Ирина Яровая: Совет законодателей стал настоящей коллегиальной экспертной группой. Положение о совете законодателей российской федерации при федеральном собрании российской федерации Заседание совета законодателей российской федерации

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 апреля. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин в пятницу в Санкт-Петербурге встретится с Советом законодателей РФ и проведет заседание попечительского совета Русского географического общества (РГО). Об этом сообщила пресс-служба Кремля.

Встреча с парламентариями

Общение главы государства с Советом законодателей по традиции пройдет в Таврическом дворце в привязке в отмечаемому 27 апреля Дню российского парламентаризма. "Основными темами обсуждения станут меры по реализации Послания президента Федеральному собранию от 1 марта 2018 года представительными органами государственной власти, законодательное обеспечение контроля качества оказания медицинской помощи и развитие цифровой экономики в регионах", - сообщили в Кремле.

Кроме того, как сообщила пресс-служба Госдумы, участники заседания президиума Совета законодателей и самого Совета в пятницу обсудят также совершенствование нормативной базы системы сельхозстрахования и противодействие экономическим преступлениям.

Совет законодателей - совещательный и консультативный орган, в состав которого входят спикеры обеих палат парламента и их первые заместители, председатели законодательных органов власти субъектов РФ, председатели комитетов Совета Федерации и Госдумы. Путин регулярно проводит встречи с Советом законодателей, год назад на аналогичном мероприятии президент обсуждал с парламентариями совершенствование законодательства о противодействии коррупции, импортозамещение, экологию и другое.

Реализация президентского послания

Примерно половина президентского послания Федеральному собранию 1 марта была посвящена социально-экономическому развитию страны, вторая часть - вопросам обороноспособности РФ и международной безопасности.

В частности, ключевой задачей страны на ближайшее десятилетие Путин назвал рост реальных доходов людей и снижение вдвое уровня бедности. Кроме того, президент высказался за то, чтобы система социальной помощи была выстроена по принципу справедливости и адресности. Глава государства поручил также развивать меры демографической поддержки и поставил цель добиться увеличения средней продолжительности жизни к 2030 году с нынешних 73 лет до как минимум 80.

В послании парламенту Путин поставил задачу за шесть лет увеличить ВВП на душу населения почти в полтора раза, повысить расходы на здравоохранение, обеспечить для россиян доступность и качество жилья, заняться улучшением экологии и инфраструктуры. Президент уделил внимание также вопросам развития цифровой экономики, образования и другим. 16 марта был опубликован перечень поручений президента по итогам послания. Спикер Госдумы Вячеслав Володин тогда заявил, что нижняя палата парламента совместно с правительством подготовит необходимую законодательную базу, предусмотренную поручениями президента, чтобы, по сути, "сформировать правовую основу развития страны на последующие десятилетия".

Лучшие проекты РГО

Также в пятницу глава государства традиционно проведет заседание попечительского совета Русского географического общества (РГО), в ходе которого подведут итоги работы организации за 2017 год и представят лучшие проекты текущего года. В рамках мероприятия состоится церемония вручения почетных грамот и медалей РГО, сообщила пресс-служба Кремля.

На заседании попечительского совета РГО год назад Путин отмечал, что Русское географическое общество "стало заметным участником общественной жизни нашей страны" и автором важных инициатив, в том числе в сфере образования.

Русское географическое общество было учреждено в 1845 году указом императора Николая I. В настоящее время всероссийская общественная организация "Русское географическое общество" насчитывает 85 региональных отделений по всей России. В 2009 году президентом общества избрали Сергея Шойгу. В 2010 году создали попечительский совет РГО, который возглавил Путин.

Президент РФ совершает рабочую поездку в Санкт-Петербург с 26 апреля, в четверг он посетил Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и принял участие в пленарном заседании ХI Съезда Российского союза ректоров.

Встретился с членами Совета законодателей при Федеральном Собрании. Мероприятие по традиции состоялось в Таврическом дворце и приурочено ко Дню российского парламентаризма, отмечаемому в России 27 апреля.

Основные темы обсуждения – совершенствование законодательства в сферах противодействия коррупции, регулирования торговой деятельности и импортозамещения, парламентского контроля в области региональной политики.

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Наша встреча проходит в преддверии Дня российского парламентаризма, и я хочу искренне поздравить вас с этим праздником.

Совет законодателей снова собрался здесь, в Таврическом дворце, историческом дворце, где 111 лет назад начала свою работу первая Государственная Дума России.

