Налог с транспорта и его составные. Как перечислить транспортный налог в бюджет Налог на транспорт счет бюджет

Порядок и сроки уплаты транспортного налога (авансовых платежей) устанавливаются законами субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом по транспортному налогу является календарный год (п. 1 ст. 360 НК РФ). Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы (п. 2 ст. 360 НК РФ). При этом региональным законодателям предоставлено право не устанавливать отчетные периоды по транспортному налогу в соответствующем субъекте РФ (п. 3 ст. 360 НК РФ).

Если отчетные периоды не установлены, например, в Москве (Закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33), то транспортный налог нужно платить один раз в год. Если отчетные периоды установлены, например, в Московской области (ст. 2 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ), то за I, II и III кварталы организации обязаны перечислять авансовые платежи по транспортному налогу. При этом сумма налога, которую нужно будет уплатить по итогам года, определяется как разница между суммой транспортного налога, рассчитанной за год, и суммой начисленных авансовых платежей (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Сроки уплаты

Сроки уплаты транспортного налога (перечисления авансовых платежей) устанавливаются региональными законами. При этом срок уплаты годовой суммы налога не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Если срок перечисления транспортного налога (авансового платежа) выпадает на нерабочий день, то налог (авансовый платеж) перечислите не позднее первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Внимание: если транспортный налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитают так:


Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения (в день, когда перечисление отражено на лицевом счете учреждения, в день проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной (п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

  • решение инспекции о наложении ареста на имущество организации;
  • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам организации, наложения ареста на денежные средства или имущество организации.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

Подача организацией заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ) .

Внимание: если неуплата налога выявлена в результате проверки, организации придется заплатить штраф (ст. 122 НК РФ). В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) и к уголовной ответственности (ст. 199 УК РФ).

Размер штрафа за неуплату или неполную уплату налога по статье 122 Налогового кодекса РФ составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога. Если инспекторы докажут, что неуплата произошла умышленно, то штраф возрастет до 40 процентов.

Оштрафовать организацию могут только за неуплату (неполную уплату) налога по итогам года. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляются (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 20 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Кроме того, если недоимка возникла из-за того, что если в учете и отчетности сумма налога искажена на 10 процентов и более, то по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер - за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:

  • если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Уголовная ответственность может наступить за недоимку в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в примечании к статье 199 Уголовного кодекса РФ.

При этом виновными могут быть признаны не только руководитель и главный бухгалтер организации (иные сотрудники, уполномоченные подписывать отчетность, перечислять налоги и сборы), но и другие лица, содействовавшие совершению преступления (пособники и подстрекатели). Например, бухгалтеры, умышленно искажавшие первичные документы, или налоговые консультанты, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Куда платить налог

Транспортный налог нужно платить по местонахождению транспортных средств (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Местонахождением водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) признается место их госрегистрации. Местонахождением воздушного транспорта является местонахождение организации - собственника воздушного судна. Такой порядок следует из положений подпунктов 1 и 1.1 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ, статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

Местонахождением остальных транспортных средств (автомототранспорт) признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрировано транспортное средство. Об этом сказано в подпункте 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, в зависимости от вида транспортного средства платить за него транспортный налог нужно в региональный бюджет по одному из перечисленных мест.

Ситуация: как платить транспортный налог по автомобилю, сданному в аренду. Арендатор находится на территории другого региона?

Платите налог по местонахождению автомобиля, которое указано в уведомлении о постановке организации на налоговый учет (форма № 1-3 Учет).

Действующий порядок регистрации транспортных средств в ГИБДД предусматривает регистрацию автомобиля либо по местонахождению организации-собственника, либо по местонахождению ее обособленного подразделения (п. 24.3 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001). Из этого правила есть некоторые исключения, но передача транспортного средства в аренду к ним не относится. Поэтому транспортный налог по автомобилю, сданному в аренду, нужно перечислять в региональный бюджет по местонахождению организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль.

Ситуация: куда и по каким ставкам платить транспортный налог на автомобиль, переданный в лизинг? Лизингодатель и лизингополучатель находятся в разных регионах. Автомобиль зарегистрирован на лизингополучателя

Платите налог по местонахождению лизингополучателя.

Организация должна перечислять транспортный налог по местонахождению автомобиля (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местонахождением автомобиля признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ).

Собственником автомобиля, переданного в лизинг, является лизингодатель (ст. 665 ГК РФ, п. 1 ст. 4 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ). Но зарегистрировать автомобиль на срок действия договора лизинга по соглашению сторон ГИБДД может на лизингополучателя - по его местонахождению (п. 48.2 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001). Поэтому платить налог нужно по местонахождению автомобиля, которое указано в уведомлении о постановке организации на налоговый учет (форма № 1-3 Учет). В рассматриваемой ситуации транспортный налог нужно перечислять по местонахождению лизингополучателя и по ставкам, которые установлены в его регионе. Лизингополучатель начинает платить налог со следующего месяца после регистрации автомобиля. Например, если регистрация состоялась 20 февраля, то за январь-февраль налог должен заплатить лизингодатель, а начиная с марта плательщиком транспортного налога становится лизингополучатель.

