На круглом столе по вопросу трудоустройства молодежи обсуждался опыт проекта «НародныйВопрос.рф. Первые шаги в карьере: советы молодому специалисту Советы молодежи по трудоустройству памятка

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ: ПАМЯТКА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ!!!

Не за горами пора летних каникул. Планы у молодежи разные: кто-то планирует отдыхать, а кто-то - работать.

Если Вы все-таки предпочитаете летнему отдыху работу - эта памятка для Вас.

Памятка разработана в соответствии с требованиями Трудового кодекса Республики Беларусь и иных актов законодательства о труде, регулирующих особенности труда молодежи, и пригодится не только тем школьникам, которые предпочтут летнему отдыху работу, но и их родителям, а также тем, кому интересно знать, чем отличается труд несовершеннолетнего работника от труда работника совершеннолетнего.

В памятке применяется следующее условное обозначение: Трудовой кодекс Республики Беларусь - ТК.

Возраст, с которого допускается заключение трудового договора (статья 21 ТК)

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими шестнадцати лет.

С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, с соблюдением условий, предусмотренных статьей 272 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Недействительность трудового договора (статья 22 ТК)

Трудовой договор признаются недействительным в случаях его заключения с лицом моложе четырнадцати лет (пункт 4 статьи 22 ТК), а также с лицом, достигшим 14 лет, но без письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) (пункт 5 статьи 22 ТК).

Трудовой договор с предварительным испытанием (статья 28 ТК)

Предварительное испытание при заключении трудового договора не устанавливается для работников моложе восемнадцати лет (пункт 1 части 5 статьи 28 ТК).

Сокращенная продолжительность рабочего времени для отдельных категорий работников (статья 114 ТК)

Для работников моложе восемнадцати лет устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени: в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - не более 23 часов в неделю, от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю (часть 1 статьи 114 ТК).

Продолжительность рабочего времени учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной частью первой настоящей статьи для лиц соответствующего возраста (часть 2 статьи 114 ТК).

Нормирование продолжительности ежедневной работы (смены) (статья 115 ТК)

Продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

1) для работников в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 4 часа 36 минут, от шестнадцати до восемнадцати лет - семь часов (пункт 1 части 2 статьи 115 ТК);

2) для учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - 2 часа 18 минут, в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет - 3 часа 30 минут (пункт 2 части 2 статьи 115 ТК).

Примечание: абзацем 2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2007 г. № 1695 «О категориях работников, которым не устанавливается ненормированный рабочий день» (далее - Постановление от 10 декабря 2007 г. № 1695) установлено, что ненормированный рабочий день не устанавливается работникам, указанным в пунктах 1-4 части 2 статьи 115 ТК.

Таким образом, работникам в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также учащимся общеобразовательных учреждений и учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет ненормированный рабочий день не устанавливается (см. пункты 1-2 части 2 статьи 115 ТК и абзац 1 пункта 1 Постановления от 10 декабря 2007 г. № 1695).

Возраст, с которого допускается заключение трудового договора (статья 272 ТК)

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими шестнадцати лет (часть 1 статьи 272 ТК).

С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим четырнадцати лет, для выполнения легкой работы или занятия профессиональным спортом, которые:

1) не являются вредными для его здоровья и развития;

2) не препятствуют получению общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования (часть 2 статьи 272 ТК).

Примечание: Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 144 «Об установлении перечня легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет».

Права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях (статья 273 ТК)

Несовершеннолетние работники в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются гарантиями, установленными ТК, иными актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями.

Работы, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет (статья 274 ТК)

Запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных и горных работах.

Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, утверждается Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Запрещаются подъем и перемещение несовершеннолетними тяжестей вручную, превышающих установленные для них предельные нормы. Предельные нормы подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную устанавливаются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Примечание 1: Список работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет, установлен постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 июня 2013 г. № 67 «Об установлении списка работ, на которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет».

Примечание 2: Предельные нормы подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную установлены постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13 октября 2010 г. № 134 «Об установлении предельных норм подъема и перемещения несовершеннолетними тяжестей вручную».