Традиция проводить заседания именно здесь символизирует историческую преемственность в парламентской деятельности. Это очень важно, потому что у органов народовластия в нашей стране был очень непростой путь становления и развития.

Сегодня создана устойчивая система, отвечающая современным критериям парламентаризма, активно работают органы законодательной и представительной власти всех уровней: от Федерального Собрания до региональных парламентов, которые вы представляете, и муниципальных советов.

И главное, что в нашем обществе утверждается уважение к парламентской деятельности, к представительному органу власти на местах, в регионах, в стране в целом.

Совет законодателей создавался прежде всего для анализа лучших региональных практик, обмена опытом и выработки эффективных законодательных решений.

Здесь обсуждаются самые разные вопросы, и вы не ограничиваетесь теми, которые актуальны только для жителей того или другого региона страны. Вы выходите на общие, общегосударственные проблемы, знаю это по опыту предыдущих встреч, предлагаете свои законодательные рекомендации и одновременно берёте на вооружение достигнутый положительный опыт своих коллег. Это очень хорошая, надёжная и востребованная площадка.

С каждым годом Совет набирает силу. Мы видим, что его работа полезна и для федеральных, и для региональных законодателей. Вы уже многое сделали для совершенствования законотворческого процесса, для повышения правотворческой культуры . Однако – и это мы с вами тоже хорошо знаем – не все проблемы ещё решены.

Пока не удалось достичь комплексного, системного подхода к созданию и к корректировке законодательной базы. Законопроекты далеко не всегда имеют глубокую всестороннюю проработку. Недостаточно учитываются научные и экспертные оценки; не изжита, к сожалению (собственно говоря, это отчасти только ваша вина, это вина и ваших коллег из исполнительных органов власти), спешка, необоснованная штурмовщина и даже суета. Почему я говорю, что это взаимная вина: это связано с тем, что жизнь преподносит всё новые и новые задачи, они очень часто возникают неожиданно.

И конечно, законодательные органы и сами хотят побыстрее сформулировать правила поведения в той или иной ситуации, которая складывается в обществе в регионе или в стране в целом, но и исполнительная власть часто подталкивает: быстрее, быстрее, быстрее. Но мы вместе рассуждаем примитивным образом: чем быстрее принять законы, тем лучше, а уже потом мы что-то добавим, скорректируем. Эти корректировки, бывает, продолжаются потом годами – и до десятка и больше всяких поправок. Отсюда немало проблем и сбоев в правоприменительной практике.

Обеспечение стабильности и предсказуемости законодательства остаётся одной из ключевых задач. Определённая сложность её решения состоит в том, что нужно постоянно учитывать запросы и потребности общества, граждан.

Власть и законодательная, и исполнительная работает для людей, служит им. И нужно обладать высоким профессионализмом, чтобы принимать законы, которые востребованы обществом и гармонично вписываются в общую систему законотворческого процесса, в законодательную базу.

Вашему Совету удаётся сдерживать многие из неуместных, ошибочных или избыточных законодательных инициатив. Но полагаю, что это направление работы должно быть многократно усилено, и не только в процессе заседаний Совета, но и на местах в повседневной деятельности.

Конечно, всем хочется выглядеть прилично, всем хочется принимать решение, от которого завтра манна небесная посыплется, но она не посыплется, этого чуда не произойдёт. Решения должны быть выверенными, они должны быть основанными на реалиях, на наших возможностях и потребностях общества.

Добавлю, что нужно как можно чаще встречаться с людьми, разговаривать с ними, понимать их позицию. Это касается любых вопросов, по которым необходимо принимать решение. На одном из них хотел бы остановиться.

2017 год – это, как известно, Год экологии в нашей стране. Напомню также, что определена и масштабная цель – поэтапный переход России к модели экологически устойчивого развития. В связи с этим в нашей повестке дня целый ряд проблем: это и кардинальное снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, утилизация отходов и решение вопросов энергосбережения, благоустройства городов и сёл.

Всё это требует от законодателей регионов внимательного, самого внимательного отношения к природоохранной тематике и, конечно же, советоваться с жителями, со структурами гражданского общества, но и с деловыми сообществами тоже, с деловыми объединениями. Это, знаете, задача такая, две стороны медали: с одной стороны, и производство не хочется, нельзя придавить необоснованными требованиями; с другой стороны, вечно нельзя оставаться в рамках старых норм, которые сдерживают само производство и усугубляют окружающую среду, ухудшают среду проживания для людей. Вопросы экологии касаются всех, и решать их нужно всем миром.