Это следует из положений подпункта 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 21 октября 2013 г. № 03-05-06-04/43844, от 14 октября 2013 г. № 03-05-05-04/42742, от 4 сентября 2013 г. № 03-05-04-04/36435, ФНС России от 11 декабря 2013 г. № БС-4-11/22368.

Ситуация: куда платить транспортный налог по автомобилю, зарегистрированному на филиал: по местонахождению головного отделения организации или по местонахождению филиала ?

Платите налог по местонахождению филиала.

Организация должна платить транспортный налог по местонахождению автомобиля (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местонахождением автомобиля признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ).

Платить налог нужно по местонахождению автомобиля, которое указано в уведомлении о постановке организации на налоговый учет (форма № 1-3 Учет). В рассматриваемой ситуации транспортный налог по автомобилю, зарегистрированному на филиал, нужно перечислять в региональный бюджет по местонахождению филиала.

Это следует из положений подпункта 2 пункта 5 статьи 83 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 14 октября 2013 г. № 03-05-05-04/42742, от 4 сентября 2013 г. № 03-05-04-04/36435, ФНС России от 11 декабря 2013 г. № БС-4-11/22368.

Ситуация: куда платить транспортный налог, если в течение одного месяца автомобиль был перерегистрирован с одного обособленного подразделения организации на другое? Обособленные подразделения находятся в разных субъектах РФ

Налог придется платить в бюджеты разных регионов.

Организация должна платить транспортный налог по местонахождению автомобиля (п. 1 ст. 363 НК РФ). Местонахождением автомобиля признается местонахождение организации или ее обособленного подразделения, на которое зарегистрирован автомобиль (подп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ).

Действующий порядок регистрации транспортных средств в ГИБДД предусматривает регистрацию автомобиля либо по местонахождению организации-собственника, либо по местонахождению ее обособленного подразделения (п. 24.3 Правил, утвержденных приказом МВД России от 24 ноября 2008 г. № 1001). Место регистрации указывается в уведомлении о постановке организации на налоговый учет по местонахождению автомобиля (форма № 1-3 Учет).

Если в течение месяца автомобиль был перерегистрирован с одного обособленного подразделения на другое, транспортный налог нужно перечислить:

  • за тот месяц, в котором произошла перерегистрация, - в бюджет региона первого подразделения, в котором автомобиль состоял на учете до перерегистрации;
  • начиная с месяца, следующего за месяцем перерегистрации, - в бюджет региона второго подразделения, в котором автомобиль состоит на учете после перерегистрации.

Рассчитывать суммы налога нужно по ставкам, которые установлены законами соответствующего региона.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 27 августа 2009 г. № 03-05-05-04/11 и ФНС России от 20 июля 2012 г. № БС-4-11/12083.

Оформление платежных документов

Платежные поручения на перечисление транспортного налога оформляйте в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и приложениями 1 и 2 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н. Особенности заполнения платежных поручений при перечислении средств в бюджет представлены в таблице .

Пример расчета транспортного налога для уплаты в бюджет

На балансе ООО «Альфа» (г. Москва) числится легковой автомобиль с мощностью двигателя 85 л. с. Ставка транспортного налога для данной категории транспортных средств составляет 12 руб. за 1 л. с. (ст. 2 Закона г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 33). Срок уплаты транспортного налога за 2014 год - не позднее 5 февраля 2015 года. Уплата авансовых платежей по транспортному налогу в г. Москве не предусмотрена.

Бухгалтер «Альфы» рассчитал транспортный налог так:
85 л. с. × 12 руб./л. с. = 1020 руб.

4 февраля 2015 года бухгалтер перечислил по реквизитам налоговой инспекции сумму рассчитанного налога (1020 руб.).

Уплата при ликвидации

Если организация ликвидируется, обязанность по уплате транспортного налога исполняет ликвидационная комиссия (п. 1 ст. 49 НК РФ). Она составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются все обязательства организации. Задолженность по налогам погашается только после того, как будут погашены:

  • задолженность людям, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью (например, организация должна возместить вред, причиненный здоровью покупателя из-за недостатков товара);
  • долги по выплате авторских вознаграждений, выходных пособий и зарплаты сотрудникам;
  • задолженность перед залогодержателями (за счет средств от продажи предмета залога).

Это следует из пункта 3 статьи 49 Налогового кодекса РФ и статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

Уплата при реорганизации

При реорганизации транспортный налог должны уплачивать:

  • организация, возникшая при слиянии (п. 4 ст. 50 НК РФ);
  • организация, возникшая при преобразовании (п. 9 ст. 50 НК РФ);
  • организация, которая присоединила к себе другую организацию (п. 5 ст. 50 НК РФ);
  • организации, которые образовались при разделении (п. 6 ст. 50 НК РФ).

В последнем случае сумму транспортного налога должна перечислить организация, на которую разделительным балансом возложена обязанность по уплате этого налога. Если разделительный баланс не позволяет определить ее, то по решению суда организации, возникшие при реорганизации в форме разделения, платят налог солидарно. Такой порядок вытекает из пункта 7 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

Налоговым периодом по транспортному налогу для реорганизованной организации признается период с начала года до дня завершения реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ). Поэтому рассчитанная по завершающей декларации сумма признается не авансовым платежом, а налогом. Так как при реорганизации сроки уплаты налогов не изменяются (п. 3 ст. 50 НК РФ), то правопреемник должен перечислить транспортный налог в срок, установленный региональным законом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

Как начислять в бухгалтерском учете транспортный налог, ежеквартально или ежегодно?И на какой счет?

