Срок приема декларации по ткс. Операторы ЭДО: перечень. Преимущества представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС

Всё большее число компаний переходят на отправку отчётности в налоговый орган с помощью оператора ЭДО – электронного документооборота. Правда, любого попавшегося выбирать нельзя. В нашем материале – полный перечень таких операторов, которые получили одобрение со стороны центрального аппарата ФНС России.

Сдача отчётности

Представление отчетности в электронном виде происходит по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) и с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. При этом посредником по передаче электронных документов выступает оператор системы электронного документооборота.

Через доверенного оператора электронного документооборота можно сдавать:

  • отчётность по налогам;
  • отчётность по страховым взносам;
  • бухгалтерскую отчётность.

На сегодня ситуация такова, что в некоторых случаях без оператора электронного документооборота не обойтись. Он необходим, когда (п. 3 ст. 80 НК РФ):

  1. Среднесписочное количество персонала за минувший календарный год – от 100 человек.
  2. Создано новое юридическое лицо (в т. ч. в рамках реорганизации) с количеством персонала от 100 сотрудников.
  3. По конкретному налогу (страховым взносам) прямо предусмотрена обязанность сдавать только электронную отчётность.

Медлить нельзя: организации из этого перечня должны в течение 10 дней с момента отнесения к одной из этих категорий обеспечить обмен электронными документами с налоговой с помощью одного из операторов электронного документооборота ФНС России. Для этого с оператором нужно заключить специальный договор на оказание таких услуг.

Каждый оператор ЭДО должен соответствовать требованиям, которые перечислены в приказе ФНС от 04 марта 2014 года № ММВ-7-6/76.

Преимущества

Можно выделить однозначные плюсы в отношении работы с оператором электронного документооборота:

  • не нужна явка в налоговую инспекцию, так как отчетность в любое время дня и ночи может быть отправлена из офиса (экономия времени);
  • не нужно дублировать сдаваемые материалы на бумаге;
  • меньше ошибок технического характера (отчетность формируется по утвержденному формату; механизм выходного контроля проверяет правильность заполнения строк отчетности);
  • быстрота обновления форматов сдачи отчетности (при изменении или введении новых форм до срока их представления плательщик может обновить их версии);
  • есть гарантия, что отчётность пришла в налоговую (в течение суток можно получить подтверждение выполнения своих обязательств по сдаче, а также оперативно посмотреть свою личную карточку; нет потребности ждать актов сверки);
  • защита отчетности от просмотра и корректировки третьими лицами;
  • возможность получать в электронном варианте справки и выписки о расчетах с бюджетом, перечень сданной отчетности, акт сверки расчетов, разъяснения ФНС, а также направить налоговикам запрос.

Список

Полный список операторов ЭДО ведёт и постоянно актуализирует на своём официальном сайте www.nalog.ru Налоговая служба России. Вот точная ссылка (для московского региона):

