допуске к выполнению тех либо иных работ, о разрешении заниматься тем или иным видом спорта, об освобождении от физкультуры;

за качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом). В этом случае пациенту гарантируется качественный дооперационный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов;

за выписку «нужного» рецепта;

за искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений);

за досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, - за продление нахождения пациента в больнице и т.п..

При этом речь идет не столько о мелких взятках в виде «подношений» врачам за лечение, сколько об участившихся в последние годы более опасных коррупционных проявлениях:

искусственном создании «дефицита» оказания медицинских услуг, когда люди, остро нуждающиеся в определенных медицинских исследованиях, вынуждены ждать их месяцами. В то же время за определенную плату эти исследования проводятся более оперативно. При этом вынужденная оплата медицинских услуг далеко не всегда гарантирует их качество;

постепенном превращении лечебных заведений в «торговые», в которых происходит замена честных квалифицированных врачей на коммерсантов от медицины.

Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник - это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, халатность, неверно поставленные диагнозы и зачастую прямой намек на дачу взятки. Такое отношение вызывает отвращение к людям в белых халатах.

Несомненно, существуют врачи, работающие «за идею», и их немало, но именно взяточники составляют предвзятое мнение людей о медиках. Это приводит к снижению моральных устоев населения. Многие перестали верить в то, что борьба с коррупцией принесет видимые результаты, и само ее проявление стало обычной нормой жизни.

2. Причины коррупции в здравоохранении

Причины и условия, порождающие коррупционные проявления в здравоохранении можно разделить на следующие группы:

Экономические (резкая дифференциация населения по имущественному признаку, экономическая нестабильность и др.).

2. Политические: неразвитость института общественного контроля, недостаточно высокий уровень подготовки управленческих кадров, коррупция при обучении в медицинских ВУЗах и др.

Социальные: несоответствие роста потребностей и возможностей их удовлетворения, неравенство трудовых и бытовых условий различных категорий медицинских работников, недовольство общества состоянием здравоохранения в стране и др.

Организационные: недостатки контрольно-ревизионных мероприятий, недостаточная регламентация служебной деятельности медицинских работников, недостатки кадровой политики при назначении на руководящие должности в здравоохранении.

Правовые: наличие в текстах официальных документов коррупциогенных положений, дающих возможность должностным лицам для злоупотребления полномочиями, а также недостаточная правовая защищенность и гарантированность прав граждан на оказание медицинской помощи. Примерами коррупциогенных факторов могут служить нормативные положения, содержащие указание на широту дискреционных полномочий, то есть отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц).

Нравственно-духовные - преломление норм морали. Оказавшись в роли пациента, человек готов дать взятку. И наоборот, оказавшись в роли должностного лица, медицинский работник готов к получению взятки. Таким образом, мы видим наметившуюся деградацию нравственности, причем с обеих сторон коррупционной связи «врач - пациент»: пациент может своим активным поведением провоцировать врача на взяточничество, а в свою очередь, врач может провоцировать пациента на дачу взятки.

Плата больным врачу за медицинскую помощь имеет глубокие исторические корни. Психология пациента, что не заплатив врачу, не получишь качественную медицинскую помощь, весьма устойчива. Именно этим и объясняется широкое распространение частной, платной медицины, даже в странах с неплохой государственной. В самих же государственных больницах эта практика трансформировалась в «благодарность» больного своему лечащему врачу в форме денег или подарка.

Диспропорция в распределении информации. Медицинские работники в любом случае знают о болезнях больше, чем их пациенты, а компании, занятые в производстве лекарственных средств и медицинского оборудования, знают о своей продукции больше, чем государственные чиновники, отвечающие за расходование средств на эти цели. Именно поэтому, предоставление соответствующей информации может привести к снижению уровня коррупции.

Неопределённость в анализе и прогнозировании медико-санитарного состояния населения. Отсутствие такой информации затрудняет управление ресурсами, включая выбор, мониторинг, измерение и предоставление медицинских услуг, а также разработку планов медицинского страхования. Ещё более риск коррупции возрастает в случаях широкомасштабных катастроф, когда необходимость оказания экстренной медицинской помощи заставляет обходить существующие надзорные механизмы.

И другие.

3. Коррупция в системе здравоохранения России

В России коррупция в системе здравоохранения приняла масштабный характер. Несмотря на то, что средства в здравоохранение выделяются (за последние 4 года расходы федерального бюджета увеличились в два раза - с 202,8 млрд руб. до 413 млрд руб. <#"justify">Часто государственными органами принимаются негативные решения в сфере здравоохранения. Так, например, 16 июня 2013 года государство сделало поистине царский подарок отечественным эскулапам, по сути узаконив практику поборов, которые лукаво именуются «благодарностью» пациентов. Верховный суд РФ рассмотрел проект постановления о коррупционных преступлениях и постановил не считать взяткой плату за реализацию профессиональных навыков, например, за лечение пациента. Отныне под определение взятки будут попадать только деньги, полученные в обмен на осуществление властных и административно-хозяйственных полномочий. Таким образом, выписывается индульгенция и предоставляется уголовный иммунитет сотням тысяч, если не миллионам медработников, которые имеют обыкновение принимать «подарки в конвертах». К сожалению, этот пример является не единственным.