В бухучете начисление транспортного налога, который относится к расходам по обычным видам деятельности, отражайте проводкой Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу». Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации, то отражайте проводкой Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу». Суммы начисленных по итогам отчетного периода авансовых платежей по транспортному налогу признаются расходом того отчетного периода, за который начисляется авансовый платеж (п. 18 ПБУ 10/99). Соответственно, начисление авансовых платежей производите по квартально.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Бухучет

В бухучете расчеты по транспортному налогу отражайте на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам». Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по транспортному налогу» (Инструкция к плану счетов).

Как правило, транспортный налог относится к расходам по обычным видам деятельности (). Порядок его отражения в бухучете зависит от того, в каком производстве или подразделении организации используется транспортное средство, по которому начислен налог.
При начислении и уплате транспортного налога делайте проводки*:

Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
- начислен транспортный налог (авансовый платеж по налогу);

Дебет 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу» Кредит 51
- уплачен транспортный налог (авансовый платеж по налогу).

Если транспортное средство не используется в основной деятельности организации, например передано по договору аренды (при условии, что этот вид деятельности не является основным), транспортный налог учитывайте в составе прочих расходов (п. 11 ПБУ 10/99)*:

Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по транспортному налогу»
- начислен транспортный налог.

Сумму транспортного налога (авансовых платежей по транспортному налогу) рассчитайте в бухгалтерской справке. Этот документ является основанием для включения транспортного налога (авансовых платежей) в состав расходов ().

Сергей Разгулин,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

С уважением, Наталья Колосова,

Ваш персональный эксперт.

_____________________________

Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы экспертной поддержки, которые Вы можете найти по адресу:

В образовательных учреждениях числится большое количество различных транспортных средств: централизованно поступают автобусы для перевозки школьников, за счет субсидий и средств от приносящей доход деятельности приобретается иной транспорт. Немало вопросов по поводу учета возникает, например, когда техника приходит в негодность и требует списания. Рассмотрим особенности учета автотранспорта в статье.

Поступление и принятие к учету ТС

Вариантов поступления транспортных средств в образовательную организацию несколько:

  • безвозмездное поступление и централизованное снабжение;
  • приобретение за счет субсидии на выполнение государственного задания и субсидии на иные цели;
  • приобретение за счет средств от приносящей доход деятельности.

Купить транспортное средство не так-то просто. Стоимость автотранспорта довольно высока, и поэтому учреждению, скорее всего, при покупке придется прибегнуть к процедуре проведения конкурса или запроса котировок в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (для казенных и бюджетных учреждений) или Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (для автономных учреждений).

Первоначальная стоимость этого вида нефинансового актива будет отражаться в бухгалтерском учете на счете 0 106 00 000 «Вложения в основные средства» следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н***)

Приняты к учету вложения в ОС при приобретении у поставщика

1 106 31 310

1 302 31 730

0 106 21 310

0 106 31 310

0 302 31 730

0 106 21 000

0 106 31 000

0 302 31 000

Приняты к учету вложения в ОС при безвозмездном поступлении

1 106 31 310

1 304 04 310

1 401 10 180

0 106 21 310

0 106 31 310

0 304 04 310

0 401 10 180

0 106 21 000

0 106 31 000

0 304 04 310

0 401 10 180

*Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

**Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

***Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

Согласно Инструкции № 157н принятие к учету основных средств осуществляется на основании первичных учетных документов.

Исходя из Приказа Минфина РФ от 15.12.2010 № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» при принятии к учету транспортного средства таким документом будет являться акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001).

На примере бюджетного учреждения рассмотрим принятие к учету транспортного средства.

Бюджетное образовательное учреждение приобрело автомобиль стоимостью 450 000 руб. за счет средств от приносящей доход деятельности. Оплата произведена с лицевого счета учреждения, открытого в территориальном ОФК. Данное основное средство принято к учету по своей первоначальной стоимости.

В бухгалтерском учете учреждения эти операции будут отражаться в соответствии с п. 9, 51, 73 Инструкции № 174н следующим образом:

Сумма, руб.

Заключен договор на поставку автомобиля

2 106 31 310

2 302 31 730

Произведена оплата по договору

2 302 31 830

2 201 11 610

Принят к учету автомобиль

2 101 35 310

2 106 31 310

Поступившее ТС необходимо застраховать по договору ОСАГО

и зарегистрировать в ГИБДД. Данные действия может совершить по доверенности механик или иной сотрудник учреждения. При этом учреждение также несет дополнительные расходы.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Под владельцем транспортного средства подра-зумевается его собственник, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании (праве аренды, на основании доверенности на право управления транспортным средством, распоряжения соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и т. п.).

Застраховать гражданскую ответственность владелец транспортного средства обязан до его регистрации, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им (получения в хозяйственное ведение или оперативное управление и т. д.).