https://www.nalog.ru/rn77/taxation/submission_statements/operations/

№ п/п Наименование организации Адрес компании ИНН организации Интернет сайт
1 ЗАО ПФ СКБ Контур 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов д.56 6663003127 https://kontur.ru/
2 АНО БЕЛИНФОНАЛОГ 115093, г.Москва, Подольское шоссе,д.5/8,оф.444 3123101188 http://www.belinfonalog.ru/
3 ОАО ИнфоТеКС Интернет Траст 127287, г. Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, д.1/23, стр.1 7743020560 http://iitrust.ru/
4 ООО ИнфоЦентр 600005, г. Владимир, Октябрьский проспект, д.36 3328430017 http://www.icentr.ru/
5 ООО Электронные Бизнес Системы 650099, г. Кемерово, пр.Советский,74/1, офис 218 4205011410 http://www.e-tax.ru/
6 ООО Компания Тензор 150000, г. Ярославль, Московский проспект, д. 12 7605016030 http://tensor.ru/
7 ООО КОРУС Консалтинг СНГ 194100, Санкт-Петербург, Большой Сампсоновский проспект, дом 68, литер «Н» 7801392271 www.esphere.ru
8 ООО Такском 115095 Москва, ул. Пятницкая, д.54, стр.2, а/я №1 7704211201 http://taxcom.ru/
9 ООО АРГОС 196191,г. Санкт-Петербург, Ленинский пр., д.168 7810225534 http://www.argos-nalog.ru/
10 ООО Русь-Телеком 115093 Москва, ул. Подольское шоссе, дом 8/5 6731071801 http://www.rus-telecom.ru/
11 ООО Сибтел-Крипто 620017, Тюмень, Ул. Широтная, 29,корп. 2/2
7203158243 http://www.s-crypto.ru/
12 ЗАО Калуга Астрал 248023 г.Калуга, пер.Теренинский, д.6 4029017981 http://astralnalog.ru/
13 ООО РПЦ Партнер 410005 г.Саратов, ул. Большая Садовая, д. 239, к. 42 оф. 422 6454066437 http://parc.ru/
14 ООО НПП Ижинформпроект 426008, г. Ижевск, ул. Бородина, 21, оф. 207 1831014533 http://www.infotrust.ru/
15 ОАО СКБ-банк 620026, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, д. 75 6608003052 http://www.skbbank.ru/
16 ЗАО РЦ Практик 127051, г. Москва, ул. Неглинная, д.17 7714143134 http://www.a-practic.ru/
17 ООО ДСЦБИ Маском 680038, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Яшина, 40 2721110853 http://mascom-dv.ru/
18 АО ГНИВЦ 127381, г.Москва, Ул. Неглинная, 23 7707083861 http://www.gnivc.ru/
19 УФМФ ФГУП ЦентрИнформ 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Шпалерная, д. 26 7841016636 http://center-inform.ru
20 ООО РСЦ Инфо-Бухгалтер 360000, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Тарчокова, д. 19 721009708 http://www.rsc-infobuh.ru/
21 ООО Комплексные услуги безопасности 634021 г.Томск, пр.Фрунзе, 117а, офис 501 7017154234 http://kub.tomline.ru/
22 ЗАО Сервер-Центр 690650, г. Владивосток э ул. Нерчинская 10, оф.315 2539038819 http://www.serverc.ru/
23 ЗАО ЦЭК 603000, Н. Новгород,Ул. Новая, 15
5260013152 http://www.nalog.cek.ru/
24 ООО Электронный Экспресс 119991, Москва, ул. Ленинские горы, дом 1.стр.77 7729633131 http://www.garantexpress.ru/
25 ООО Эдисофт 199178, г. Санкт-Петербург, Наб. реки Смоленки д. 14, лит. А 7801471082 http://ediweb.ru/
26 ООО ИКЦ ЭТАЛОН 429000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Московский пр., д. 17, стр. 1 2130029371 http://www.etalon-ikc.ru/
27 ФГУП ЦентрИнформ 191123, г.Санкт-Петербург, ул.Шпалерная,26 7841016636 http://center-inform.ru
28 ООО Линк-Сервис 456501, Челябинская область, Сосновский район, п.Кременкуль кв.Солнечкая долина, 1 7438014673 http://www.link-service.ru/
29 ООО Информационный медицинский центр 443010, г. Самара, ул. Некрасовская, 56 "Б" 6317036857 http://imctax.parus-s.ru/
30 ЗАО Фирма НТЦ КАМИ 107241, г. Москва, ул. Уральская, д. 21 7733091756 http://www.kami.ru/
31 ЗАО ТаксНет 420021, г.Казань, Ул. Каюма Насыри, д. 28, 1655045406 http://www.taxnet.ru/
32 ООО УЦ ГИС 198097, г. Санкт-Петербург, пр.Стачек, д.47 7805544260 http://ca.gaz-is.ru/
33 ЗАО Новокузнецктелефонстрой 654041, г. Новокузнецк, ул. Кутузова, д. 15 4220016317 http://www.rdtc.ru/
34 ЗАО УДОСТОВЕРЯЮЩИЙ ЦЕНТР 195112, г. Санкт-Петербург, Малоохтинский пр. д.68 7806122720 http://nwudc.ru/
35 ООО Группа Бестком 655017, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Ленина, 76 1901042390 http://bestcom-group.ru/
36 ООО Е-Портал 644023, г. Омск, ул.Рабочая 17-я, д.101в 5503065726 http://www.e-portal.ru/
37 ООО Сибирские телекоммуникации 7202106274 http://sibtel.ru/
38 ООО НТЦ Тезис 400005, г. Волгоград, пр.им В.И.Ленина, 33А 3445076225 http://www.ntc-tezis.ru
39 ООО Гвард-Информ 300041, г. Тула, пр.Ленина, д.46, офис 407 7107065081 http://www.ginf.ru/
40 ООО УЦ Аском 355003, г. Ставрополь, ул. Ленина, д.293 263504985 http://www.ackom.net/
41 НН ФГУП ЦентрИнформ 603098,г.Нижний Новгород Гагарина пр.,д.28, лит А 7841016636 http://www.r52.center-inform.ru/
42 ООО ЭСОТЕЛ-Рустелком 677008, г. Якутск, ул. Гоголя, д. 1 1435106300 http://www.esotel.ru/
43 ООО Безопасные информационные технологии 400001, г. Волгоград, ул. Калинина, д. 19 3445050474 http://www.binteh.ru
44 ООО Технокад 115114, г. Москва, Павелецкая наб, д.8 стр.6, офис 601-602 5009046312 http://www.technokad.ru/
45 ЗАО НТЦ СТЭК 454080,Челябинск, ул. Энтузиастов, 12б 7451019159 http://www.stek-trust.ru/
46 ООО Роста 344010, г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, д.52, оф.67 6163143849 http://www.rostagroup.ru/
47 ООО Центр Бухгалтерских Услуг 353925, г.Новороссийск, пр. Дзержинского, д.211 2315096691 http://cacbu.ru
48 ООО Центр Документальной Связи 360099, г. Новосибирск, ул. Потанинская, д.3а 5406631969 http://www.cds-sib.ru
49 ООО КДС 302028, г. Орел, ул.Ленина, д.45 5754003919 http://www.kds-trust.ru/
50 ООО Петрокрипт 185035, г. Петрозаводск, ул. Ф. Энгельса, 10, оф.600 1001146614 http://www.petrotax.ru/
51 ООО КРИПТЭКС 445043, г.Самара, ул.Московское шоссе 3, оф.404 6315629971 http://cryptex.pro
52 АНО ИО Деловой вестник 308012, г.Белгород, ул.Костюкова, д.36а 3123082552 http://www.nalogtelecom.ru/
53 ЗАО Инфанет 428003 Республика Чувашия, г.Чебоксары, ул.Ярославская, 30 2128053070 www.infanet.ru
54 АО Эридан 600022, г. Владимир, ул. Ставровская, 8 3328419341 http://nalog33.ru/
55 ОГБУ Белгородский информационный фонд 308000, г. Белгород, Соборная площадь, д. 4 3123077111 http://bif.belregion.ru/
56 ООО Компьютерные технологии 241011 Брянская область, г.Брянск, ул.Софьи Перовской, д.83 3234042788 http://www.ipct.ru/
57 ООО Деловые Сети 440008, Пензенская область, г. Пенза, ул. Суворова, 122А 5835068079 http://penza-net.ru/
58 КрвФ ФГУП ЦентрИнформ 610000, г.Киров, ул.Ленина, д.85 7841016636 http://www.r43.center-inform.ru/
59 ООО ИЦ Выбор 214000 г.Смоленск, ул.Коммунистическая, д.6 6730025009 http://icvibor.ru/
60 ООО Русская Компания 625003, г. Тюмень, ул. Железнодорожная, 52 7204141323 http://www.rk72.ru/
61 ООО ТЕЛ 660135, г.Красноярск, ул.Взлетная, д.3 2465097373 http://www.nalog.scn.ru/
62 ООО МО ПНИЭИ-КрасКрипт 660077, г. Красноярск, ул. 78й Добровольческой бригады 2, офис 242 2466077563 http://www.kraskript.com/
63 ОАО Центр информатизации Республики Мордовия 430030, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Власенко, д. 32 1326134964 http://www.delmor.net/
64 ООО УНЦИБ 424000, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, ул.Машиностроителей, д.8Г, офис 313 1215136109 http://uncib.ru/
65 НвсФ ФГУП ЦентрИнформ 630091, г. Новосибирск, ул. Фрунзе, д.5 7841016636 http://www.ci54.ru/
66 ООО УЦ Сибири 634050, г. Томск, пр-т ленина, д.40 7017311494 http://www.cbsib.ru/
67 УлнФ ФГУП ЦентрИнформ 432027, г. Ульяновск, ул. Радищева, д.143, копус 3 7841016636 http://www.r73.center-inform.ru/
68 ООО Центр электронных услуг 420124, г. Казань, ул. Чистопольская, 20б 1657055576 http://esc-kazan.ru/
69 МУП АРЦИС 440044, ул. Суворова, д. г. Пенза 5835038469 http://www.arcis.ru/
70 ООО НПФ Форус 664003, г. Иркутск, ул. Урицкого, д8 3812023430 http://www.forus.ru/
71 ООО ИНЕТ 650099, г. Кемерово, пр.Советский,61 4205016288 http://www.kemnet.ru/
72 ООО Славсервис-Связь 302020, Орел, Наугорское шоссе, д.5 5753024987 http://slavservis.ru/
73 ООО Северо-Западный Таможенно-Логистический Сервис 197342, Санкт-Петербург, ул. Торжковская, д.4 7814325226 http://www.sztls.ru/
74 ООО Тверские КРИПТО-графические системы 170100, г. Тверь, ул. Новоторжская, д.3 6901060158 http://www.tvercrypto.ru/
75 ООО Альянс 667010, г. Кызыл, ул. Оюна Курседи, д. 54 1701037508
76 ООО ТК Контакт 394062, г. Воронеж, ул. Южно-Моравская, д.2 3666125016 http://ktkt.ru/
77 ООО Датаком 685000, г. Магадан, ул. Советская, д.5 4909080434 http://dtcom.ru/
78 ЗАО Удостоверяющий центр 109012, г. Москва, ул. Ильинка, д.4, пом.94 5260112900 http://www.ekey.ru/
79 АОООИ ОРСОДИН 675000, г. Благовещенск, ул. Калинина 141, оф.30А 2801063817 http://orsodin.ru
80 ООО Паскаль 385000, г. Майкоп, ул. Первомайская, д. 208 105053578 ?www.pascal.ru
81 ООО Салон 2116 - электронный почтамп 305001, г. Курск, ул. Карла Либхнехта, д.5 4630004308 ?www.docmail.ru
82 ООО Сервис ТВ - Инфо 153003, г. Иваново, ул. Парижской Комунны, д.16 3730011113 ?www.stv-it.ru
83 Пермский филиал ОАО Ростелеком 614096, г. Пермь, ул. Ленина, д. 68 7707049388 www.ural.rt.ru
84 ООО "Компания Реноме" 660049, г. Красноярск, ул. Карла Маркса, д. 48 2466122625 www.renome-pb.ru
85 ЗАО "Национальный удостоверяющий центр" 111024, г. Москва, ул. Авиамотрная, д. 8а 7722766598 www.nucrf.ru
86 ООО "Аргос СПб" 196191, г. Санкт-Петербург, пл., Конституции, д.7 лит. А, помещение 109-Н 7810447985 www.argos-nalog.ru
87 ООО "Компания "Мехатроника" 460009, г. Оренбург, ул. Цвиллинга, д. 102 5610069482 http://www.mtron.ru/
88 ООО "Эврика" 432017, г. Ульяновск, ул. Спасская, д.5, оф.69 7326020252 www.evrica73.ru
89 НОУ "Учебный центр Мезон" 160009, г. Вологда, ул. Чехова, д.26 3525086839
90 ООО "Информзащита" 394029, г. Воронеж, ул. Ленинградская, д. 134 3662097504 www.2410000.ru
91 ООО "СЗТЛС" 197183, г. Санкт-Петербург, ул. Дибуновская, д.50, офис 219 7801219478 www.sztls.ru
92 ООО "Центр инфрмационной Безопасности" 656052, г. Барнаул, ул. Северо - Западная, д.159 2225100262 www.secret-net.ru
93 ООО "УЦ "СОЮЗ" 127006, г. Москва, ул. Садово-Триумфальная, д. 18, пом. I, ком. 1 7710963520 www.ucsouz.ru
94 ООО "Солар" 620137, г. Екатеренбург, ул. Вилонова 6, д. 249 6670241877
95 ООО "Региональный аттестационный центр" 400137, г. Волгоград, бульвар 10 летия Победы д.17 Б 3443084990
96 ООО "Северсталь-инфоком" 162602, г. Череповец, ул. Ленина, 123А 3528007105
97 ООО "Фалькон Плюс" 163002, г. Архангельск, ул. Вельская, д.1 2901063507 www.falconplus.ru
98 ООО "Илим Центр" 660055, г. Красноярск, ул. Космонавта Быковского 11 2465294396
99 БУ УР "Ресурсно информационный центр Удмутрской Республики" 426069, г. Ижевск, ул. 7-я Подлесная, д. 24 1833046026 www.ricudm.ru
100 ЗАО "СИБЕРИЯ" 173021, г. Великий Новгород, ул. Нехинская, д.61 5321149717 www.siberiya.net
101 ООО "Небо" 420074, г. Казань, ул. Петербурская, д.52 1655233505 www.nebopro.ru
102 ООО "НПФ "ИСБ" 634034, г. Томск, пр-т Ленина, д. 28 7017091200 www.npf-isb.ru
103 ООО "Альфа-сервис" 125375, г. Москва, ул. Тверская, д.7 7735513121 www.4trust.ru
104 ЗАО "Такснет-сервис" 420021, г. Казань, ул. Каюма Насыри, д.28 1655109956
105 АО "Энергитические системы и коммуникации" 115114, г. Москва, 1-й Кожевнический переулок, д.6, стр. 1, помещение 14А 7709364346
106 ООО "СИСЛИНК" 125493, г.Москва, ул. Авангардная, д.3 7743801719 www.cislink.com
107 ООО "ЦЗИ "ГРИФ" 152914, г. Рыбинск, бульвар Победы, д.17 76100814123 www.czi-grif.ru
108 ООО "Восточные коммуникации" 677005, г. Якутск, ул. Стадухина, д.63/1 1435302087
109 ООО "НТСсофт" 620062, г. Екатеренбург, ул. Чебышева, д.4 6670237020 www.ntssoft.ru
110 ООО "Удостоверяющий центр "Белинфоналог" 308007, г. Белгород, ул. Мичурина, 48 Б 3123304163 http://www.belinfonalog.ru/
111 ООО "Индекс ПК" 119002, г. Москва, Плотников пер., дом 19/38, стр. 2 7704882182
112 ООО "ЭТП ГПБ" 117342, г. Москва, Миклухо-Маклая д. 40 7724514910 https://etpgpb.ru
113 ЗАО "Информационный центр" 127349, г. Москва, Алтуфьевское ш., д.37, корп. 1 7701553038
114 ООО "Бизнес Студия" 347740, г. Ростов, ул. Урожайная, д. 77, кв.2 6111984819
115 ООО "Систем Групп Рус" 115088, г. Москва, Южнопортовый проезд, д. 18, стр. 1 7723749362 http://systemservice-tsd.ru/
116 ООО "Электронные коммуникации" 115280, Москва, Ленинская Слобода, д.26 ком.82 9715218298
117 ООО "Финтендер-Крипто" 656056, Барнаул, Максима Горького, д.29 2225129102 www.ft-crypto.ru
118 ООО «МАСКОМ-Техлайн» 680038, г. Хабаровск, ул. Яшина, д.40 2722050371 www.mascom-it.ru
119 ООО "Бифит ЭДО" 105203, г. Москва, ул. Нижняя Первомайская д. 46 7719443460 www.bifit.com