В заключение хотел бы поздравить вас с приближающимся нашим главным праздником – с Днём Победы. Подготовка к нему идёт полным ходом. У регионов сейчас много задач, а самая главная из них – своевременно устранять проблемы, которые могут возникать у ветеранов. Каждый из них должен быть окружён постоянной заботой. Не сомневаюсь, что праздничные майские дни везде пройдут достойно, на самом высоком уровне.

Благодарю вас за внимание.

В.Матвиенко: Уважаемый Владимир Владимирович ! Вячеслав Викторович! Уважаемые коллеги!

Владимир Владимирович, прежде всего хочу Вас поблагодарить за уже ставшие традицией Ваши встречи в канун Дня парламентаризма с членами Совета законодателей. Для нас это имеет огромное значение. Это возможность лидерам региональных парламентов напрямую задать вопросы, пообщаться с Вами, услышать Ваши подходы, Ваше видение.

Кроме того, такие встречи имеют и практическую составляющую. По итогам наших встреч Вы подписывает всегда перечень поручений, которые неукоснительно выполняются.

Приведу один пример. На прошлой нашей встрече Председатель парламента Камчатского края поднял вопрос о необходимости принять закон о регистрации рыбодобывающих компаний, занимающихся прибрежным ловом, на территории субъектов Российской Федерации, где они этим уловом занимаются. Это, наверное, по скорости единственный такой случай, когда 3 июля Вы уже подписали закон, который ввёл это правило. Это играет огромную роль для дальневосточных регионов, потому что это рабочие места, это налоги в бюджеты, это упорядочение всей этой деятельности под контролем субъектов. Таких примеров я могла бы сегодня привести много.

В этом году Совету законодателей исполняется пять лет. Срок небольшой, но можно уже уверенно сказать, что это очень влиятельный, очень полезный и нужный орган Федерального Собрания . Мы вместе координируем законотворческую работу между федеральными и региональными законодателями.

Мы учитываем мнение региона в нашем законотворческом процессе, это очень важно. Председатели региональных парламентов включены в эту работу активнейшим образом. Это стало хорошим системным «лифтом» для продвижения региональных законодательных инициатив в федеральную повестку.

У нас идёт постоянный диалог между федеральными и региональными законодателями, что является крайне важным для укрепления федеративных отношений. В том числе в рамках Совета законодателей у нас отлажено плотное взаимодействие Государственной Думы и Совета Федерации, у нас нет никаких разногласий, мы часто спорим, что-то доказываем друг другу, но всегда внимательно прислушивается к мнению друг друга и конечном итоге находим компромиссное решение, которое выражается в том или ином законе.

Сегодня очевидно, что ответственность за эффективное экономическое и социальное развитие регионов в равной степени лежит как на губернаторах, правительствах в органах исполнительной власти, так и на региональных парламентах и их председателях. Там, где это понимают, там, где налажено конструктивное взаимодействие губернатора, регионального парламента, где есть уважительное отношение к депутатам, учёт их мнений, позиций, а парламенты состоят из разных депутатов, разных партий, разных движений, – в таких регионах, как правило, и результаты существенно выше. А главное, создаётся благоприятная атмосфера и для бизнеса , и для инвесторов, и более стабильная в целом ситуация в регионах.

Пример, который Вы подаёте, регулярных встреч с руководителями региональных парламентов – я думаю, и некоторые губернаторы к этому опыту прислушаются и будут более активно взаимодействовать с региональными парламентами.

Прошлый год был, можно сказать, знаковым в плане развития региональной политики . По Вашему поручению прошло заседание Совета Безопасности, перед которым Вы провели лично сами целый ряд таких установочных совещаний. В итоге во исполнение решений Совета Безопасности, Ваших поручений утверждены новые основы государственной региональной политики до 2025 года, уже современные, адаптированные к новым реалиям.

Правительством утверждён план мероприятий по реализации этих основ, дано поручение Правительству ежегодно представляет Президенту доклад о реализации основ региональной политики, экономического и социального развития регионов и также информировать верхнюю палату, палату регионов, ежегодно о результатах экономического и социального развития для диалога в верхней палате.

Для Совета Федерации укрепление федеративных отношений, создание условий для выравнивания диспропорции регионов в экономическом и социальном развитии – это для нас главный приоритет, как для палаты регионов.

Сегодня на Совете законодателей одним из пунктов нашей повестки станет рассмотрение отчёта о состоянии и основных направлениях совершенствования российского законодательства в сфере государственной региональной политики в Российской Федерации.