Медицинские осмотры лиц моложе восемнадцати лет (статья 275 ТК)

Все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу лишь после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения восемнадцати лет, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру.

Обязательные ежегодные медицинские осмотры несовершеннолетних работников проводятся в рабочее время с сохранением среднего заработка.

Запрещение привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни (статья 276 ТК)

Запрещается привлекать работников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни (часть первая статьи 147), работам в выходные дни.

Трудовые отпуска работникам моложе восемнадцати лет (статья 277 ТК)

Трудовые отпуска работникам моложе восемнадцати лет предоставляются в летнее время или, по их желанию, в любое другое время года.

Примечание: подпунктом 1.1. пункта 1 Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24 января 2008 г. № 100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней» установлен перечень категорий работников, продолжительность основного отпуска которых составляет более 24 календарных дней, согласно приложению 2 (далее - Постановление от 24 января 2008 г. № 100).

В соответствии с приложением 2 к Постановлению от 24 января 2008 г. № 100 «Перечень категорий работников, продолжительность основного отпуска которых составляет более 24 календарных дней» продолжительность основного отпуска работников моложе восемнадцати лет составляет 30 календарных дней.

Нормы выработки для молодых работников (статья 278 ТК)

Для работников моложе восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых работников пропорционально сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренного законодательством для данной категории работников.

Для работников, принимаемых на работу по окончании общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, курсов, прошедших обучение непосредственно на производстве, могут устанавливаться пониженные нормы выработки. Размеры пониженных норм и сроки их действия определяются в коллективном договоре.

Оплата труда работников моложе восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы (статья 279 ТК)

Заработная плата работникам моложе восемнадцати лет при сокращенной продолжительности ежедневной работы выплачивается в таком же размере, как работникам соответствующих категорий при полной продолжительности ежедневной работы.

Труд работников моложе восемнадцати лет, допущенных к сдельным работам, оплачивается по сдельным расценкам, установленным для взрослых работников, с доплатой по тарифной ставке за время, на которое продолжительность их ежедневной работы сокращается по сравнению с продолжительностью ежедневной работы взрослых работников.

Оплата труда учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, работающих в свободное от учебы время, производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Нанимателями могут устанавливаться учащимся доплаты к заработной плате.

Дополнительные гарантии работникам моложе восемнадцати лет при расторжении трудового договора по инициативе нанимателя (статья 282)

Расторжение трудового договора с работниками моложе восемнадцати лет по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 3 и 6 статьи 42 настоящего Кодекса, допускается, помимо соблюдения общего порядка, только с согласия, а по основаниям, предусмотренным пунктами 4, 5, 7-9 статьи 42 и пунктами 1-3 статьи 44 настоящего Кодекса, - после предварительного, не менее чем за две недели, уведомления районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.

Примечание 1: Таким образом, расторжение трудового договора с работниками моложе восемнадцати лет допускается, помимо соблюдения общего порядка, только с согласия районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних, по следующим основаниям:

1) ликвидация организации, прекращение деятельности филиала, представительства или иного обособленного подразделения организации, расположенных в другой местности, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя, сокращение численности или штата работников (см. пункт 1 статьи 42 и статью 282 ТК);

2) несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы (см. пункт 2 статьи 42 и статью 282 ТК);

3) несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, препятствующей продолжению данной работы (см. пункт 3 статьи 42 и статью 282 ТК);

4) неявка на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности (не считая отпуска по беременности и родам), если законодательством не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании. За работниками, утратившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности (см. пункт 6 статьи 42 и статью 282 ТК).