Очередная горячая линия, организованная редакцией, была посвящена проблемам сдачи в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) И в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Какая дата при этом считается моментом исполнения налогоплательщиком обязанности по представлению отчетности в налоговый орган? И Какова ответственность за ненадлежащее исполнение этой обязанности? На эти и другие вопросы читателей отвечала Ирина Федоровна Филипук, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса

Технология передачи отчетности по ТКС

Здравствуйте, Ирина Федоровна! Организация намерена перейти на сдачу налоговой отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). Что для этого необходимо сделать?

Представление отчетности в электронном виде осуществляется либо во исполнение требований Налогового кодекса, либо по инициативе налогоплательщика. Вам необходимо обратиться к специализированному оператору связи, прошедшему аккредитацию в управлении ФНС России вашего региона, и заключить с ним договор.

Следует учитывать, что у организации и у налогового органа, в который представляется отчетность, должны быть совместимые технические средства и возможности для ее приема и обработки в соответствии с утвержденными стандартами, форматами и процедурами.

Подскажите, кто является специализированным оператором связи?

Это организация, оказывающая услуги по обмену информацией между налоговыми органами и налогоплательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС и подтверждающая дату отправки налогоплательщиком налоговых деклараций. Она должна отвечать установленным требованиям, иметь необходимые технологии для представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи и заключенный договор с территориальным налоговым органом.

А вправе ли спецоператор брать плату за предоставляемые услуги?

Специализированный оператор связи реализует свою деятельность на коммерческой основе. В рамках предоставления услуг по обмену информацией и подтверждения даты отправки налогоплательщиком отчетности спецоператор может оказывать налогоплательщику услуги:

  • по выдаче и сопровождению сертификата ключа электронной цифровой подписи, если он является Доверенным удостоверяющим центром ФНС России;
  • регистрации налогоплательщика в качестве абонента в системе электронного документооборота налоговых органов;
  • предоставлению и сопровождению программного продукта для подготовки отчетности в электронном виде в утвержденных форматах и обеспечению реализации процедур электронного документооборота с налоговыми органами.

Подготовив и подписав отчетность в соответствии с этими программными средствами, налогоплательщик отправляет ее на сервер спецоператора, при прохождении через который происходит фиксация даты и времени отправки отчетности. Далее спецоператор передает эту отчетность налоговому органу. Фиксация спецоператором даты и времени отправки отчетности является аналогом указания даты при отправке письма по почте путем проставления штампа на конверте с указанием даты отправки.

Ответьте еще на один вопрос. Имеют ли налоговые органы какое-либо отношение к ценовой политике, устанавливаемой спецоператорами на оказываемые налогоплательщикам услуги?

Нет, налоговые органы не имеют к этому никакого отношения. Специализированный оператор связи самостоятельно определяет ценовую политику по оказанию услуг налогоплательщикам. Стоимость его программных продуктов варьируется в широких пределах в зависимости от реализованных функций в программном обеспечении, количества представляемой отчетности, периодов представления, срока заключения договора между налогоплательщиком и спецоператором, спектра предоставляемых услуг.

Проконсультируйте, пожалуйста, можно ли сдавать отчетность в электронном виде по Интернету, не прибегая к услугам спецоператора?

Порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде определяется Минфином России. Однако на основании Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ впредь до утверждения Минфином России этого порядка действует Порядок представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденный приказом МНС России от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.

В соответствии с названным Порядком участниками информационного обмена при представлении налоговой декларации (расчета) в электронном виде являются налогоплательщики или их представители, налоговые органы, а также специализированные операторы связи, осуществляющие передачу налоговой декларации (расчета) в электронном виде по каналам связи от налогоплательщиков или их представителей в налоговые органы.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством спецоператор является обязательным участником информационного обмена.

Ирина Федоровна, сколько времени может занять подключение к системе передачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Срок, в течение которого организация может быть подключена к системе передачи отчетности по ТКС, оговаривается в абонентском договоре со специализированным оператором связи. У ряда операторов этот срок не превышает пяти рабочих дней.

Основные моменты при подключении абонента к системе - выдача сертификата электронной цифровой подписи.

Конечно, абонентам нужно заблаговременно позаботиться о подключении к системе, поскольку срок подключения в периоды представления отчетности может оказаться больше ожидаемого из-за возникновения естественной очереди желающих подключиться.

А если у налогоплательщика нет возможности приобрести компьютер, модем, программу для отправки отчетности, подключиться к Интернету, может ли он сдать отчетность по ТКС?

В этом случае налогоплательщик может сдать отчетность через уполномоченного представителя, у которого есть все необходимые аппаратно-программные средства и полномочия представлять отчетность в электронном виде по ТКС. Если декларация представляется за подписью уполномоченного лица, то к ней должна прилагаться копия доверенности, подтверждающая полномочия этого лица (п. 5 ст. 80 НК РФ).

Порядок сдачи электронной отчетности

Каков порядок сдачи налоговых деклараций в электронном виде по ТКС?

Хотела бы обратить внимание на изменения, которые будут внедрены в ближайшее время. Сегодня Порядок представления налоговых деклараций установлен Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 18.01.2008 № 9н (далее - Административный регламент). ФНС России приказом от 02.11.2009 № ММ-7-6/534@ утвердила Методические рекомендации по организации электронного документооборота. Этот приказ согласован с Минфином России.

Согласно действующему порядку представления налоговых деклараций в электронном виде по ТКС налогоплательщик формирует налоговую декларацию (расчет) в электронном виде в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения, подписывает ее электронно-цифровой подписью и направляет в налоговый орган через спецоператора. В случае представления налоговой декларации (расчета) представителем налогоплательщика вместе с налоговой декларацией направляется информационное сообщение о реквизитах доверенности, выданной представителю.

Спецоператор при получении от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) налоговой декларации (расчета) фиксирует дату отправки электронного документа и формирует подтверждение даты отправки, которое подписывает своей электронно-цифровой подписью и направляет налогоплательщику (представителю налогоплательщика). Затем зашифрованный электронный документ (документы) и подтверждение даты отправки отчетности, подписанное электронно-цифровой подписью спецоператора, направляются в налоговый орган.

Налоговый орган при получении электронных документов от налогоплательщика (представителя налогоплательщика) формирует извещение о таком получении и направляет его налогоплательщику (представителю налогоплательщика) через спецоператора. Далее налоговый орган с помощью своего программного обеспечения осуществляет входной контроль полученных электронных документов, формирует квитанцию о приеме налоговой декларации (расчета) или уведомление об отказе в приеме, подписывает квитанцию электронно-цифровой подписью должностного лица налогового органа и направляет через спецоператора налогоплательщику.

Что означает электронная цифровая подпись при сдаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Электронная цифровая подпись подтверждает юридическую силу электронного документа. Она является аналогом подписи и печати на этом документе, обеспечивая возможность автоматизированного установления его авторства. Кроме того, ЭЦП обеспечивает еще и целостность электронного документа, то есть является более сильной степенью защиты, чем собственноручная подпись. В электронный документ, подписанный ЭЦП, невозможно внести изменения. При внесении любых изменений в подписанный электронный документ ЭЦП будет недействительна.

Значит, ЭЦП является неотъемлемой частью электронного документа?

Да, несомненно. Кроме того, так же как невозможно поставить абсолютно идентичный росчерк на разных бумажных документах, так и у двух разных электронных документов не бывает одинаковых ЭЦП. Перенести ЭЦП с одного документа на другой (по аналогии с ксерокопированием или сканированием обычной подписи на бумажном документе или c использованием факсимиле) невозможно. Таким образом, можно сказать, что ЭЦП является реквизитом конкретного электронного документа. По ЭЦП документа однозначно определяются:

  • легитимный владелец подписи на документе (автор, подписавший электронный документ);
  • факт неизменности документа после формирования ЭЦП.

Ответьте, пожалуйста, еще на такой вопрос. Можно ли заполнять отчетность на одном компьютере, а для ее отправки по ТКС использовать другой?