Это нам поручение Совета Безопасности. Этот отчёт подготовлен совместно обеими палатами: Советом Федерации , Государственной Думой. В нём приняли участие руководители всех региональных парламентов, региональные парламенты.

Нам кажется, что этот документ добротный, но после обсуждения сегодня на Совете законодателей мы его ещё уточним, доработаем и до 30 мая, как положено, представим Вам в плане выполнения решений Совбеза. Для нас по теме региональной политики этот документ станет такой дорожной картой на ближайшие годы. Есть что совершенствовать, есть над чем работать. Этот процесс пока в полном объёме не завершён.

Владимир Владимирович, в октябре этого года в Санкт-Петербурге состоится важное международное парламентское событие: пройдёт 137-я сессия Межпарламентского союза. Это один из самых старейших, вернее – самый старейший международный парламентский форум, в состав которого входят национальные делегации 173 государств.

Хочу ещё раз Вас поблагодарить за то, что Вы поддержали эту идею. Нам было очень приятно на сессии Межпарламентского союза убедиться, что абсолютное большинство национальных делегаций поддержали идею проведения 137-й ассамблеи в России. Это оценка и уже опыта, и поддержка парламента России , и конечно, отношение к нашей стране.

Вашим распоряжением уже создан организационный комитет. Хочу поблагодарить всех руководителей федеральных органов власти, хочу поблагодарить губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко. Мы очень активно ведём уже подготовительную работу, хотим провести на самом высоком уровне это событие, принять гостеприимно наших гостей.

Мы предложили такую позитивную, созидательную, неконфронтационную, объединительную повестку. И уверена, что все национальные делегации, которые приедут, увидят своими глазами Россию, Санкт-Петербург и услышат из первых уст приоритеты нашей внешней политики , внутренней политики, то, как Россия отстаивает те или иные интересы в мире.

Кроме того, у нас возникла идея на этой ассамблее принять решение, обращение к Организации Объединённых Наций об утверждении Международного дня парламентаризма. Если открыть календарь ООН, там и День сурка есть, чего только там нет, но Международного дня парламентаризма нет. Мне кажется, что в мире, и особенно в нынешних условиях, роль органов законодательной и представительной власти очень востребована и растёт авторитет парламентов мира. И будет правильно, если Организация Объединённых Наций в свой календарь памятных почётных дат внесёт Международный день парламентаризма. Мы, Федеральное Собрание и Межпарламентская ассамблея, с такой идеей выступили и уверены, что нас поддержат.

Спасибо большое.

В.Володин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемая Валентина Ивановна! Уважаемые коллеги!

Одним из приоритетов работы Совета законодателей при Федеральном Собрании является придание нашей законодательной базе больше стабильности и системности, повышение её качества законотворчества и эффективности правоприменения.

Важность этой работы была только что подчёркнута в выступлении Президента Российской Федерации. Для решения этих задач необходимо тесное взаимодействие Федерального Собрания с законодательными собраниями регионов, с Правительством Российской Федерации, диалог и координация.

18.12.2017 10:50:53

В начале 2017 года Председатель Государственной Думы ставил задачу сделать Совет законодателей площадкой выработки тех решений, которые могут воплощаться в общие законодательные инициативы, которые бы уже объединяли в себе позиции, мнения, взгляды на самые важные животрепещущие проблемы стоящими перед органами законодательной власти субъектов Российской Федерации. Сегодня можно с уверенность говорить, что эта задача решается. Совет законодателей стал настоящей коллегиальной экспертной группой. Об этом в понедельник, 18 декабря, заявила заместитель Председателя Государственной Думы, заместитель сопредседателя Совета законодателей Ирина Яровая , выступая на Президиуме Совета Законодателей в Государственной Думе.

«Почти в 2 раза выросло количество инициатив, рассмотренных Советом законодателей в 2017 году по сравнению с 2016 (с 184 до 303), что позволило существенно повысить качество предварительной совместной проработки. Поэтому уменьшение почти в 2 раза инициатив (со 342 до 206), уже поступающих на рассмотрение в ГД означает, что часть из них в ходе предварительного обсуждения имели критические замечания от самих региональных законодателей», - сообщила вице-спикер.

По ее словам, количество законодательных инициатив регионов, прошедших предварительное рассмотрение на Совете законодателей увеличилось с 11 % до порядка 40%, по результатам рассмотрения Комиссиями СЗ делались выводы о внесении в ГД – 10%, доработать и внести – 33%.