Владелец автотранспортного средства, заключивший договор ОСАГО, уплачивает страховщику страховую премию. Ее размер определяется исходя из страховых тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739.

Документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, служит страховой полис ОСАГО, составляемый страховщиком. Бланк страхового полиса имеет единую форму на всей территории РФ. Срок действия страхового полиса, как правило, составляет один год (ст. 10 Федерального закона № 40-ФЗ).

В бухгалтерском учете государственного (муниципального) учреждения расходы на ОСАГО отражаются как расходы будущих периодов по счету 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» и подлежат списанию в течение срока действия договора.

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными Приказом Минфина РФ от 21.12.2012 № 171н (далее - Приказ № 171н), оплата услуг по страхованию гражданской ответственности относится на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В бухгалтерском учете операции по начислению и оплате по договору ОСАГО будут выглядеть следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Произведена оплата по договору ОСАГО

1 302 26 830

1 304 05 226

0 302 26 830

0 201 11 610

0 302 26 000

0 201 11 000

Приняты к учету расходы по договору ОСАГО

1 401 50 226

1 302 26 730

0 401 50 226

0 302 26 730

0 401 50 226

0 302 26 000

Отнесены расходы будущих периодов на финансовый результат текущего года

1 401 20 226

1 401 50 226

0 401 20 226

0 401 50 226

0 401 20 226

0 401 50 226

После оформления страховки ТС необходимо зарегистрировать в ГИБДД.

На основании п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке зарегистрировать их в Государственной инспекции или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или десяти суток после приобретения.

Размер государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств, связанной с выдачей государственных регистрационных знаков на автомобиль, составляет 1 500 руб., с выдачей свидетельства о регистрации транспортного средства - 300 руб. (пп. 36 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

У бухгалтеров часто возникает вопрос: обязательно ли включать сумму уплаченной госпошлины за государственную регистрацию транспортного средства в его первоначальную стоимость или можно списать ее на расходы учреждения?

Напомним, что согласно п. 47 Инструкции № 157н при определении первоначальной стоимости объекта ОС в нее включаются регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основного средства. С учетом данного пункта регистрационные сборы нужно включать в первоначальную стоимость объекта. Однако стоит отметить, что регистрироваться должен объект, уже принятый к учету.

Поскольку приведенный вопрос является спорным, учреждение должно самостоятельно определить правила учета расходов по уплате госпошлины, закрепить их в учетной политике и согласовать их с учредителем. По нашему мнению, уплату госпошлины за регистрацию транспортного средства следует отнести на общехозяйственные расходы учреждения потому, что на момент его принятия к бухгалтерскому учету регистрация еще не произведена.

Налог на имущество и транспортный налог

Налог на имущество. С момента принятия к учету и регистрации транспортного средства до 01.01.2013 его стоимость включалась в расчет среднегодовой стоимости имущества и базу по налогу на имущество. С этого года внесены соответствующие поправки в Налоговый кодекс, которые исключают двойное налогообложение транспортных средств, и вновь поступающий автотранспорт будет включаться только в расчет по транспортному налогу. На основании пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ не признается объектом обложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 01.01.2013 в качестве основного средства.

Транспортный налог . Напомним, что организации должны представлять в налоговые органы декларацию по транспортному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом) (п. 3 ст. 363.1 НК РФ). Согласно п. 2 ст. 363 НК РФ в течение налогового периода налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают авансовые платежи по налогу, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. По истечении налогового периода они уплачивают разницу между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Организации самостоятельно производят расчет суммы налога и суммы авансового платежа, подлежащих уплате в бюджет. Данные суммы исчисляются в отношении каждого транспортного средства отдельно. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и зависят от мощности двигателя принятого к учету транспортного средства.

В учете государственных (муниципальных) учреждений начисление и уплата транспортного налога отражаются следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Начислен транспортный налог

1 401 20 290

1 303 05 730

0 401 20 290

0 303 05 730

0 401 20 290

0 303 05 000

Произведена уплата транспортного налога

1 303 05 830

1 304 05 290

0 303 05 830

0 201 11 610

0 303 05 000

0 201 11 000

Эксплуатация ТС и связанные с ней расходы

В ходе эксплуатации транспортных средств постоянно требуются дополнительные материальные вложения, которые могут быть связаны:

  • с профилактическими техническими осмотрами и ремонтными работами;
  • с установкой дополнительного оборудования;
  • с переоснащением ТС в зависимости от погодно-климатических условий (например, со сменой зимней и летней резины);
  • с ремонтом узлов и агрегатов при выходе их из строя.

Будет ли меняться стоимость ТС при проведении этих работ? Изменить первоначальную (балансовую) стоимость объектов нефинансовых активов могут достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация, частичная ликвидация (разукомплектация), а также переоценка объектов нефинансовых активов. Ремонт объектов основных средств не может повлиять на изменение их балансовой стоимости.

А вот затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию транспортного средства увеличат его первоначальную (балансовую) стоимость. Увеличение отражается в бюджетном учете после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования транспортного средства по результатам проведенных работ.