Да, можно. Все форматы форм налоговой отчетности утверждаются ФНС России и находятся в общем доступе на сайте www.nalog.ru. Большое количество бухгалтерских программ позволяет выгружать файлы установленного формата. Таким образом, файл может быть сформирован бухгалтерской программой на одном компьютере, затем перенесен на рабочее место, на котором установлено программное обеспечение, позволяющее подписывать и отправлять отчетность в контролирующие органы.

Может ли бухгалтер сдавать отчетность нескольких организаций, используя при этом один компьютер?

Да, может. Ведь существующие системы позволяют с одного рабочего места отправлять в налоговые органы отчетность нескольких организаций, а Налоговый кодекс разрешает представлять отчетность через представителей. В этом случае отчетность всех организаций будет передаваться с ЭЦП должностного лица одной организации, представляющей интересы остальных в налоговых органах. Главное - должным образом оформить доверенности на право представлять интересы и подписывать документы, которые должны быть представлены в налоговые органы до передачи налоговых деклараций.

Ирина Федоровна, можно ли быть уверенным в сохранении конфиденциальности при отправке отчетности по ТКС? Доступна ли информация специализированным операторам связи?

Средства, которые используются для шифрования, и ЭЦП сертифицированы соответствующими компетентными органами. Они обеспечивают высокий уровень защиты. Взломать ее в принципе невозможно. Информация передается в зашифрованном виде, и значит, для того, чтобы ее прочесть, нужна как минимум пара ключей: секретный ключ плательщика и открытый ключ налогового органа либо, наоборот, секретный ключ налогового органа и открытый ключ плательщика.

Получается, что прочесть передаваемую информацию может только тот, у кого есть эта пара ключей?

Да, конечно. А если говорить о спецоператорах, то они регистрируют в системе только сертификат ключа налогоплательщика, то есть открытый ключ. Если сам налогоплательщик выполняет все условия по хранению своего секретного ключа, то никто его отчетность, направленную в налоговый орган, не прочтет. Служба информационной безопасности обеспечивает хранение секретных ключей налоговых органов так, чтобы ими никто посторонний не мог воспользоваться. Прочитать информацию может только тот, кому налогоплательщик отдал свой ключ.

Подтверждение сдачи отчетности по ТКС

Добрый день! Подскажите, в какие сроки и в каком виде должны поступать подтверждения из налоговых органов о сдаче отчетности?

В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщик получает от спецоператора подтверждение с указанием даты и времени отправки электронного документа. Не позднее следующего рабочего дня за днем получения отчетности налоговый орган в случае ее представления согласно установленному формату и соответствия ЭЦП подписи налогоплательщика (его представителя) формирует квитанцию о приеме. Затем он заверяет указанную квитанцию своей ЭЦП и отправляет ее налогоплательщику (его представителю).

В течение двух рабочих дней со дня направления квитанции о приеме налоговый орган осуществляет входной (форматно-логический) контроль налоговой и бухгалтерской отчетности. При выявлении недостатков, ошибок, противоречий в представленных сведениях он формирует уведомление об уточнении и направляет налогоплательщику (его представителю) предложение о представлении в течение пяти рабочих дней необходимых пояснений или внесении соответствующих исправлений в установленный срок. Указанное уведомление заверяется ЭЦП начальника (заместителя начальника) налогового органа и направляется налогоплательщику (его представителю).

Значит, в качестве подтверждения о сдаче отчетности мы должны получить квитанцию о ее приеме в электронном виде, протокол входного контроля и подтверждение специализированного оператора связи?

Для подтверждения исполнения обязанности по сдаче отчетности вы должны получить:

  • подтверждение даты отправки электронного документа от спецоператора;
  • квитанцию о приеме отчетности от налогового органа.

Если же вместо квитанции о приеме вы получили уведомление об отказе, это означает, что вы не исполнили свою обязанность по сдаче отчетности, то есть считается, что декларация в налоговый орган не представлена.

В каком виде следует хранить электронные документы?

Как саму отчетность в электронном виде, так и документы, подтверждающие ее получение налоговым органом, необходимо хранить. Ведь формы налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями, установленными законодательством, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке. При этом все документы в электронном виде необходимо хранить с электронной цифровой подписью.

Распечатывать электронные документы не обязательно. Рекомендуется скопировать все эти файлы на дискеты или на CD-диски, а затем хранить эти носители в течение срока, требуемого законодательством. Для единообразия можно хранить и бухгалтерскую, и налоговую отчетность в течение пяти лет.

Когда отчетность могут не принять

Скажите, пожалуйста, а каковы основания для отказа налоговым органом в приеме отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Полный перечень оснований для отказа налоговым органом в приеме отчетности по ТКС изложен в пункте 133 Административного регламента. Такими основаниями являются:

  • отсутствие документов, подтверждающих личность налогоплательщика, или отказ предъявить должностному лицу налогового органа такие документы в случае представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) лично;
  • отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке личность и полномочия уполномоченного представителя налогоплательщика на представление им налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ уполномоченного представителя налогоплательщика предъявить такие документы;
  • представление налоговой декларации (расчета) не по установленному формату и не в установленном порядке;
  • отсутствие в отчетности ЭЦП руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика;
  • несоответствие ЭЦП подписи руководителя организации-налогоплательщика (физического лица - налогоплательщика), уполномоченного представителя налогоплательщика;
  • представление налогоплательщиком (его представителем) налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета);
  • невозможность расшифровки представленного электронного документа.

Какие документы налоговый орган обязан направить организации в случаях непринятия отчетности по телекоммуникационным каналам связи?

Налогоплательщику направляется уведомление об отказе в приеме с указанием причин отказа. Форма такого уведомления утверждена приказом ФНС России от 25.02.2009 № ММ-7-6/85@. Этим же приказом утверждена форма квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде.

Дата сдачи отчетности

Ирина Федоровна, наша организация сдала через Интернет налоговую декларацию по НДС 20 октября 2013 года. При этом специализированный оператор связи прислал нам письмо, подтверждающее дату сдачи. Однако налоговый орган оштрафовал организацию за пропуск срока, ссылаясь на внутренний протокол приема, согласно которому он получил отчетность только 21 октября. Так какой из этих документов правильный: протокол или письмо?

Представленный налогоплательщиком документ, содержащий налоговую отчетность в электронном виде с ЭЦП, считается принятым налоговым органом с момента получения налогоплательщиком из налогового органа квитанции о приеме. Об этом говорится в пункте 155 Административного регламента, о котором я уже говорила. Данный документ подтверждает, что налогоплательщик исполнил свою обязанность по представлению налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган. В квитанции указывается:

  • дата и время, когда налоговая декларация представлена (указываются в соответствии с подтверждением даты отправки документа специализированного оператора);
  • дата поступления документа в налоговый орган;
  • дата приема и регистрационный номер декларации.

Положениями пункта 4 статьи 80 НК РФ установлено, что при передаче налоговой декларации (расчета) по ТКС днем ее представления считается дата ее отправки. Кроме того, порядок представления налоговой декларации и соответствующих документов в электронном виде определяется Минфином России.

Следовательно, датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по ТКС, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи.

Таким образом, налоговая декларация считается представленной в налоговый орган, если налоговый орган направил налогоплательщику квитанцию о приеме, при этом датой представления декларации считается дата, зафиксированная в подтверждении, полученном от спецоператора.

Можно ли сдавать отчетность в электронном виде по ТКС в выходные дни?

Конечно, можно. Кроме того, при передаче отчетности по ТКС расширяются временные рамки ее представления. Ведь налогоплательщик может отправить ее до 24 часов последнего дня сдачи отчетности. Дата и время отправки фиксируется спецоператором.

Сбои при передаче отчетности и ответственность

Если налогоплательщик направил налоговую декларацию (расчет) в электронном виде по ТКС и в течение суток с момента отправки не получил соответствующие подтверждения ни от спецоператора, ни от налогового органа?

Во-первых, не стоит ждать сутки. Если через два часа не пришло подтверждение, необходимо сразу обратиться к специализированному оператору связи для выяснения причины отсутствия подтверждения. При техническом сбое в программно-аппаратных средствах, обеспечивающих представление налоговых деклараций (расчетов), для принятия решения при возникновении форс-мажорной ситуации создается комиссия из числа сотрудников налогового органа и специализированного оператора связи. Эта комиссия определяет причины неполадок, анализирует выявленное состояние направленной электронной декларации (расчета) и фиксирует его в акте. Затем она принимает решение об исполнении обязанности налогоплательщика о представлении налоговой декларации (расчета) в установленный срок. В решении также определяется перечень мероприятий по доведению до налогового органа налоговой декларации (расчета).

Добрый день! Что грозит бухгалтеру организации, сдающему налоговую декларацию в последний день, если он не смог отправить электронный документ по ТКС из-за перегрузки сервера спецоператора или отсутствия доступа в Интернет и представил отчетность на бумаге?

Разъяснения по данному вопросу содержатся в письме Минфина России от 24.12.2007 № 03-01-13/9-269. Ответственность установлена:

  • статьей 119 НК РФ - за непредставление налоговой декларации в установленный срок в налоговый орган по месту учета налогоплательщика;
  • статьей 126 НК РФ - за непредставление в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в том числе расчетов авансовых платежей.

Представление налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в ненадлежащем виде и (или) неустановленным способом является неисполнением налогоплательщиком обязанности по сдаче отчетности в налоговый орган.