«То есть Совет законодателей стал настоящей коллегиальной экспертной группой, которая через саморегулирование отсеивает некачественные инициативы. Это также позволило поднять на качественно новый уровень проработку инициатив, которые поддержаны Советом Законодателей и были внесены в качестве законопроектов. Как результат, если в 2016 году в Государственную Думу вносилось только 6 % проектов, ставших законами, то за 2017 год на сегодняшний момент таковых свыше 10%, а учитывая, что часть переносится рассмотрением на следующий год, цифра увеличится до 15%», - добавила Яровая.

«Уже в первом квартале мы будем вводить в СОЗД систему взаимосвязи между карточками инициатив и проектов, о чем заявляли ранее. Наши региональные коллеги подтвердили желание и готовность о внесении инициатив только после процедуры оценки профильными комиссиями СЗ. Электронная система учета позволит наглядно видеть, какие стадии разработки, обсуждения и оценки проходил законопроект», - сказала депутат.

«Приоритетом в формировании повестки СЗ стали вопросы обеспечения качества жизни людей во всех регионах в контексте приоритетов, выбранных президентом по основным направлениям государственной политики. Это такие важнейшие вопросы как: социальное обеспечение инвалидов, безопасность детей, охрана их здоровья и развития, государственные закупки, государственный и муниципальный контроль, торговая деятельность и импортозамещение, энергосбережение, жилищная политика и ЖКХ, противодействие экстремизму и терроризму, противодействие коррупции, миграционное законодательство, парламентский контроль, FIFA 2018», - подчеркнула она.

«Наша задача была и остается в том, чтобы не только актуализировать тему, но и предложить и осуществить ее правовое решение. Поэтому главным результатом работы Совета Законодателей можно считать те законодательные инициативы, которые мы обозначили: защита от суицидов, детский отдых, миграционная политика, парламентский контроль, детский отдых, защита интересов отечественных производителей, телефонный терроризм, защита прав инвалидов», - сказала Яровая.

«И, конечно же, новые задачи, которые были поставлены Председателем Государственной Думы, мы реализовали через новые формы работы Совета Законодателей. Прежде всего, это временные рабочие группы, которые позволяют в углубленном экспертном порядке детально прорабатывать вопросы будущих законодательных инициатив. Мониторинговая деятельность, полагаю, является очень перспективной, потому что с помощью регионов мы можем достоверно получить очень важную информацию для анализа конкретных проблем с учетом региональной специфики, без чего выработка общих универсальных решений для федерального уровня была бы неполной. Так рабочая группа по совершенствованию нормативно-правового обеспечения осуществления образовательной деятельности проведет мониторинг региональных и муниципальных программ развития образования, который никогда не проводился. Хотелось бы также отметить оценку региональных и федеральных мер поддержки семей, имеющих детей, проводившуюся Комиссией по социальной политике. А в рамках Десятилетия Детства, уверены, что это будет отправной точкой в дальнейших решения Совета Законодателей по этой теме. Также проводится мониторинг по миграционной политике», - заявила заместитель сопредседателя Совета законодателей.

Кроме того, по ее словам, Совет Законодателей разобрался с архивами «в части оценки актуальности законопроектов». «Это важная часть работы, которая дает обратную связи и выстраивает диалог для понимания того, насколько актуальны и качественны те или иные инициативы «из прошлого» - добавила Яровая.

«Одними из наиболее актуальных вопросов для регионов являются вопросы жилья и ЖКХ (10% инициатив и 7 % законопроектов). Именно поэтому мы посвятили этому вопросу отдельное заседание в Ставрополе», - напомнила она.

«Конечно, в свете задач, которые поставлены Президентом по Десятилетию Детства, Государственная Дума уже приступила к законодательному обеспечению данных поручений и рабочая группа по образованию, созданная нами, проведет дополнительную работу именно по исполнению поручений Президента», - сообщила зампред ГД.

«В целом, можно говорить о хорошо скоординированной работе Государственной Думы и Совета Федерации с регионами, о важности выездных мероприятий в регионы, очень важно в предстоящий год сохранить тот высокий темп и качественный уровень работы, который сделал Совет Законодателей более эффективным и востребованным», - заключила она.

Совет законодателей России - это совещательный и консультативный орган, в состав которого входят представители обеих палат Федерального собрания, а также руководители региональных законодательных органов власти. О том, как строится его работа, рассказывает председатель Думы Астраханской области, член президиума Совета законодателей России и председатель комиссии по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству Александр Борисович КЛЫКАНОВ .