Расторжение трудового договора с работниками моложе восемнадцати лет допускается, помимо соблюдения общего порядка, только после предварительного, не менее чем за две недели, уведомления районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних, по следующим основаниям:

  1. систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания (см. пункт 4 статьи 42 и статью 282 ТК);
  2. прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин (см. пункт 5 статьи 42 и статью 282 ТК);
  3. появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распития спиртных напитков, употребления наркотических средств или токсических веществ в рабочее время или по месту работы (см. пункт 7 статьи 42 и статью 282 ТК);
  4. совершения по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания (см. пункт 8 статьи 42 и статью 282 ТК);

5) однократного грубого нарушения правил охраны труда, повлекшего увечье или смерть других работников (см. пункт 9 статьи 42 и статью 282 ТК);

6) призыв работника на военную службу (см. пункт 1 статьи 44 и статью 282 ТК);

7) восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (см. пункт 2 статьи 44 и статью 282 ТК);

8) нарушение установленных правил приема на работу (см. пункт 3 статьи 44 и статью 282 ТК).

Примечание 2: При прекращении трудового договора по основаниям, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 42, пунктах 1 и 2 статьи 44 ТК работникам выплачивается выходное пособие в размере не менее двухнедельного среднего заработка (см. пункты 2 и 3 статьи 42, пункты 1 и 2 статьи 44 и часть 2 статьи 48 ТК).

Ограничения работы по совместительству (статья 348 ТК)

Запрещается работа по совместительству лиц моложе восемнадцати лет, а также на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, если по основной работе и работе по совместительству законодательством предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени (часть 2 статьи 348 ТК).

Письменные договоры о полной материальной ответственности (статья 405 ТК)

Письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими восемнадцати лет, занимающими должности или выполняющими работы, непосредственно связанные с хранением, обработкой, продажей (отпуском), перевозкой или применением в процессе производства переданных им ценностей (часть 1 статьи 405 ТК).

Примечание: в соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» согласно статьям 21, 272 Трудового Кодекса заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 14 лет, с письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя), а с несовершеннолетними, достигшими 16 лет, - без согласия названных лиц. Применительно к пунктам 1 и 2, а также к частям 1 и 2 пункта 3 статьи 25 Гражданского кодекса Республики Беларусь, учитывая положения статьи 273 ТК, материальную ответственность в размере, установленном ТК за ущерб, причиненный нанимателю несовершеннолетним в возрасте от 14 до 16 лет, несет сам несовершеннолетний, а лицо, давшее письменное согласие на заключение трудового договора, - субсидиарную ответственность. Несовершеннолетние, достигшие 16 лет, такую ответственность несут самостоятельно. Несовершеннолетние не несут материальной ответственности по основанию, предусмотренному пунктом 1 статьи 404 ТК, поскольку письменные договоры о полной материальной ответственности могут быть заключены нанимателем с работниками, достигшими 18 лет (часть 1 статьи 405 ТК).

Главный государственный инспектор труда

Речицкого межрайонного отдела Гомельского

областного управления Департамента

Государственной инспекции труда

Министерства труда и социальной защиты

Республики Беларусь Инесса Хартанович

Тезисы.

«Проблемы трудоустройства молодежи»

Караваева Е.А.

ГБОУ СПО ВО «МПГТ»

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие учебных заведений и предприятий.

Эта тема очень актуальна в современном обществе, т. к. по официальным данным молодежь составляет 30% от общего числа безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости населения. Но существует и скрытая безработица, которая не учитывает всех безработных граждан.

Молодые специалисты – это будущее России. Именно они должны быть востребованы на рынке труда. Но так ли это на самом деле?

Задача мастера – воспитать конкуретноспособного выпускника, которому будет рад работодатель. Обучая подрастающее поколение Вы задумываетесь, кому нужен нащ с Вам выпускник? Как помочь ему сделать шаг вперед? Как научить зарабатывать себе на жизнь?

Цель данной работы: исследование проблемы трудоустройства выпускников различных учебных заведений и безработных граждан в возрасте от 16 до 29 лет, а также деятельность муниципальных, государственных и частных структур в сфере повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Рассмотрение системы трудоустройства молодежи, которая предусматривает острое взаимодействие образовательного учреждения и работодателя и позволяет молодому специалисту быть востребованным на рынке труда.

Предложения по законодательному регулированию:

1 . Оказывать организационную и методическую помощь при создании в учреждениях профессионального образования служб содействия молодым гражданам по их трудоустройству: вводить специальные курсы для выпускников – «Как искать работу», на которых будут обсуждаться различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии.