Вместе с тем привлечение к ответственности налогоплательщика, подавшего налоговую декларацию (расчет) с нарушением требований, установленных статьей 80 НК РФ, должно производиться с учетом правоприменительной практики, а также поэтапного характера введения обязанности о представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде.

Можно ли налоговую декларацию в бумажном виде не подавать, а после устранения технических проблем отправить ее в электронном виде по ТКС с нарушением срока представления?

Как уже отмечалось, непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок является налоговым правонарушением, за совершение которого предусмотрена ответственность согласно статье 119 НК РФ.

Обязан ли налоговый орган, отказавший в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком не по установленной форме на бумажном носителе, проставить на ней по просьбе налогоплательщика отметку об отказе в ее принятии и дату отказа?

Из пункта 2 статьи 32 НК РФ следует, что налоговый орган несет только обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом и иными федеральными законами. Однако Налоговым кодексом и иными федеральными законами не предусмотрена обязанность налогового органа проставлять по просьбе налогоплательщика на поданной налогоплательщиком и не принятой налоговым органом декларации на бумажном носителе какие-либо отметки. Поэтому налоговый орган, отказавший в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком не по установленной форме на бумажном носителе, не обязан проставлять по просьбе налогоплательщика на ней соответствующую отметку и дату отказа.

В то же время согласно пункту 134 Административного регламента при наличии оснований для отказа в приеме отчетности должностное лицо налогового органа информирует налогоплательщика (его представителя) о том, что налоговая декларация (расчет) не принята. При этом причина указывается:

  • в устной форме, если налоговая декларация (расчет) представлена налогоплательщиком лично или через представителя;
  • соответствующим уведомлением, направленным налогоплательщику (его представителю) почтовым отправлением (заказным письмом).

Каким образом решается вопрос о применении штрафных санкций в случае технической неисправности у оператора связи или налогового органа?

На основании пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса при передаче налоговой декларации по ТКС днем ее представления считается дата ее отправки, зафиксированная оператором связи. Поэтому в случае нарушения работы телекоммуникационных средств в границах зоны ответственности налоговых органов датой представления отчетности будет признана дата отправки, указанная в подтверждении спецоператора.

Дублирование отчетности на бумаге

Должны ли налогоплательщики, сдавшие отчетность по ТКС, направлять в налоговую инспекцию эту же отчетность на бумаге?

Обязанность по представлению отчетности в случае ее передачи в электронном виде по ТКС считается исполненной после получения подтверждения даты отправки от специализированного оператора связи и квитанции о приеме из налоговой инспекции. При этом налоговую и бухгалтерскую отчетность, представленную по ТКС, повторно направлять в налоговую инспекцию в бумажном виде не требуется.

Возможно ли при переходе организации на сдачу отчетности в электронном виде по ТКС дублировать успешно отправленную отчетность на бумаге? Это необходимо в целях страхования от возможных претензий налогового органа по поводу факта представления отчетности и ее формата.

Да. По просьбе налогоплательщика (его представителя) должностное лицо налогового органа распечатывает налоговую декларацию (расчет), принятую в электронном виде по ТКС, и проставляет отметку о приеме налоговой декларации (расчета). Это установлено пунктом 158 Административного регламента.

Является ли документ в электронном виде аналогом бумажного? Можно ли будет ссылаться на него при разрешении, например, спорных вопросов?

Декларации в электронном виде, представленные в соответствии с требованиями законодательства, являются оригиналами, имеют юридическую силу, подлежат хранению как юридически значимые документы и могут использоваться в качестве доказательств в суде, а также при рассмотрении споров в досудебном порядке.

В системах бумажного документооборота юридическая сила документа обеспечивается подписью ответственного лица и печатью организации. Эти же элементы являются и критерием достоверности, которая определяется визуально при предъявлении подписанного документа с печатью.

Подтверждением юридической силы электронного документа является электронная цифровая подпись.

Преимущества сдачи отчетности по ТКС

Какие виды информационных услуг предоставляются налогоплательщику при сдаче отчетности в электронном виде по ТКС?

В настоящее время утвержден следующий перечень документов, выдаваемых налогоплательщику при предоставлении информационных услуг через Интернет и по каналам связи:

  • справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам;
  • выписка операций по расчету с бюджетом;
  • перечень бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной в отчетном году;
  • акт сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам.

Ошибки в отчетности

Сдав отчетность по ТКС, наша организация получила от налогового органа протокол входного контроля с информацией об ошибках. Что нам делать?

Следует исправить ошибки, информация о которых содержится в полученном протоколе по строке «Ошибка в файле», и повторить процедуру отправки отчетности по ТКС.

Считается ли, что отчетность сдана в установленный Налоговым кодексом срок, если налоговая декларация с ошибкой отправлена вовремя, а исправленная декларация высылается в адрес налогового органа после установленного срока сдачи налоговой отчетности?

Если в уведомлении об отказе (протоколе входного контроля) налоговый орган сообщает о том, что декларация представлена по недействующему формату и по неустановленной форме, то такая декларация считается непринятой. И если в дальнейшем налогоплательщик не успеет представить декларацию по действующей форме в установленный срок, то он может быть привлечен к ответственности по статье 119 НК РФ.

Если ошибки касаются заполнения декларации, представленной в действующем формате и по установленной форме, и имеется квитанция о приеме, то декларация считается принятой налоговым органом. При этом налогоплательщику необходимо в пятидневный срок представить уточненную налоговую декларацию, исправив выявленные ошибки.

Численность работников

Добрый день, Ирина Федоровна! На основании какой численности работников определяется обязанность налогоплательщика по сдаче налоговой отчетности по ТКС: среднесписочной или по количеству принятых работников?

На основании среднесписочной численности работников. В пункте 3 статьи 80 НК РФ сказано следующее. Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ.

Обязательно ли подключение организации, зарегистрированной в г. Москве и имеющей обособленное подразделение численностью семь человек в другом городе, к системе представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде по ТКС в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения?

Для определения наличия у налогоплательщика обязанности по сдаче налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде по ТКС численность работников следует определять в целом по организации, включая численность работающих в ее филиалах и обособленных подразделениях.

Система ТКС - это современный телекоммуникационный канал связи, электронный вариант, который характеризуется удобством, доступностью, а также высокой скоростью. Причём при передаче актуальных сведений и документов через систему нет необходимости дублировать их на бумажных носителях. Данная особенность обеспечивает значительную экономию времени, а также сил представителей различных организаций.

На сегодняшний день декларации посредством ТКС уже передают более 70 % от общей массы налогоплательщиков. Такой вариант упрощает проведение дополнительного контроля при заполнении отчётности.

По сути, ТКС - это телекоммуникационный канал связи, пользование которым позволяет передавать любую необходимую отчетность в электронном виде при наличии доступа к сети Интернет.

Работа по предоставлению отчётности посредством ТКС

Все новшества в налоговой отрасли, связанные с практическим применением телекоммуникационных систем, отражены и зафиксированы в приказе №534 ФНС РФ.

На сегодняшний день посредством ТКС декларации предоставляют всё чаще, предоставление отчётности бухгалтерской и налоговой доступно для индивидуальных предпринимателей и всех юридических лиц.

Собственно, система представляет собой обновленный вариант взаимодействия между налогоплательщиками и представителями ФНС при необходимости предоставить актуальную отчётность и другие документы. ТКС даёт такую возможность, теперь для этого не нужно отстаивать очереди к кабинетам налоговой инспекции. Достаточно воспользоваться современными функциями сети Интернет.

Совершенствование системы ТКС

Первоначально требования по ТКС выставлялись еще с 2007 года. На сегодняшний день система доработана и усовершенствована. В частности, теперь существенно упростился сам механизм ведения документооборота в электронном варианте. За счёт того что вероятность ошибок с обеих сторон минимизирована, значительно повысилась и надежность данного сервиса. Так, на сегодняшний день через ТКС невозможно подать сведения, если они не сходятся с данными, отражёнными в реестре налогоплательщиков, то есть любую неактуальную информацию.

Причём специальная программа направит по ТКС в отношении ООО или любой иной организации дополнительное уведомление о том, что отчётность не была принята.

Важно помнить о том, что отдельные налогоплательщики получают отрицательные ответы. Это происходит в случаях, когда они не подали в ФНС сведения относительно то есть лица, которое будет представлять их интересы в сфере налогообложения.

Чтобы лучше разобраться в особенностях работы системы ТКС в Москве и регионах, представители налоговых органов рекомендуют плательщикам ознакомиться с приказом 534 по ФНС.

Отчётность по ТКС

Для современного мира характерно динамичное развитие. Теперь не нужно отстаивать длинные очереди и тратить собственное время, чтобы своевременно подать необходимую отчётность в региональные отделения налоговой инспекции. Декларирование по ТКС - это быстрое и эффективное решение поставленной задачи.

Теперь для передачи отчётности бухгалтерской и налоговой достаточно только наличия доступа в Интернет. Кроме того, потребуется заключить дополнительный договор с выбранным оператором связи, который закрепит данный канал передачи сведений в налоговые органы. Также вам предоставят примеры для ТКС и объяснят, как их заполнять.