Александр Борисович, с момента организации Совета законодателей РФ прошло четыре года. Как вы считаете, этот проект оправдал свое назначение?

Без сомнения. Совет законодателей - прежде всего хорошая возможность вести открытый и содержательный диалог для выработки совместных решений по вопросам, представляющим общий интерес для регионов. Сама тематика обсуждения уже свидетельствует о важности такого взаимодействия: межбюджетные отношения, реализация послания президента, экономическое и социальное развитие… Спектр достаточно широк.

Острые проблемы не замалчиваются. Взгляд федеральных коллег - как панорамная съемка, максимально охватывает тот или иной вопрос, а регионы смотрят точечно, каждый со своего ракурса. Такой подход позволяет более эффективно решать задачи. Кроме того, мы активно обмениваемся различными наработками. При общности стратегических подходов в каждом субъекте своя специфика, интересная коллегам. Одним словом, есть что взять на вооружение.

Накопленный опыт взаимодействия рождает и новые форматы совместной работы. На заседаниях совета парламентарии получают возможность обратиться к высшим должностным лицам государства, что помогает решать важные для каждой территории, для ее жителей вопросы. Иными словами, совет - та площадка, где голос одного региона становится слышен всем.

Одна из задач Совета законодателей - организация взаимодействия Совета Федерации РФ и законодательных органов государственной власти субъектов РФ. Как на практике решается эта задача?

Поясню на примерах. Как известно, бюджеты всех уровней сегодня формируются по программно-целевому методу. Но до недавнего времени региональные депутаты не могли рассматривать государственные и целевые программы. Мы активно добивались этого права. Дума Астраханской области выходила в Государственную думу с соответствующей законодательной инициативой. Кроме того, воспользовавшись случаем, мы обратились к В. В. Путину на встрече с президиумом Совета законодателей. Нас поддержала В. И. Матвиенко. Соответствующие изменения в законодательство были внесены, и теперь депутаты имеют возможность полноценно определять социально-экономическую политику своих регионов.

Следующий пример. Руководители региональных заксобраний инициировали встречу с министром сельского хозяйства А. Н. Ткачёвым, чтобы донести аргументацию регионов о необходимости разработки федеральной программы импортозамещения сельхозпродукции. В этом документе мы предложили указывать объемы производства того или иного вида продукции по каждой территории. По сути, речь идет о государственном задании, подкрепленном соответствующим финансированием. К примеру, Астраханской области, чтобы увеличить производство овощей, необходимы дополнительные средства для приобретения техники и организации полива.

Не всегда федеральное законодательство учитывает специфику регионов. Зачастую важные и нужные законы после внесения ряда поправок идут вразрез с региональными интересами. По предложению астраханцев мы озвучили необходимость проведения мониторинга правоприменения законов по всей вертикали: от федерального центра до конкретных населенных пунктов. Жизнь показывает, что на стадии их реализации случаются пробуксовки. Важно своевременно выявить такие моменты и внести корректировки. Немаловажен и алгоритм взаимоотношения федеральных и региональных парламентариев. Сегодня жизненно необходимо ускорить процесс рассмотрения законодательных инициатив из субъектов Федерации.

Вот подобные болевые точки мы и озвучиваем на заседаниях Совета законодателей, совместно ищем пути решения проблемных вопросов. Многое удается сделать. Так что региональные депутаты - активные и полноправные игроки на российском поле законотворчества.

- Как работа в Совете законодателей помогает вам решать проблемы области?

В начале прошлого года Дума Астраханской области обратилась к правительству страны с просьбой на период сельхозуборочных работ увеличить допустимую долю иностранных работников с разрешенных 50 до 80 процентов. Это связано с тем, что основным видом сельскохозяйственной деятельности в регионе является растениеводство. Фермеры активно внедряют новые современные технологии, обновляют парк техники и оборудования, однако доля ручного труда в растениеводстве остается высокой. Недостаток трудовых ресурсов в период сбора урожая восполняется в основном за счет реализации программ занятости населения, студенческих отрядов и привлечения иностранной рабочей силы из стран СНГ. Первоначально наше предложение не нашло полноценного понимания, и только когда в президиуме Совета законодателей мы вновь обратили внимание федеральных коллег на эту проблему, вопрос удалось решить положительно.

Также в прошлом году не без помощи совета мы добились выделения Астраханской области дополнительных средств на подкачку воды в водоемы, страдающие от засухи. В прошлое лето из-за низкого весеннего паводка ряд западных подстепных ильменей дельты Волги пересохли. Эта ситуация не только ухудшала экологическую обстановку в регионе, но и могла привести к перебоям с водоснабжением населенных пунктов.