Автономное учреждение приобрело комплект зимних автомобильных шин стоимостью 16 000 руб. и воспользовалось услугами шиномонтажа для переоснащения автомобиля - за 1 500 руб. Указанное транспортное средство числится на учете учреждения по коду вида финансового

обеспечения (КВФО) деятельности 4 («Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания»). Оплата всех произведенных расходов осуществляется за счет субсидии на выполнение госзадания.

Расходы на шиномонтаж относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. В бухгалтерском учете учреждения данные факты хозяйственной жизни будут отражены в соответствии с Инструкцией № 183н следующим образом:

Сумма, руб.

Уплачена стоимость шин поставщику

4 302 34 000

4 201 11 000

Получен комплект шин от поставщика

4 105 36 000

4 302 34 000

Оплачены услуги шиномонтажа

4 302 25 000

4 201 11 000

Приняты к учету расходы по оплате услуг шиномонтажа

4 109 80 225

4 302 25 000

Списаны с учета шины, установленные на автомобиль

4 109 80 272

4 105 36 000

Согласно п. 349 Инструкции № 157н установленные шины в течение периода их эксплуатации учитываются на забалансовом счете 09.

Другой текущий ремонт автотранспортных средств учреждения будет отражаться в учете аналогичным образом.

На основании Постановления Правительства РФ от 23.11.2012 № 1213 и Приказа Минтранса РФ от 13.02.2013 № 36 с 1 апреля 2013 года оснащаются тахографами выпускаемые и находящиеся в эксплуатации на территории РФ:

Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т (категория М2) и превышает 5 т (категория М3);

Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (категория N2) и имеющие максимальную массу более 12 т (категория N3).

Куда отнести расходы по установке тахографа? Этот вопрос следует урегулировать с учредителем. С одной стороны, тахограф - это объект основных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями, или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы (п. 41 Инструкции № 157н). С другой стороны, контрольное устройство (тахограф) не может использоваться по своему прямому предназначению без автомобиля, на который оно устанавливается. Поэтому необходимо согласовать с учредителем, как нужно учитывать данный прибор: как самостоятельный объект ОС или в составе ТС.

Казенное учреждение заключило договор на поставку тахографа для автобуса. По условиям договора в стоимость поставки входит установка тахографа на транспортное средство. Авансовый платеж не предусмотрен. Цена договора составляет 50 000 руб. По согласованию с учредителем это оборудование будет учитываться в учреждении как самостоятельное основное средство.

Приведенные факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете учреждения будут отражаться в соответствии с Инструкцией № 162н следующим образом:

Сумма, руб.

Отражена стоимость приобретенного оборудования

1 106 31 310

1 302 31 730

Произведена оплата тахографа поставщику

1 302 31 830

1 304 05 310

Принят к учету тахограф

1 101 34 310

1 106 31 310

Ремонт и возмещение ущерба при ДТП

Рассмотрим, какие факты хозяйственной жизни учреждения подлежат отражению в бухгалтерском учете, если транспортному средству причинен ущерб в результате ДТП.

Ремонтные работы по восстановлению транспортного средства будут отражаться в бухгалтерском учете аналогично способу, приведенному в примере 2.

Кроме того, если потерпевшей стороной в ДТП признано учреждение, то по договору ОСАГО страховая организация обязана выплатить ему страховку в размере причиненного ущерба.

Согласно Приказу № 171н возмещение по ОСАГО, полученное от страховщика, относится на статью 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

Суммы принудительного изъятия, полученные бюджетными и автономными учреждениями, являются их доходами и не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (письма Минфина РФ от 20.12.2012 № 02-13-06/5292, от 25.03.2013 № 02-06-07/9374).

В казенных учреждениях средства, поступающие от страховых компаний, подлежат зачислению в бюджет по нормативу 100% (п. 1 ст. 51 БК РФ, приложение 1 к Федеральному закону от 03.12.2012 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», письма Минфина РФ от 07.11.2012 № 02-13-06/4672, от 16.05.2012 № 02-03-09/1740).

В бухгалтерском учете учреждения данные операции будут отражаться следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Начислен доход на сумму страховой выплаты

1 205 41 560

1 401 10 140

2 205 41 560

2 401 10 140

2 205 41 000

2 401 10 140

Отражена задолженность перед бюджетом на сумму страхового возмещения

Поступили денежные средства от страховщика

1 304 04 140

1 303 05 730

2 201 11 510

2 205 41 660

2 201 11 000

2 205 41 000

Зачислена в доход бюджета сумма страхового возмещения

1 303 05 830

1 205 41 660

Выбытие транспортных средств

Выбытие объектов основных средств отражается в бухгалтерском учете в соответствии с п. 51 Инструкции № 157н:

в случаях принятия решения о списании этих объектов по основанию их выбытия помимо воли учреждения (хищения, недостачи, порчи, выявленных при инвентаризации активов);

в случаях ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях;

в случаях по завершению мероприятий (разборки, демонтажа, уничтожения, утилизации и т. п.), предусмотренных при принятии решения о списании объектов основных средств по иным основаниям, установленным законодательством РФ, в том числе по основанию морального и физического износа данных объектов, нецелесообразности дальнейшего использования, их непригодности, невозможности или неэффективности их восстановления;

передачи в порядке, предусмотренном законодательством РФ, другому учреждению, органу государственной власти, органу местного самоуправления;

в иных случаях прекращения права оперативного управления, предусмотренных законодательством РФ;

в случаях возврата объектов, являющихся предметом лизинга (сублизинга), лизингодателю.