Системы телекоммуникационных каналов связи теперь функционируют во многих российских регионах. Они исключают работу с бумажными носителями информации, а также ускоряют саму проверку предоставленных организациями сведений. Подавать данные можно ежедневно, в круглосуточном режиме, в любое удобное время, без перерывов и выходных дней.

Популярность и востребованность передачи документов через ТКС всё возрастает. Такой вариант документооборота гарантирует расширенное внедрение электронных систем и подобных сервисов, доступных для налогоплательщиков.

Расширенные возможности системы

С развитием современных технологий значительно расширяются и возможности. Теперь все актуальные бухгалтерские и налоговые документы могут передаваться получателю в электронном варианте. Но на этом возможности сервиса не заканчиваются. Примеры использования ТКС следующие:

  • Передача актуальной документации.
  • Получение справок по взносам и сборам.
  • Перечень бухгалтерской и налоговой отчётности за прошедший год.
  • Получение справок о произведенных расчётах по налогам (такая информация может потребоваться в банке и других организациях).
  • Получение выписки, отражающей выполненные расчёты с бюджетом.
  • Акты сверки по налогам, в том числе из ТКС для таможни.
  • Справки об исполнении имеющихся обязательств в налоговой сфере.

Не менее активно используют возможности ТКС банки и таможня.

Передача отчётности посредством ТКС

Удобство и простота - вот основные параметры применения ТКС. Если численность сотрудников в конкретной организации превышает сотню человек, то она обязана передавать актуальную информацию посредством ТКС. Это закреплено на законодательном уровне. Численность оценивается в среднем за последние 12 месяцев.

Благодаря возможностям ТКС для таможни и не только, формируется специальный отчёт, в который попадают все те плательщики налогов, которые обязаны передавать информацию через телекоммуникационные системы. Это объясняется тем, что представителям компетентных органов намного проще проводить проверку документации, которая представлена в электронном варианте от крупных организаций.

Причём за индивидуальными предпринимателями остается возможность выбора наиболее удобного способа подачи сведений. Но многие представители групп ИП также склоняются к пользованию ТКС.

Несмотря на молодость электронного документооборота, популярность ТКС в таможне и налогообложении уверенно возрастает.

Особенности подачи отчётности

При пользовании телекоммуникационными каналами для налогоплательщиков предполагается два различных способа передачи данных. Это:

  • посредством сети Интернет из любого удобного места;
  • при посещении специализированных центров.

Дело в том, что непосредственно органы ФНС прием необходимой отчётности не производят. Эта функция возлагается на телекоммуникационные компании вроде ТКС "Нева" и других. Каждая из них связана с налоговой инспекцией посредством заключенного договора. Поэтому специализированные компании передают полученные от налогоплательщиков сведения с использованием каналов связи с соответствующей защитой в органы ФНС на местах.

В свою очередь, подобные организации заключают договора и с налогоплательщиками. Услуги по передаче отчётности могут быть оказаны как на платной, так и на бесплатной основе. В любом случае они обязуются передать по защищенным каналам данные в налоговую. При этом для такой организации плательщиком оформляется соответствующая доверенность, в рамках которой телекоммуникационная компания получает возможность представлять документацию в налоговой.

Как сдать отчётность через телекоммуникационную компанию?

Наиболее простой и доступный вариант использования ТКС для таможни и налоговой службы - это сдача организациями отчетности в офисах специализированной компании, причём данные сразу предоставляются на электронных носителях. Тогда все сведения передаются без взимания дополнительной платы, только по доверенности. Недостаток данного варианта - это необходимость личного посещения уполномоченными на то сотрудниками офисов таких компаний.

Существует и другой, более удобный вариант, когда для передачи документации требуется исключительно наличие доступа в Интернет. Но в этом случае за услугу придется заплатить (обычно практикуется оплата годовых абонементов). Даже при таких условиях придется заключить специальный договор с ТКС.

Достоинство указанного варианта состоит в значительной экономии времени. Зато посредством подобных компаний возможно сдавать необходимую документацию как в налоговую, так и в статистические органы, в ФСС и даже в Пенсионный фонд, что также очень удобно для пользователей (руководителей крупных и мелких предприятий).

Наиболее подходящий вариант каждый выбирает для себя самостоятельно.

Формирование отчётности

Благодаря активному распространению телекоммуникационных систем в сфере передачи информации, процесс формирования отчетности как таковой значительно упростился. Теперь предлагается специализированный софт, который сопряжен с рядом популярных программ, предназначенных для ведения учета. Речь идёт о ряде распространенных продуктов вроде 1С. Причём ТКС в таможне и налогообложении регулярно обновляются, как и программное обеспечение для реализации их основных функций.

Работа с такими программами проста. Этого удалось достичь благодаря доступному и понятному интерфейсу наряду с возможностью составления требуемых документов вручную, опираясь на информацию, взятую из разных источников. На следующем этапе подготовленные бланки и формы просто отправляются на печать.

Заполненные бумаги в электронном варианте передаются через офис компании ТКС либо посредством сети Интернет при заблаговременном заключении соответствующего договора. Оба варианта равноценны - в конечном итоге в налоговую сведения поступят зашифрованными.

Преимущества телекоммуникационных систем

Как уже было отмечено выше, телекоммуникационные системы начали применяться на практике совсем недавно. Тем не менее популярность их быстро и стремительно растёт. Во многом это объясняется их основными достоинствами, в том числе такими:

  • возможность передачи данных из любой удобной точки, где есть доступ в Интернет - из офиса, дома или любого другого места;
  • своевременный контроль соблюдения установленных сроков сдачи;
  • удобство и комфорт пользования системами ТКС;
  • исключение случайных ошибок при формировании необходимых отчётов в автоматическом режиме;
  • моментальная передача сведений;
  • возможность использования в любое удобное время и дни недели.

То есть основное достоинство - это полный отказ от устаревших и неудобных бумажных носителей наряду с наличием проверок арифметического и логического плана ещё на этапе формирования документов. Последнее исключает не только ошибки, но и последующую подачу уточненных сведений.

При этом ФНС обращает особое внимание на то, что внедрение телекоммуникационных систем увеличивает возможности в плане дистанционной работы, способствует повышению качества обслуживания налогоплательщиков, сокращает личные посещения органов налоговой службы.

Недостатки телекоммуникационных систем в налогообложении

Назвать минусы современных телекоммуникационных систем сложно. Благодаря понятному интерфейсу программ и их широким возможностям, их без труда освоили даже те бухгалтеры, которые всегда были приверженцами классических систем. Поэтому единственный недостаток - это необходимость внесения абонентской платы, когда сведения передаются не через офис специализированных компаний, а непосредственно через Интернет.

В теории остается вероятность взлома сервера, но программисты ООО "ТКС" и других подобных организаций изначально разработали для него достаточную защиту. На протяжении периода практического применения телекоммуникационных систем подобных ситуаций и угроз не возникало.

Схематичный регламент предоставления электронных деклараций

Налоговое законодательство предлагает специализированный регламент, который регулирует деятельность телекоммуникационных систем. Основные его положения таковы:

  1. Плательщики передают актуальные данные через выбранных операторов связи, это правило действует и для ТКС таможни.
  2. При наличии соответствующих программ и аппаратных средств, подключения к системам связи можно сформировать декларацию, запрос в налоговый орган, а также зашифровать сведения в процессе их отправки получателю.

Электронный документооборот в таком случае имеет следующие особенности:

  • необходимые данные подготавливаются;
  • информация через ТКС передается уполномоченному перед налоговой службой лицу, которое производит ее шифровку и последующую отправку в ФНС;
  • на протяжении суток налогоплательщик получает квитанцию, подтверждающую прием электронных документов.

Важно заметить, что датой подачи сведений принято считать ту, когда информация оказалась у телекоммуникационного оператора.

В целом особенности документооборота в электронном виде при передаче выписок и запросов в налоговые органы аналогичны ведению работы с декларациями. Единственное отличие состоит в том, что в этом случае не производится подтверждение сроков подачи документации у операторов телекоммуникационных сетей.

Дополнительные возможности системы

На сегодняшний день налогоплательщики активно пользуются возможностями системы ТКС. Это касается не только юридических лиц, но и индивидуальных предпринимателей.

При сдаче всей отчётности в электронном виде, дублировать ее в бумажном варианте не нужно.

В случаях, когда возникает необходимость проставления специализированных отметок налоговых органов на бухгалтерский баланс и иные бумаги, налогоплательщик может обратиться в налоговую. Отметки проставляются на бумажных копиях документов, находящихся в ФНС.

Даже если в телекоммуникационной системе произойдет непредвиденный сбой, это не станет причиной задержки подачи документов налогоплательщиком. Дело в том, что датой передачи информации считается момент передачи сведений оператору связи, вне зависимости от того, когда они дошли до ФНС.

К тому же посредством телекоммуникационных систем налогоплательщики могут быстро запросить и получить ряд необходимых им документов. Причём их численность постоянно возрастает. Теперь, находясь в своем офисе, можно запросить из налоговой:

  • справки, подтверждающие уплату налогов и взносов;
  • список деклараций, отчётности за предшествующий период;
  • справки о состоянии расчётов по налогам на данный момент;
  • акты сверки расчетов.

Где получить сведения об отчетности через ТКС?

Каждый налогоплательщик, который подал декларацию посредством ТКС, может получить информацию о представленной отчетности. Для этого придется обратиться в территориальную ФНС либо к оператору связи, услугами которого он пользовался.