Чтобы смягчить негативные последствия низкого паводка, из регионального бюджета на эти цели было выделено 3,6 миллиарда рублей. Но без помощи федерального центра мы бы не справились. Совместными усилиями законодательной и исполнительной власти региона, федеральных депутатов и сенаторов от Астраханской области нам удалось привлечь внимание главы государства к проблеме маловодья.

Какие задачи стоят перед возглавляемой вами комиссией Совета законодателей по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству?

Однако комиссия рассматривает и другие вопросы. Например, сейчас у нас в работе вопрос о деофшоризации российской экономики. Деофшоризация - один из источников пополнения бюджета, и сегодня очень важно удержать капиталы от бегства в офшоры.

Ряд инициатив касался уточнения методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Комиссия неоднократно поднимала вопрос и о льготах по налогу на имущество организаций, которые на своем балансе имеют линии электропередачи, железнодорожные пути и магистральные трубопроводы. В результате таких налоговых послаблений региональные бюджеты недополучали существенные средства. Совместными усилиями удалось убедить федеральный центр в необходимости компенсировать данные потери, и в Бюджетный кодекс были внесены соответствующие изменения, которые наделили регионы правом самостоятельно определять налоговую ставку.

Несмотря на то что тематика обсуждаемых на комиссии вопросов весьма разнообразна, 80 процентов дискуссий касаются изменения логики межбюджетных отношений. Увы, тема не теряет своей актуальности на протяжении уже десятка лет, а именно с того момента, как налоговые поступления стали распределяться не в пользу регионов. Напомню, ранее 40 процентов собираемых налогов поступало в бюджет страны, а 60 - оставалось в региональной казне. Теперь - наоборот.

При всем желании правительства сделать межбюджетные отношения стимулом экономического развития регионов сегодня мы наблюдаем обратное. Более 80 процентов субъектов - дотационные. Да, субъектам РФ переданы налоги за пользование водными и биологическими ресурсами, акцизы на автомобильный бензин, но в то же время у регионов забрали пять процентов НДПИ (теперь все 100 процентов уходят в федеральный бюджет). Такая рокировка перекрыла пришедшие в регионы доходы.

Все члены комиссии поддержали предложение Думы Астраханской области компенсировать потери региональным бюджетам, обусловленные изменением федерального законодательства. К примеру, освобождение от налога имущества в отношении объектов недвижимости, расположенных на континентальном шельфе. На наш взгляд, поддерживать отрасль только за счет регионов не совсем разумно. То же касается ситуации с налогом на прибыль при освоении месторождений, который с 2016 года полностью изымается в федеральную казну. Из-за таких решений бюджет Астраханской области лишился нескольких миллиардов. В итоге даже у такой богатой природными ресурсами территории, как наша, оказалось недостаточно средств для покрытия собственных бюджетных обязательств.

Согласен, помогать нужно тем, кто работает - и налоги собирает, и администрирует умело. Если регион непосредственно участвует в привлечении инвестиций, да еще и несет очень серьезную нагрузку на развитие сопутствующей инфраструктуры, то и долю свою от успешности данного процесса он должен получать.

Вместе с долей доходов, уходящих из регионов в центр, растет и объем полномочий, переданных на региональный уровень. Зачастую они не подкреплены финансово. А в сочетании с общей тенденцией на усиление контроля исполнения законов ситуация во многих регионах накаляется. Мы считаем, что должна быть искоренена практика передачи полномочий на региональный и муниципальный уровни без источников финансирования, необходимых для их выполнения. Мы постарались задействовать максимум публичных площадок, чтобы привлечь внимание к этой проблеме, и не только в рамках комиссии.

- У комиссии есть конкретные предложения по изменению сложившейся системы межбюджетных отношений?

Комиссия внесла пакет конкретных мер по выходу из жесткой финансовой ситуации, по привлечению дополнительных источников пополнения региональных бюджетов. Одна из них - зачислять в казну субъектов пять процентов отчислений от налога на добычу углеводородного сырья. Ряд инициатив касался уточнения методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов. Мы предложили менее 80 процентов от общего объема выделяемых субсидий распределять между субъектами именно федеральным законом о бюджете. Иначе сложно планировать и эффективно управлять средствами.