2 . Создавать социальные гарантии и льготы для молодых специалистов: компенсация оплаты коммунальных услуг, льготные проездные билеты, бесплатное обучение, льготы при оплате детских садов.

3 . Стимулировать работодателей для принятия на работу молодежи: предоставлять льготы по налогам и сборам.

4. Департаментам образования и управлениям образования учитывать происходящие изменения на рынке труда, потребность в кадрах.

5. Возмещать затраты в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям орга нов службы занятости.



Приведено с некоторыми сокращениями

Проявляя постоянную заботу о вовлечении подрастающего поколения в общественное производство, Советское государство устанавливает для молодежи дополнительные гарантии беспрепятственной реализации права на труд и права на бесплатную профессиональную подготовку. Для всех предприятий и организаций введена броня приема на работу и на производственное обучение молодежи (минимум рабочих мест, зарезервированный за молодежью для планового приема ее на работу и обучения при посредничестве органов по трудоустройству).
Бронирование рабочих мест, установленное ст. 182 КЗоТ БССР, проводится с целью трудоустройства той части молодежи, которая закончила общеобразовательную или профессиональную подготовку, а также несовершеннолетних, прервавших обучение по тем или иным причинам.
Вовлечение молодежи в общественное производство осуществляется в нашей стране в плановом порядке. Планы трудоустройства молодежи по каждому городу и району разрабатывают, утверждают и доводят до предприятий Советы народных депутатов.
Привлечение молодежи к участию в общественном труде обеспечивает система органов по трудоустройству, среди которых большую часть работы выполняют созданные при исполкомах Советов комиссии по трудоустройству молодежи и комиссии по делам несовершеннолетних.
Эти органы разрабатывают мероприятия по трудоустройству лиц, окончивших школу или прервавших обучение, и других подростков, выясняют причины прекращения подростком обучения и возможность использования всех мер для его продолжения, проверяют правильность использования молодежи, поступающей на работу по окончании школ и училищ, оказывают молодым рабочим помощь в производственном обучении, имеют право входить с представлениями в исполкомы Советов о выделении определенного количества мест для полного обеспечения трудоустройства несовершеннолетних в счет установленной брони, заслушивать на своих заседаниях сообщения должностных лиц по вопросам трудоустройства и применения труда подростков.
Направление на работу, выданное органом по трудоустройству, имеет для администрации обязательную силу и порождает для юношей и девушек, получивших направление (путевку), право требовать приема на работу. Обязанность руководителей предприятий заключить с ними трудовой или ученический договор. В соответствии с законодательством необоснованный отказ в приеме на работу или на производственное обучение юноше или девушке, получившим направление в счет брони, не допускается.
Система бронирования обеспечивает молодежи возможность получить работу, соответствующую желаниям и наклонностям, и обучиться определенной профессии и специальности.
Вместе с тем бронирование повышает ответственность администрации предприятий за выделение подросткам рабочих мест, соответствующих имеющейся или получаемой в ходе обучения специальности, создание им условий для последующей успешной работы, т. е. содействует закреплению молодых рабочих и служащих на предприятиях.
В нашей стране не существует проблем, связанных с поисками работы, ни для молодых рабочих, ни для молодых специалистов, окончивших учебные заведения.
КЗоТ БССР устанавливает дополнительные гарантии для молодых рабочих, окончивших профессионально-технические и технические училища, и молодых специалистов, окончивших высшие и средние специальные учебные заведения, законодательно закрепляет принцип использования их по специальности и квалификации, полученным в процессе обучения. Устанавливая такую гарантию, государство возлагает обязанности по обеспечению их работой по специальности и квалификации на администрацию предприятий и на руководителей соответствующих министерств (ведомств).
Выпускники профессионально-технических училищ направляются для работы по специальности в соответствии с народнохозяйственными планами. Направление молодых рабочих, окончивших училища, производится по путевкам, выдаваемым выпускникам.
При направлении выпускников профессионально-технических и технических училищ на работу в другую местность предусмотрена оплата им за счет предприятия стоимости проезда и провоза багажа, а также выплата суточных за время нахождения в пути. При выезде по направлению на предприятия и стройки угольной, металлургической, нефтяной промышленности, промышленности строительных материалов, а также на некоторые другие предприятия семейным молодым рабочим возмещается стоимость проезда членов семьи и провоза багажа.