Основная часть имущества государственных (муниципальных) учреждений не является их собственностью, а находится в оперативном управлении. На федеральном уровне разработано Положение об особенностях списания федерального имущества, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.10.2010 № 834. Этим документом регламентирован порядок списания движимого и недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности. На его основании разработаны соответствующие положения на уровнях субъектов РФ, которые должны строго соблюдаться.

Согласно п. 52 Инструкции № 157н к отражению в бухгалтерском учете принимаются акты о списании при согласовании решения о списании объекта основного средства с собственником имущества (с учредителем) и наличии утверждающей надписи руководителя учреждения на акте. Отражение в учете выбытия основных средств и реализация мероприятий, предусмотренных актом о списании, до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) не допускаются.

В результате разборки (демонтажа) основных средств у учреждения могут оставаться материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования. Они должны быть соответствующим образом оприходованы, и эти операции необходимо отразить в бухгалтерском учете.

Рассмотрим, как отражается в бухгалтерском учете различных типов учреждений выбытие транспортных средств в зависимости от основания их списания.

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Продажа, недостача, хищение, физический и моральный износ

1 104 х5 410

1 401 10 172

1 101 х5 410

0 104 х5 410

0 401 10 172

0 101 х5 410

0 104 х5 000

0 401 10 172

0 101 х5 000

Уничтожение, разрушение, приведение в негодность вследствие стихийных бедствий

1 104 х5 410

1 401 20 273

1 101 х5 410

0 104 х5 410

0 401 20 273

0 101 х5 410

0 104 х5 000

0 401 20 273

0 101 х5 000

Безвозмездная передача

Между головным учреждением и обособленными подразделениями

1 304 04 310

1 104 х5 410

1 101 х5 410

1 304 04 310

0 304 04 310

0 104 х5 410

0 101 х5 410

0 304 04 310

0 304 04 310

0 104 х5 000

0 101 х5 000

0 304 04 310

Безвозмездная передача между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям

Безвозмездная передача органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе прекращение права оперативного управления

1 401 20 241

1 104 х5 410

1 101 х5 410

1 401 20 241

0 401 20 241

0 104 х5 410

0 101 х5 410

0 401 20 241

0 401 20 241

0 104 х5 000

0 101 х5 000

0 401 20 241

Безвозмездная передача организациям,

за исключением государственных (муниципальных)

1 401 20 242

1 104 х5 410

1 101 х5 410

1 401 20 242

2 401 20 242

2 104 х5 410

2 101 х5 410

2 401 20 242

2 401 20 242

2 104 х5 000

2 101 х5 000

2 401 20 242

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Л.А. Опальская

1. Объект налогообложения

В соответствии со ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) транспортный налог, как и любой другой налог, считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения:

Объект налогообложения;

Налоговая база;

Налоговый период;

Налоговая ставка;

Порядок исчисления и сроки уплаты.

Плательщиками транспортного налога признаются бюджетные учреждения, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Таким образом, регистрация транспортного средства, а не его фактическое использование ведет к возникновению обязанности по уплате этого налога.

Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства. Причем в соответствии с налоговым законодательством ряд транспортных средств бюджетных учреждений не признается объектом налогообложения, а именно:

Транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

Самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

2. Налоговая база и налоговые ставки

Налоговая база по транспортному налогу определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (л. с.) отдельно по каждому транспортному средству.

Налоговые ставки предусмотрены ст. 361 НК РФ и устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, категории транспортных средств в расчете на 1 л.с. мощности двигателя транспортного средства.

Налоговые ставки, указанные в п. 1 ст. 361 НК РФ, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Кроме того, допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока их полезного использования.

3. Порядок уплаты транспортного налога

Бюджетные организации, являющиеся плательщиками транспортного налога, исчисляют сумму транспортного налога и сумму авансовых платежей по нему самостоятельно.

Налоговым периодом признается календарный год, отчетными периодами - I квартал, II квартал, III квартал.

Порядок исчисления налога, установленный ст. 362 НК РФ, обязывает налогоплательщика рассчитывать налог по каждому транспортному средству путем умножения налоговой базы (количество лошадиных сил) на налоговую ставку (сумма в рублях с каждой лошадиной силы). Организации уплачивают транспортный налог по итогам года. В течение налогового периода, если в регионе введены отчетные периоды, налогоплательщик перечисляет в бюджет авансовые платежи по транспортному налогу.

Каждый авансовый платеж равен одной четвертой произведения налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ) и уплачивается в первых трех кварталах. В отличие от других налогов (например, налога на прибыль) авансовые платежи по транспортному налогу рассчитываются не нарастающим итогом. По окончании IV квартала (по итогам года) сумма платежа равна разнице между транспортным налогом, рассчитанным за год, и суммой всех уплаченных в течение этого года авансовых платежей по налогу (п. 2 ст. 362 НК РФ).