Нуждается в корректировке и система условий софинансирования в соотношении примерно 30 процентов на 70. Имеется в виду, что регионы должны будут выделять на реализацию государственных программ 30 процентов, остальное - за счет федеральных средств. Сегодня ситуация зеркальная. Условия софинансирования постоянно ужесточаются. В некоторых случаях региональная доля доходит до 95 процентов, что субъектам не всегда по средствам. В итоге под угрозой оказывается выполнение запланированных мероприятий. В Астраханской области с такой проблемой мы столкнулись при реализации программ «Чистая вода» и «Переселение граждан из аварийного жилого фонда».

И, конечно же, необходимо пересмотреть существующую схему распределения налогов между регионами и федеральным центром. И если уж речь не идет о возврате к прежней схеме, то можно прийти хотя бы к соотношению 50 на 50. Это было бы справедливо.

Безусловно, регионам необходимо и самим работать, более активно развивать экономику, наращивать налогооблагаемую базу. Но полноценно задействовать весь ресурсный потенциал мы сможем через совершенствование правового пространства. А это - добрая воля федеральных коллег, при нашем активном участии и содействии.

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

  • Договор между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа о порядке и условиях проведения выборов депутатов Тюменской областной Думы шестого созыва
  • Положение о совете Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа
  • Регламент взаимодействия Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа (с учетом изменений от 29 ноября 2016 года)
  • Представители Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в Совете Законодателей

Особую роль в выстраивании отношений с федеральным центром и субъектами Федерации - соседями сыграл Совет трех дум, ставший основной организационной формой взаимодействия.

Второго ноября 1994 года на совместном заседании депутатов законодательных органов трех субъектов Федерации было принято решение о создании Совета Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа и Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа (Совета дум).

Объективным фактором необходимости взаимодействия, как указывалось в Положении о Совете, явилось наличие совместных геополитических и экономических интересов трех равноправных субъектов Российской Федерации. А основной целью сотрудничества представительных органов государственной власти стала координация их действий в работе, создание партнерских, сбалансированных отношений. В соответствии с данным Положением в Совет дум делегировалось по пять человек от каждого законодательного органа.

За период первого созыва Думы Ханты-Мансийского автономного округа Советом были приняты важнейшие документы, направленные на тесное взаимодействие трех субъектов Российской Федерации. Основные из них – о действии законов и иных нормативных актов, принятых Тюменской областной Думой, на территории Ханты-Мансийского автономного округа; об уставах Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и договоре о разграничении полномочий между органами государственной власти области и округов; о договоре об отношениях органов исполнительной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа; о принципах реализации общеобластных программ; о координации планов законопроектных работ и многие другие.

Дума Ханты-Мансийского автономного округа – Югры как полноправный участник Совета трех дум во втором, третьем и четвертом созывах продолжала последовательную политику, связанную с совершенствованием отношений между Тюменской областью и Ямалом. За это время заключен ряд договоров и соглашений, роль которых помочь субъектам Российской Федерации самостоятельно решать свои конституционные и уставные задачи. Совет и создаваемые при нем рабочие группы решали вопросы федерализма, нивелировали внутренние противоречия, возникающие между субъектами, их исполнительными и законодательными органами, по утверждаемому плану вырабатывали согласованные законодательные акты по вопросам, представляющим общие интересы Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов и Тюменской области.

В 2009 году Совет дум отметил 15-летие с начала своей деятельности. В декабре этого же года в связи с тем, что Государственная Дума Ямала была переименована в Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа, принято решение об изменении наименования Совета, ставшего Советом Законодателей. В июне 2012 года на заседании Совета Законодателей было решено изменить наименование «Совет Тюменской областной Думы, Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа (Совет Законодателей)» на наименование «Совет Законодателей Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа».

Нельзя не отметить, что в рамках договора между органами государственной власти области и автономных округов, заключенного и в последствие пролонгированного при активном участии Совета дум, принята областная целевая программа "Сотрудничество". Все последние годы по данной программе успешно реализуются социально значимые мероприятия в сфере здравоохранения, образования, улучшается материально-техническая база социальных объектов, особое внимание уделяется финансированию инфраструктурных проектов, в первую очередь – строительству дорог и транспортных коммуникаций, а также промышленному производству и государственной поддержке агропромышленного комплекса.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что Совет дум являлся эффективной формой взаимодействия законодательных органов власти Тюменской области и автономных округов, способствовал их успешному социально-экономическому развитию.

Совет Законодателей как правопреемник продолжает работу, начатую Советом дум, по дальнейшему совершенствованию согласованной законодательной деятельности, направленной на обеспечение достойной жизни населения трех равноправных субъектов Российской Федерации.