Выпускникам училищ до начала работы предоставляется отпуск с оплатой из расчета тарифной ставки по присвоенному разряду или соответствующего должностного оклада за счет предприятий, на которые они направлены. Для лиц моложе 18 лет отпуск установлен в 1 календарный месяц, для остальных выпускников - из расчета отпуска, установленного для работников данной профессии (специальности).
Предприятия, совхозы, колхозы, строительные, транспортные и другие организации в соответствии с законодательством обязаны предоставлять окончившим профессионально-технические и технические училища работу в соответствии с присвоенной им профессией и квалификацией. На них также возложена обязанность создавать выпускникам училищ необходимые жилищно-бытовые условия и в дальнейшем способствовать повышению их производственной квалификации. Направление на работу выпускников высших и средних специальных учебных заведений производится комиссией по персональному распределению молодых специалистов. Комиссия обеспечивает выполнение плана распределения, предоставление работы всем выпускникам в соответствии со специальностью и квалификацией, приобретенной в учебном заведении, с учетом академической успеваемости, семейного положения, состояния здоровья, а также участия в научной, исследовательской и общественной работе. Законодательство устанавливает, что в отдельных случаях при несоответствии предоставленных мест работы специальности и квалификации, полученным в ходе учебы, или при необеспечении молодых специалистов необходимой жилой площадью, комиссия с согласия министерства (ведомства) может направить молодых специалистов на другие места работы (в том числе и вне плана).
Не позднее чем через 5 дней после окончания учебного заведения молодым специалистам одновременно с дипломом вручаются удостоверение о направлении на работу и денежные средства для оплаты проезда к месту работы, оплаты провоза багажа, суточные и единовременное пособие (для работника и членов его семьи).
Руководители министерств, ведомств, предприятий и организаций несут ответственность за правильное использование молодых специалистов на работе в соответствии со специальностью и квалификацией, а также за создание им необходимых жилищно-бытовых условий и условий для быстрейшего приобретения практического опыта и повышения квалификации.
Важной мерой, связанной с трудоустройством молодых специалистов, является запрещение в течение 3 лет по окончании учебного заведения использования их в управленческом аппарате, принимать на работу, не связанную со специальностью, а также увольнять с работы без разрешения министерства (ведомства), которому подчинено данное предприятие.
Если молодой специалист в течение этого срока по какой-либо причине не может быть использован на предприятии, куда он направлен, или предприятие не обеспечивает условий трудового договора, зафиксированных в удостоверении и направлении на работу, министерство, в ведении которого находится данное предприятие, обязано предоставить молодому специалисту другую работу или по его просьбе откомандировать его на работу в систему другого министерства по согласованию с последним. Специалисты, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения без отрыва от производства, при отсутствии на предприятии работы по полученной специальности могут быть, по их желанию, направлены соответствующим министерством для работы по специальности на другие предприятия и в организации в порядке, установленном трудовым законодательством .
Одной из организационно-правовых форм вовлечения молодежи в производство, получивших широкое распространение в последние годы, является общественный призыв. С помощью этой формы, основанной на добровольном желании юношей и девушек участвовать в сооружении важнейших строек и авторитете общественных организаций, не только решается задача обеспечения кадрами наиболее важных объектов хозяйственного строительства, но и реализуются дополнительные гарантии трудоустройства подростков, создания им необходимых материальных и культурно-бытовых условий.
Одобряя инициативу общественных организаций по проведению общественного призыва, государство придает этой форме распределения трудовых ресурсов организованный характер. Численность лиц, направляемых на работу в порядке общественного призыва, включается в плановые задания, путевки, выдаваемые общественными организациями, имеют обязательную силу для предприятий и строек, куда направляется молодежь. Администрация последних обязана заключить трудовой договор с юношей или девушкой, имеющими комсомольскую путевку, обеспечить им благоприятные условия для успешного труда, предоставить льготы, установленные для лиц, привлекаемых к работе в порядке общественного призыва.