Таким образом ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения. Поэтому необходимо тщательное изучение проблем квалификации коррупционных преступлений в сфере здравоохранения, причин и условий, способствующих им.

4. Мероприятия по предупреждению коррупционных проявлений в здравоохранении

Опыт антикоррупционной деятельности различных стран убедительно показывает, что искоренить полностью коррупцию невозможно. Вопрос можно ставить лишь о том, чтобы снизить масштабы коррупции до социально терпимого уровня.

Среди наиболее часто используемых способов борьбы с коррупцией можно отметить следующие:

В сфере социально-экономических отношений:

проведение экономических преобразований, направленных на пресечение коррупции как средства решения деловых вопросов;

совершенствование системы оплаты труда медицинских работников, повышение их социального статуса и престижа профессии;

информирование пациентов об их правах и обязанностях и многоуровневый механизм защиты их прав.

В организационной сфере:

совершенствование контроля над эффективностью использования бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение;

открытость деятельности медицинских учреждений;

организационный контроль за медицинской деятельностью.

В сфере политических отношений:

укрепление государственности;

усиление демократических начал;

развитие общественного контроля;

развитие интерактивных систем обратной связи населения с представителями государственной и муниципальной власти.

В духовной сфере общественной жизни:

развитие идей социальной справедливости;

повышения уровня правовой культуры молодых специалистов, выработка ответственного профессионального и высоконравственного поведения медицинских работников.

В сфере интеллектуальных технологий и научного развития:

выявление и обобщение проявлений коррупции в здравоохранении;

постоянное изучение причин и условий, способствующих развитию коррупции;

В правовой сфере:

четкая законодательная регламентации мер по противодействию коррупции;

искоренение правовых пробелов, дублирования и двусмысленности права;

постоянное совершенствование методики проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов;

внедрение системы обязательного учета экспертного мнения врачебного сообщества при разработке и принятии законодательных актов в сфере здравоохранения.

Также необходимо ужесточить ответственность лиц, уличенных в коррупции, освещать случаи раскрытия дел, связанных с коррупцией.

Наиболее важным, является переход к саморегулированию в медицинском профессиональном сообществе. Само врачебное сообщество в наибольшей степени способно выработать жесткие и эффективные механизмы отторжения коррупционеров, преодоления коррупционных практик, снижения коррупционных рисков в своих рядах.

Вывод

В РФ по-прежнему остается стабильно высокий уровень коррупции в сфере здравоохранения. В качестве обвиняемых чаще всего привлекаются высокопоставленные должностные лица. В суды ежегодно направляется более тысячи дел, возбужденных в связи с совершением коррупционных преступлений и проступков в медучреждениях.

По данным международных сообществ, прослеживается прямая зависимость уровня детской смертности от коррупции в стране. Отсутствие лекарств и распространение поддельных, не соответствующих стандартам лекарств приводят к страданиям пациентов и представляют прямую угрозу для их жизни. Коррупция напрямую подрывает доверие общественности к государственным институтам.

Обнаружение преступлений коррупционной направленности, в том числе в сфере здравоохранения, представляет определенную сложность, поскольку большинство из них относится к так называемым «двусторонним», то есть таким, где нет потерпевшего - стороны, заинтересованной в выявлении такого преступления и наказании виновных.

Государственные органы России принимают ряд важных актов, призванных противодействовать коррупции в целом. Однако актов по противодействию коррупции именно в сфере здравоохранения очень мало. Поэтому, ни существующее законодательство, ни правоприменительная практика пока не могут эффективно противостоять коррупции в сфере здравоохранения.

Для искоренения коррупции в сфере здравоохранения необходимо продолжить совершенствовать законодательство в сфере здравоохранения (включая введение правовых норм для защиты социальных прав врачей, медсестер, иных работников сферы здравоохранения), развивать законодательство в сфере проведения государственных закупок с целью создания открытой и эффективно функционирующей системы расходования бюджетных средств на медицинскую технику и оборудование, всемерно содействовать развитию отечественной медицинской промышленности, инновациям в сфере здравоохранения, использовать инструменты государственно-частного партнерства для развития технологической базы здравоохранения, ввести процедуры раскрытия информации, независимого общественного аудита, контроля и мониторинга расходования средств при проведении государственных закупок, оказании бесплатной медицинской помощи, предоставлении отдельным категориям больных бесплатных или льготных путевок для санаторно-курортного лечения и т.п.