Пример.

По состоянию на 1 января 2008 года на балансе бюджетного учреждения числился грузовой автомобиль ЗИЛ-5301 с мощностью двигателя 120 л. с.

Предположим, что ставки транспортного налога, установленные законом субъекта Российской Федерации, соответствуют ставкам, указанным в ст. 361 НК РФ.

В отношении грузового автомобиля ЗИЛ-5301, зарегистрированного в ГИБДД МВД России, организация применяет ставки, определенные для категории "грузовой автомобиль", - 8 руб. за 1 л. с.

Рассчитаем авансовые платежи и сумму транспортного налога на 2008 год.

Сумма авансового платежа по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет за каждый отчетный период, составила 240 руб. (1/4 х 120 л. с. х 8 руб.).

Размер авансового платежа за I, II, III кварталы - по 240 руб. (720 руб.).

Сумма транспортного налога, исчисленная за год, равна 960 руб. (120 л. с. х 8 руб.).

В итоге за год сумма транспортного налога по грузовому автомобилю составила 960 руб., а сумма доплаты за IV квартал - 240 руб. (960 руб. - 720 руб.).

Если транспортное средство зарегистрировано или снято с учета в течение отчетного периода, то суммы авансовых платежей и сумма налога по итогам года должны рассчитываться с учетом коэффициента, который равен отношению числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на организацию, к числу календарных месяцев в отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 362 НК РФ). При этом и месяц регистрации транспортного средства, и месяц снятия его с учета считаются за полный месяц.

Пример.

Автомобиль ЗИЛ-5301 с мощностью двигателя 120 л. с. зарегистрирован в марте 2008 года, а снят с регистрации в ноябре того же года.

Коэффициент, учитывающий срок регистрации автомобиля по каждому отчетному периоду и за год, составил:

- 0,33 (1 мес. : 3 мес.) - за I квартал (без учета января и февраля);

- 1 (3 мес. : 3 мес.) - за II, III кварталы (с учетом всех месяцев);

- 0,75 (9 мес. : 12 мес.) - за налоговый период (без учета января, февраля и декабря).

Сумма авансового платежа по грузовому автомобилю равна:

- 79,20 руб. (1/4 х 0,33 х 120 л. с. х 8 руб.) - за I квартал;

- 240 руб. (1/4 х 1 х 120 л. с. х 8 руб.) - за II, III кварталы.

Сумма транспортного налога - 720 руб. (0,75 х 120 л. с. х 8 руб.).

За IV квартал организация должна была доплатить 160,80 руб. (720 руб. - 79,20 руб. - 240 руб. - 240 руб.).

Уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного п. 3 ст. 363.1 НК РФ (не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом).

4. Представление налоговой декларации

На основании ст. 363.1 НК РФ по истечении налогового периода организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу. Бюджетные организации, уплачивающие авансовые платежи по транспортному налогу, представляют по истечении каждого отчетного периода в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по транспортному налогу в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Форма налоговой декларации по транспортному налогу утверждена приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н и включает:

Титульный лист;

Раздел 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)";

Раздел 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)".

Следует отметить, что если бюджетное учреждение имеет объекты налогообложения (транспортные средства), зарегистрированные на территории нескольких муниципальных образований, отнесенных к ведению одного налогового органа, в котором осуществлена постановка на учет по месту нахождения транспортных средств, то заполняется одна налоговая декларация. При этом Раздел 1 налоговой декларации заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства налогоплательщика.

Раздел 2 налоговой декларации заполняется по каждому транспортному средству, находящемуся на территории соответствующего муниципального образования. При наличии транспортных средств на территории нескольких муниципальных образований, относящихся к ведению налогового органа, в который представляется налоговая декларация, Раздел 2 заполняется по каждому муниципальному образованию, на территории которого находятся транспортные средства бюджетного учреждения.

Местонахождением автотранспортных средств является тот субъект Российской Федерации, где они зарегистрированы в органах ГИБДД МВД России, Гостехнадзоре или в других органах (ст. 83 НК РФ).

5. Отражение операций по начислению и уплате транспортного налога

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 24.08.2007 N 74н, расходы бюджетного учреждения на уплату транспортного налога должны отражаться по подстатье 290 "Прочие расходы" Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).

Своевременность уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему подтверждается датой платежных поручений на уплату налога.

Отражение операций по начислению и уплате транспортного налога в бюджетном учете производится в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.

При этом оформляются следующие проводки:

а) по бюджетной деятельности:

N п/п

Дебет

Кредит

Начислен транспортный налог

140101290 "Прочие расходы"

130305730"Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"


130305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

130405290 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам"

б) по приносящей доход деятельности:

N п/п

Дебет

Кредит

Начислен транспортный налог

210604340 (290) "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"

230305730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

Перечислен транспортный налог в бюджет

230305830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"

220101610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"

Одновременное отражение на забалансовом счете 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждения по КОСГУ290 "Прочие расходы"

6. Проблемные ситуации по транспортному налогу

1. На практике возникает много споров по вопросу о необходимости уплаты транспортного налога с транспортных средств, зарегистрированных в установленном порядке, однако фактически не используемых в деятельности по причине их полного износа или по другим основаниям.