Заявка на бесплатную консультацию

Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах - см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию .

Хотя поговорка: «Молодость - единственный недостаток, который быстро проходит сам по себе» - чистая правда, все же быть молодым специалистом очень трудно. Куда ни глянь, везде требуются опытные работники со «стажем не менее 5 лет», достижениями в профессиональной области и так далее. И даже после того, как удалось найти, молодого специалиста, скорее всего, ждут нелегкие времена - его карьера только начинается. Специалисты кадровых агентств проанализировали ситуацию на рынке труда, собрали комментарии представителей крупнейших компаний и составили советы молодежи по вопросам трудоустройства, которые помогут недавним студентам сделать .

Совет первый - начинайте работать во время учебы

Практический опыт работы, пусть и не по специальности - очень полезная вещь. Даже пока вы еще учитесь, можно подрабатывать во время каникул или на выходных. Общение с покупателями и клиентами, новые знакомства, полезные навыки, умение строго контролировать свое время и придерживаться трудовой дисциплины - все это точно пригодится вам в дальнейшем.

Совет второй - готовьтесь к собеседованию тщательно

Первое о чем следует помнить: потенциальный работодатель вряд ли оценит соискателя, явившегося на собеседование в растянутом свитере и мятых джинсах. Одевайтесь так, как будто вы уже заняли желанную должность. Кроме того, в ходе собеседования, раз уж опытом вы похвастаться не можете, делайте упор на своих знаниях, сообщите о законченных курсах, владении иностранным языком и т.д. Сделайте упор на желании работать и умении учиться, готовности перенимать опыт. Рекрутеры подчеркивают, что особенно ценятся такие качества кандидата, как коммуникабельность, активность и ответственность. Постарайтесь доказать, что вы ими обладаете в полной мере.

Совет третий - будьте готовы к стажировке

Зачастую крупные компании принимают бывших студентов в качестве . Не стоит думать, что это потерянное время и вам придется побывать в роли «мальчика на побегушках». Да, стажеров обычно не слишком балуют похвалой и вниманием, но, если работодатель бережно относится к своим кадрам, у вас есть все шансы в дальнейшем получить постоянное место работы в уже знакомой компании.

Совет четвертый - излишняя самоуверенность неуместна

Любые советы молодежи по трудоустройству можно свести на нет из-за слишком высокой самооценки. Многие работодатели отмечают, что бывшие студенты зачастую сразу претендуют на ключевые должности и высокий уровень заработной платы. Такая излишняя самоуверенность вызывает недоумение и даже раздражение - вчера со школьной скамьи, а туда же! Не переоценивайте значимость своего, пускай и красного, диплома, помните, что до должности генерального директора вам еще расти и расти. Громкое имя вашего вуза тоже не станет гарантией приема на работу, а тем более высокой должности на первом этапе карьеры. Не менее важны на первом этапе успешной карьеры и знания в области бизнес-этики, делового общения, бизнес-культуры. Наши советы молодежи по вопросам трудоустройства, памятка для начинающих и полученные знания помогут наладить отношения с работодателем и новым коллективом, показать себя с лучшей стороны.

Проблема трудоустройства молодёжи всегда волновала государственные органы, так как именно этот вопрос непосредственно касается социальной политики. Для того чтобы обеспечить высокий уровень жизни населения посредством национальных ресурсов, важно разобраться в данном вопросе и найти наиболее практичные пути решения.

Молодёжь и безработица: о понятиях

Проблема трудоустройства молодёжи в России была популярна с давних времён, в том числе и при царе-батюшке. Важно отметить, что перед поиском решений трудного вопроса необходимо тщательно разобраться в терминологии, а затем определить наиболее эффективные пути её устранения.