На сегодняшний день представители налоговой службы настраивают юридических лиц и предпринимателей, кто еще не пользовался данной системой, лично оценить её возможности. Ведь это удобно для обеих сторон - электронная отчётность существенно экономит время на её передачу и проверку.


"Практическая бухгалтерия", 2015, N 2

Сейчас самым удобным и распространенным видом представления бухгалтерской и налоговой отчетности в налоговые органы является электронный способ. Отчетность в электронной форме подают по телекоммуникационным каналам связи (ТКС). В чем их преимущества и как подключиться к ТКС, покажет алгоритм действий.

Представление отчетности в электронной форме: Система представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи является не чем иным, как переходом на бесконтактную и безбумажную технологию сдачи отчетности. Иными словами, ТКС - это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме.

Представление отчетности в электронной форме осуществляется по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

Преимущества представления отчетности по ТКС: Предпочтение электронного метода передачи отчетов по ТКС налогоплательщиками продиктовано рядом очевидных достоинств. Среди них:

Конфиденциальность при передаче данных в декларациях, расчетах и балансах;

Экономия рабочего времени на подготовку отчетов;

Отправить отчетность можно в любое время суток и в любой день, включая выходной;

Представление в электронном виде не требует дублирования на бумажных носителях;

При формировании отчетности не возникает ошибок, так как правильность заполнения форм контролируется системой;

Проверяется актуальность версии заполняемого формата декларации;

Из базы данных налоговой службы можно, не посещая инспекцию, получить в электронной форме:

1) акт сверки по налогам;

2) справку о состоянии расчетов с бюджетом на любую дату;

3) выписку из своего лицевого счета;

4) информацию о представлении отчетности;

Плательщик получает от налогового органа подтверждение получения отчетности;

Время обработки данных сокращается, поскольку отправленные отчитывающейся компанией сведения автоматически разносятся на лицевые счета. В итоге присланная информация обрабатывается быстрее и процесс сверки платежей протекает эффективнее;

Нет необходимости личного посещения налоговой инспекции;

Подключение к ТКС предоставляет более широкие возможности помимо сдачи отчетности в электронной форме. Это получение по электронной почте от налоговых органов общедоступной информации в виде сведений об изменениях налогового законодательства, бюджетных счетов, нормативных актов и др.

Порядок подключения: Итак, если вы намерены перейти на электронный способ передачи налоговой отчетности по ТКС, для начала необходимо выбрать специализированного оператора связи. В частности, это можно сделать на сайте ФНС России. Дело в том, что налоговая служба проводит пилотный проект по эксплуатации программного обеспечения, которое позволяет представлять налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронной форме через интернет-сайт ФНС России.

Через сайт ФНС России: Итак, представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт Федеральной налоговой службы.

Чтобы воспользоваться данным интернет-сервисом, необходимо выполнение ряда технических условий, с которыми можно ознакомиться на данном ресурсе. Также техническую поддержку на время проведения пилотного проекта можно получить по e-mail "горячей линии" [email protected].

Через специализированного оператора: Для начала дадим определение, специализированного оператора электронного документооборота (ЭДО) - это организация, которая предоставляет услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией между налоговыми органами и плательщиками в рамках системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронной форме по ТКС.

К операторам ЭДО предъявляются определенные требования, к тому же они должны иметь необходимые технологии для представления отчетности по ТКС и заключить договор с Управлением ФНС России по субъекту Российской Федерации.

Информация о действующих по месту регистрации вашей организации специализированных операторах ЭДО доступна на сайте ФНС России на странице "Организации - операторы электронного документооборота".

После того как вы определились с выбором оператора, следует обратиться к нему и получить заявление на подключение к системе электронной отчетности через Интернет любым удобным способом: с сайта, через электронную почту или в офисе. Далее выбираете режим подключения к системе и тарифный план абонентского обслуживания. Заполненное заявление на подключение отправляете на адрес электронной почты оператора либо доставляете лично в офис оператора. Также заполненное заявление на подключение к системе сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронной форме представляете в инспекцию по месту регистрации.

Обычно в течение трех рабочих дней на ваш электронный адрес оператор высылает сформированный пакет документов, которые необходимо заполнить для заключения договора. Это могут быть:

Договор на подключение и абонентское обслуживание в системе защищенного электронного документооборота с приложениями в двух экземплярах;

Доверенность на изготовление ключей ЭЦП (оформляется лишь в том случае, если вы желаете изготовить ключи ЭЦП не самостоятельно, а через оператора удостоверяющего центра);

Доверенность на получение сертификата ключей ЭЦП (оформляется в случае, если сертификат ключа подписи получает не владелец);

Регламент работы удостоверяющего центра;

Подписной лист к регламенту удостоверяющего центра;

Форма приказа о назначении лица, ответственного за работу в системе защищенного электронного документооборота, заверенная руководителем организации;

Доверенность на получение материально-товарных ценностей (оформляется на получателя ключа подписи).

Затем вы оплачиваете выставленный оператором счет за подключение и абонентское обслуживание в системе. После чего необходимо лично явиться в офис оператора с паспортом и указанным пакетом заполненных документов. Если от организации действует представитель, необходима доверенность (в некоторых случаях требуют наличия копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица, а у ИП могут потребовать копию свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя).

После этого вы получаете индивидуальный пакет. Установить программное обеспечение можно самостоятельно либо с помощью специалиста удостоверяющего центра.

Интервью начальника отдела работы с налогоплательщиками и СМИ УФНС России по КБР Александра МАКСИМЕНКО