В письме Минфина России от 03.07.2008 N 03-05-06-04/39 определено, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, а плательщиком транспортного налога признается лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство, то есть владелец транспортного средства, вне зависимости от того, используется ли оно или нет.

Таким образом, если транспортное средство находится в неисправном состоянии и не используется в дорожном движении, оно должно быть снято с государственной регистрации, и в этом случае такое транспортное средство не будет подлежать обложению транспортным налогом.

Правомерность данного вывода подтверждается и судебной практикой.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.07.2007 N А29-8682/2006а суд поддержал доводы налогового органа о том, что налогоплательщик, являясь собственником автомобилей, обязан уплачивать по ним транспортный налог независимо от их технического состояния и фактического использования. Суд указал, что плательщиками транспортного налога являются лица, на которых транспортные средства зарегистрированы в установленном законом порядке.

2. Транспортное средство не зарегистрировано, но используется.

Общий порядок регистрации наземных транспортных средств определен постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", согласно п. 2 которого регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют, в частности:

Подразделения ГИБДД МВД России - в отношении автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования;

Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

В судебной практике единой позиции по данному вопросу не сложилось.

3. Уплата транспортного налога в случае угона (кражи) транспортного средства.

В письме УФНС России по г. Москве от 15.01.2008 N 18-12/4/002041 указано, что в соответствии с подпунктом 7 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом. Основанием для перерасчета транспортного налога является только подлинник справки об угоне, подтверждающей факт угона (кражи) транспортного средства, выданной органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и т.д.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортного средства.

Следовательно, транспортный налог не взимается только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

Таким образом, в случае угона (кражи) транспортного средства налогоплательщику для освобождения от уплаты транспортного налога необходимо представить в налоговый орган подлинник документа, подтверждающего факт угона (кражи) транспортного средства.

4. Определение категории автотранспортных средств для целей обложения транспортным налогом.

Письмо ФНС России от 18.02.2008 N ШС-6-3/112@ определило, что в случае отсутствия в паспорте транспортного средства сведений о типе транспортного средства или разногласий с налогоплательщиками налоговые органы вправе по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с п. 2 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств".

Начисление транспортного налога (бухгалтерские проводки)

Каждый бухгалтер, сопровождающий деятельность компании, на которую оформлено транспортное средство из перечня статьи 358 НК РФ (мотоциклы, автомобили, автобусы, самолеты и прочие транспортные средства), рано или поздно сталкивается с вопросом отражения начисления транспортного налога в проводках. Ведь согласно нормам налогового законодательства такая компания является плательщиком транспортного налога.

Следует применять общие правила и нормы признания расходов при отражении транспортного налога в бухгалтерском учете. Обратимся к Плану счетов бухгалтерского учета и ПБУ 10/99 «Расходы организации» для того, чтобы с практической стороны разобраться с вопросом.

Бухучет транспортного налога

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам», предусмотренный Планом счетов, применяется, в том числе, для отражения и учета транспортного налога. Следует создать субсчет к 68 счету именно для проводок по начислению транспортного налога.

По каждому транспортному средству сумма транспортного налога, подлежащая уплате в бюджет по завершении налогового периода, согласно п. 2 ст. 362 НК РФ исчисляется отдельно.

Поэтому целесообразно в бухгалтерском учете отражать начисленные суммы на счетах учета соответствующих затрат — либо на производство, либо в составе прочих расходов. Выбор конкретного корреспондирующего счета будет зависеть от того, где именно применяется транспорт: во вспомогательном или основном производстве, в каком именно подразделении.

Если транспорт используется в основном производстве, то транспортный налог относится к обычным расходам и его начисление отражается в корреспонденции со счетами для учета обычных расходов 20 (23, 25, 26, 44 …).

Рассмотрим бухгалтерские проводки по транспортному налогу:

А теперь рассмотрим бухгалтерские проводки по транспортному налогу в ситуации, когда транспортное средство используется не в основной деятельности, а, например, передано в аренду (при этом аренда транспорта не является основным видом деятельности компании).

В этом случае необходимо отразить начисление транспортного налога в корреспонденции со счетом учета прочих расходов и сделать следующие проводки:

Согласно ст. 362 НК РФ авансовые платежи по транспортному налогу являются квартальными, поэтому начисление и уплата транспортного налога производятся поквартально.

Согласно п. 18 ПБУ 10/99 начисленные суммы авансовых платежей по транспортному налогу принимаются в качестве соответствующих расходов квартала, за который начисляется авансовый платеж.

Начисление транспортного налога при разных системах налогообложения

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не освобождены от уплаты транспортного налога. Поэтому компании, избравшие УСН в качестве режима налогообложения, исчисляют и уплачивают транспортный налог в аналогичном порядке с теми компаниями, которые применяют в своей деятельности общий режим налогообложения.

Так как компании на «упрощенке» в настоящий момент не освобождены от ведения бухгалтерского учета, то и проводки по начислению транспортного налога при УСН будут теми же самыми.

Основанием, подтверждающим расчет транспортного налога, его конкретную величину, будет справка-расчет бухгалтера.