Обратите внимание: если в каком-либо источнике рассматриваются проблемы трудоустройства молодёжи, статья, рецензия или автореферат обязательно будут содержать ряд определений и понятий. Так, в современном понимании молодёжью называется социальная, людей, круг которой ограничивается определённым возрастом. Среди отличительных признаков можно выделить такие, как выполнение для общества определённых функций, специфические взгляды, интересы, ценности, место среди других групп людей.

Важным отличительным критерием данной группы выступает возраст. Многие учёные до сих пор не могут сойтись в едином мнении о том, какими должны быть возрастные рамки. Так, одни устанавливают начальную границу с 13-14 лет, а другие её убирают с 29-30-летнего возраста. Кроме того, понятие молодёжи неразрывно связано с определёнными видами деятельности. Так, среди данной группы лиц чаще всего встречаются военнослужащие, учащиеся, студенты, работающие по определённым специальностям, и так далее.

О безработице

Проблема трудоустройства молодёжи требует тщательного рассмотрения понятия «безработица». Безработицей в современном понимании называется социально-экономическое явление, которое характеризуется особой сложностью. В данном случае часть активного населения, способного зарабатывать себе на жизнь, не в состоянии реализовать свой потенциал в силу отсутствия достойных рабочих мест. Стоит отметить, что чаще всего рынок труда и проблемы трудоустройства молодёжи связаны с большим желанием реализовать свой потенциал молодыми людьми, но при этом с катастрофической нехваткой рабочих вакансий.

Нормативное регулирование

Законодательство на сегодняшний день регулирует только в отношении лиц, достигших 16-летнего возраста. Так, согласно национальному праву, безработными считаются лица, которые не имеют трудового дохода или иного основного заработка за реализацию своих трудовых навыков. Здесь существует несколько условий: лицо должно находиться на территории Российской Федерации, должно быть зарегистрированным в службе занятости, а также пребывать в поисках работы.

Проблема трудоустройства современной молодёжи: демографический аспект

Как известно, Россия как самостоятельное государство смогло «встать на ноги» только к началу двадцать первого века после распада Советского Союза. Именно в этот период происходят радикальные изменения не только в области экономики, юриспруденции, но и в области социальной политики, в том числе рассматривающей пути решения проблемы трудоустройства молодёжи. В настоящее время такая группа, как молодёжь, составляет 22 процента от общей численности населения, или же 32 миллиона человек на территории России.

Довольно-таки неоднозначной представляется проблема трудоустройства молодёжи в свете образования. Невозможно не отметить тот факт, что молодые люди стремятся к знаниям, стараются поступить в высшие учебные заведения, однако здесь каждого будущего специалиста поджидает новая проблема, связанная с поиском работы. В результате возникает новая проблема с трудоустройством выпускников вузов. В результате разрастания проблемного вопроса большая часть бывших студентов вынуждена работать не по своей специальности, а значит, те знания, умения и навыки, которые молодые люди получили в стенах государственного учреждения, по сути, являются бесполезными. Это значит, что государство потратило бюджетные средства впустую. Реальную картину смогут показать статистические данные. На 2016 год официальный показатель безработных составляет 30 % от всей группы. И сюда входят не только школьники, но и те лица, которые не достигли возраста 29 лет, то есть бывшие студенты, аспиранты, военнослужащие по призыву и так далее. Стоит отметить, что далеко не каждый гражданин обращается в органы службы занятости, поэтому вышеназванный показатель на деле может иметь удивительно большое значение.

Особенности рассматриваемой социальной группы

Проблема трудоустройства молодёжи неразрывно связана с особенностями, которые присущи данной общности людей. Как правило, первоочерёдными выступают трудности, связанные с адаптацией к современным условиям в экономической сфере, маркетинговой области. Важную роль играет процесс выбора профессии, поиска себя и самореализации, трудоустройство, а также жилищные и иные экономические проблемы.

Рынок труда

Практически все условия, касающихся проблемы трудоустройства молодёжи в Красноярском крае, республике Хакасия, Свердловской области, диктует современный рынок труда. Под данным термином понимаются которые существуют в тесной взаимосвязи между собой и образующие вследствие реализации систему общественных отношений, регулирующих порядок и условия найма рабочей силы, её использования и обмена, механизм спроса и предложения, ценообразование и много других аспектов, связанных с трудовым взаимодействием.