- Александр Иванович, что стало отправной точкой перехода к новой прогрессивной системе?
- Начиная с 1999 года, Налоговым кодексом РФ была предусмотрена возможность сдачи отчетности на дискетах. Но при этом магнитный носитель не освобождал плательщиков от сдачи налоговых деклараций на бумаге. Это позволяло сократить время на прием и обработку данных, но не решало проблему по существу.
Выход был найден в переходе на бесконтактную и безбумажную технологию сдачи отчетности. Была подготовлена техническая и законодательная база: приобретена компьютерная техника для территориальных налоговых органов, разработано необходимое программное обеспечение, внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, дающие право плательщикам подавать декларации по ТКС, принят Федеральный закон об ЭЦП (электронной цифровой подписи), утверждены форматы электронных деклараций и различные документы, регламентирующие процедуру сдачи отчетности, начиная от отправки декларации плательщиком и заканчивая ее проверкой в инспекции.
- Кто является участниками технологической цепочки?
В работе системы принимают участие 3 стороны: налогоплательщик, специализированный оператор связи и налоговая инспекция.
В функции оператора связи входит оказание всего комплекса услуг, связанного с предоставлением и обновлением программного обеспечения для отправки отчетности по ТКС, доставка электронных налоговых деклараций в инспекцию, обеспечение конфиденциальности доставляемой информации с помощью средств криптографической защиты, поддержка актуальных форматов налоговых деклараций и форм бухгалтерской отчетности.
Оператором связи может стать только организация, которая получила соответствующие лицензии ФАПСИ, Минсвязи России, сертифицировала программные средства, телекоммуникационную инфраструктуру и др. Свои функции специализированные операторы выполняют на основе соглашений с налоговыми органами.
- Кто конкретно в Кабардино-Балкарии оказывает плательщикам услуги по передаче отчетности по ТКС?
- На сегодняшний день в нашей республике такие услуги предоставляют пять организаций:
ООО "Такском" (г. Москва,) представитель в г. Нальчике - ООО Центр "Бухгалтерия на компьютере"; ООО "Удостоверяющий центр "Аском" (представитель в г. Нальчике - ООО Центр "Бухгалтерия на компьютере"; ЗАО ПФ "СКБ Контур-Экстерн" (представитель в г. Нальчике - ООО "Асай"; ООО РСЦ "Инфо-Бухгалтер" ; ЗАО "Удостоверяющий центр" (г. Нижний Новгород), представитель в г. Нальчике - сервисный центр ООО "Классик GSM".
Подробную информацию об этих операторах связи можно найти на сайте Управления ФНС России по КБР (http://www.r07.nalog.ru/index.php?topic=or07) или получить в налоговых инспекциях по месту учета.
- Влияет ли наличие такого количества операторов на уровень оказываемых услуг и ценовую политику?
-
Конкуренция между операторами связи дает плательщикам право выбора в зависимости от своих пожеланий, предпочтений и потребностей. Например, три года назад в республике работал всего лишь один оператор связи, соответственно, он и устанавливал правила и цены на рынке информационных услуг. Сейчас конкурентная борьба спецоператоров заставляет сдерживать цены, а зачастую стимулирует их снижение. Услуги операторов платные. Налогоплательщику сначала необходимо приобрести у спецоператора предоставляемый им программный комплекс стоимостью 3-5 тыс. рублей, и далее оплачивать ему абонентскую плату или стоимость отправки разовых отчетов. Но, поверьте мне, эти деньги не идут ни в какое сравнение с потраченным на посещение налоговой инспекции временем, десятками бланков исправленных деклараций, ошибками в отчетности, лишней нервотрепкой, затратами на приобретение бухгалтерских программ, налоговые консультации или услуги аудиторов.
- Один из самых волнующих плательщиков вопросов: гарантируют ли налоговики, что ни один посторонний не сможет воспользоваться данными, передаваемыми по компьютерной сети? Можно ли совместить Интернет и налоговую тайну?
- В нашем случае - можно. Для этого используются средства криптографической защиты информации, сертифицированные ФСБ России, электронная цифровая подпись и шифрование. Все это защищает от несанкционированного просмотра электронного документа третьими лицами при передаче по общедоступным каналам связи, а ЭЦП гарантирует однозначную идентификацию отправителя и защиту электронного документа от искажений.
Для использования цифровой подписи необходимо наличие двух ключей, которые представляют собой уникальные, взаимосвязанные друг с другом последовательности символов, используемые для шифрования, расшифровки, снабжения документа электронной цифровой подписью и ее проверки. Применяемые средства шифрования аналогичны тем, которые используются в силовых ведомствах, спецслужбах, системах дипломатической связи, банковских системах и т.д.
Таким образом, передаваемая отчетность надежно защищена. Прочесть файлы с документами может только налоговая инспекция, поскольку только она располагает ключами для расшифровки сообщения.
- Скажите, в чем еще преимущества новой системы?
- Помимо конфиденциальности при передаче деклараций по каналам связи существенно экономится рабочее время на подготовку отчетности, а отправить ее можно в любое время суток или в выходной день. Программное обеспечение оператора связи и налоговых органов в автоматизированном режиме обеспечивает доставку и прием отчетности.
Представление деклараций по ТКС не требует дублирования этих документов на бумажных носителях. При формировании электронной отчетности не возникает ошибок, т.к. система контролирует правильность заполнения ее форм. При этом осуществляется проверка актуальности версии заполняемого формата декларации.
Полученное плательщиком из налогового органа подтверждение получения отчетности, имеет в спорных ситуациях юридическую силу. Сокращается время обработки данных, так как присланные отчитывающейся компанией сведения автоматически разносятся на лицевые счета. Представленная информация быстро обрабатывается, что делает процесс сверки платежей более оперативным.
Кроме того, по каналам связи налогоплательщик имеет возможность получения по электронной почте общедоступной информации от налоговых органов: сведения об изменении налогового законодательства, бюджетных счетов, нормативных актов и т.п. Таким образом, речь идет уже не просто о системе сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности, а о более широкой системе информационного обмена между плательщиками и налоговыми органами.
Начиная с прошлого года, организации и индивидуальные предприниматели, представляющие отчетность по каналам связи, могут воспользоваться новым сервисом - системой информационного обслуживания налогоплательщиков, которая представляет собой услугу по получению в электронном виде сведений из инспекции, необходимых для расчетов с бюджетом, о состоянии своего лицевого счета.
- Передача отчетности по каналам связи - это право или обязанность налогоплательщиков?
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ предприятия, среднесписочная численность работников которых за 2006 год превышала 250 человек, с 1 января 2007 года были обязаны сдавать декларации в электронном виде по каналам связи. Начиная с 1 января 2008 года, это также необходимо делать предпринимателям и организациям, среднесписочная численность сотрудников которых по итогам предшествующего года превышает 100 человек. Для остальных категорий налогоплательщиков представление отчетности по ТКС на сегодняшний день остается правом.
- Как можно подключиться к системе сдачи отчетности по ТКС?
-
Для того, чтобы подключится к новой системе, необходимо получить информацию о возможности представления налоговых деклараций в электронном виде в налоговой инспекции, в которой плательщик стоит на учете, или на сайте нашего Управления в Интернете (http://www.r07.nalog.ru); выбрать оператора связи и заключить с ним договор; приобрести необходимое программное обеспечение и установить его на компьютере, имеющем выход в сеть Интернет. Программное обеспечение может быть предоставлено оператором связи.
- Что представляет собой процесс сдачи отчетности по каналам связи?
-
Регламент обмена электронными документами при представлении отчетности по ТКС предполагает следующую последовательность действий, выполняемых автоматически:
- при отправке отчетности плательщиком файл отчетности подписывается ЭЦП налогоплательщика, зашифровывается и отправляется на сервер электронной почты оператора;
- при получении этого электронного документа в налоговой инспекции он расшифровывается, проверяется совпадение ЭЦП плательщика, что гарантирует отсутствие искажений при поступлении документа в налоговый орган, равно как и невозможно внесение изменений со стороны работников налоговых органов без обнаружения изменения электронного документа. Если результат проверки ЭЦП положительный, то электронный документ подписывается второй подписью (ЭЦП налоговой инспекции), зашифровывается и отправляется плательщику. Одновременно электронный документ с двумя ЭЦП (налогоплательщика и инспекции) сохраняется в архиве инспекции для предъявления в случае возникновения спорной ситуации по поводу содержания документа. Если результат проверки ЭЦП отрицательный, то файл отчетности не принимается, а плательщику высылается соответствующее уведомление;
- налогоплательщик, получивший свой файл отчетности с двумя ЭЦП, также сохраняет его в архиве для предъявления при возникновении спорной ситуации по поводу содержания документа;
- на сервере электронной почты оператора фиксируется факт поступления электронного документа в адрес налоговой инспекции и формируется подтверждение оператора - электронный документ, содержащий дату и время сдачи отчетности, подписанный ЭЦП оператора и зашифрованный;
- оператор высылает подтверждения, содержащие дату и время сдачи отчетности и плательщику, и налоговой инспекции. Эти подтверждения подписаны ЭЦП оператора и не могут быть произвольно изменены. Налогоплательщик и инспекция подписывают эти подтверждения своими ЭЦП и отправляют оператору, одновременно сохраняя их в своих архивах, для предъявления в случае возникновения спорной ситуации по поводу даты сдачи отчетности;
- кроме того, в налоговой инспекции файлы с формами отчетности перед обработкой проходят входной контроль на соответствие требованиям формата. По результатам входного контроля формируется протокол, который подписывается ЭЦП налоговой инспекции и также отправляется плательщику.
Таким образом, налогоплательщик, пользующийся системой сдачи отчетности в электронном виде по каналам связи, может считать цикл сдачи отчетности полностью выполненным, если он имеет:
- подтверждение оператора, подписанное ЭЦП оператора и самого плательщика;
- файл отчетности, подписанный ЭЦП самого плательщика и налогового органа;
- протокол, подписанный ЭЦП налогового органа, о результатах проверки на соответствие формату.
Такой порядок создает основу для корректного разрешения нештатных или же спорных ситуаций, связанных со сдачей отчетности.
- Что следует предпринять, если отчетность не дошла до инспекции по техническим причинам?
Если налоговая декларация плательщиком была направлена по телекоммуникационным каналам связи, и в течение суток с момента ее передачи налогоплательщик не получил соответствующее подтверждение об отправке, он должен, во-первых, обратиться к спецоператору связи, а, во-вторых, заявить о данном факте в налоговую инспекцию.
При техническом сбое в программно-аппаратных средствах создается комиссия из числа сотрудников налогового органа и специализированного оператора связи. Она устанавливает причины возникшей ситуации, анализирует выявленное состояние направленной декларации и фиксирует его в акте, после чего принимает решение об исполнении обязанности плательщика в части представления налоговой декларации в установленный срок.
Датой сдачи электронной отчетности является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении, которое налогоплательщик получает от оператора связи.
- Обязательно ли участие операторов связи в процессе приема-передачи отчетности по ТКС?
-
В марте 2007 года в 14 регионах России начался эксперимент по сдаче электронной отчетности без участия операторов связи. Была проведена опытная эксплуатация унифицированного программного обеспечение приема, хранения и первичной обработки налоговых деклараций с помощью специальных программных комплексов (ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ" и ПК "ГНИВЦ ПРИЕМ-Регион").
В настоящее время эти комплексы внедряются во всех регионах. На последующих этапах будет осуществляться переход на использование в налоговых органах только унифицированного программного обеспечения приема налоговых деклараций по ТКС, с прекращением эксплуатации на стороне налогового органа программного обеспечения специализированных операторов связи. Для этого операторам необходимо доработать программное обеспечение в соответствии с унифицированным форматом информационного взаимодействия плательщиков и налоговых органов, утвержденным ФНС России. До завершения процесса перехода в инспекциях параллельно используется компьютерное обеспечение спецоператоров связи. Хочу подчеркнуть, что перевод на унифицированный программный комплекс приема налоговых деклараций по ТКС не отразится на плательщике, который пользуется услугами оператора связи для передачи деклараций в налоговую инспекцию.
- Чтобы Вы хотели посоветовать нашим налогоплательщикам?
-
Во-первых, я хотел бы им пожелать, чтобы их бизнес процветал, так как чем успешнее развивается промышленность, торговля, сфера услуг, тем стабильнее и лучше пополняется государственный бюджет, а соответственно - растет благосостояние наших граждан.
А во-вторых, предлагаю всем налогоплательщикам, которые еще не воспользовались новой системой, подключиться к этой технологии. Более подробную информацию о ней можно получить в инспекциях по месту учета, а также на сайте Управления ФНС России по КБР по адресу: http://www.r07.nalog.ru/document.php?id=221325&topic=or07.
Хочу подчеркнуть, что представление налоговой отчетности по телекоммуникационным каналам связи является наиболее перспективным способом взаимодействия с налоговыми органами. За ним будущее. По этому пути идет весь мир, и мы не должны быть исключением. Кроме того, представление отчетности по ТКС еще и имиджевый вопрос, свидетельствующий о том, что плательщик идет в ногу со временем.

Беседовала Кэти УМ.