Рынок труда молодёжи требует к себе особого внимания, так как является особым элементом среди вышеназванного сложнейшего механизма трудовых отношений. Здесь есть собственные закономерности и социально-демографические особенности. Каждому работодателю, предлагающему вакансию для человека юного возраста, стоит учитывать, что для данной категории характерны эмоциональная неустойчивость, быстро меняющиеся жизненные ценности, отсутствие рабочего стажа и опыта, низкий профессиональный статус.

Что касается положительных моментов, то молодёжь отличается мобильностью, высоким уровнем потенциала, а также способностью быстро искать всевозможные пути решения проблемы в отличие от таких категорий, как инвалиды или же матери в декрете.

«Рабочие» факторы

Проблема трудоустройства молодёжи в России обусловлена рядом факторов. В одной стороны, практически каждый подросток или выпускник образовательного учреждения мечтает о престижной работе, где он будет реализовывать весь потенциал, который в него вложили преподаватели. А с другой стороны, далеко не каждый подросток способен найти себя в условиях жёсткой конкуренции, особенно среди тех, кто обладает большим объёмом знаний, умений и навыков.

Проблемы занятости, трудоустройства молодёжи зависят от следующих факторов, а именно: уровень материального дохода каждой отдельной семьи; возможность самореализации уже на стадии обучения; получение высшего или профессионального образования; реализация своих прав и предоставленных государством социальных гарантий. Если мы обратимся к первому разделу данной статьи, то налицо существенная амплитуда возрастных рамок: от 13 до 30 лет. Именно поэтому среди молодёжи выделяется несколько подгрупп.

Молодёжные подгруппы: первая категория

Основные проблемы трудоустройства молодёжи неразрывно связаны с определённой подгруппой: от 14 до 18 лет. В данную группу входят 95 % учеников и студентов колледжа. Данный возрастной период сопровождается усвоением и принятием основных жизненных ценностей, которые в дальнейшем окажут сильное влияние на социальное становление подростка как личности. С 14 лет начинает формироваться активная адаптация к условиям жизни и социума.

С 12-14 лет каждый человек начинает задумываться о том, кем бы он хотел стать, какую бы выбрал профессию. Проблема трудоустройства современной молодёжи в России имеет некую специфику. А всё из-за того, что в зарубежных странах трудовой возраст значительно выше. В современном государстве 80% молодых людей заработали свои первые денежные средства до наступления совершеннолетнего возраста. Стоит отметить, что подобная тенденция не является положительной, так как трудовая занятость, пусть даже и частичная, негативно сказывается на процессе обучения. Если данная проблема возникает в вузе, от этого страдает качество подготовки будущего специалиста.

Молодёжные подгруппы: вторая категория

Проблема трудоустройства современной молодёжи присуща лицам, не достигшим 24-летнего возраста, то есть её вторую подгруппу составляют молодые люди от 18 до 24 лет.

Как правило, основную массу здесь составляют лица мужского пола, отслужившие в армии, а также студенты, продолжающие обучение, либо специалисты, только что окончившие вуз. Проблемы данной группы связаны с отсутствием опыта работы. То есть по факту все специалисты обладают достаточным уровнем знаний, позволяющих эффективно осуществлять трудовую деятельность, однако по факту работодатели неохотно принимают молодёжь без опыта работы и стажа.

Молодёжные подгруппы: третья категория

Нетрудно догадаться, что третьей и последней подгруппой, входящей в молодёжный возраст, являются лица от 25 до 30 лет. Как правило, её представители уже позиционируют себя в качестве состоявшихся специалистов либо имеют опыт работы в определённой сфере.

Основные проблемы трудоустройства молодёжи в этот период связаны с высокими финансовыми требованиями к работе. Так, большинство представителей данной группы обзавелись семьёй, следовательно, финансовые запросы значительно вырастают, что напрямую влияет на уровень заработной платы.

Специфика молодёжного рынка

Решение проблем трудоустройства молодёжи возможно найти только посредством рассмотрения всех его особенностей. На основе информации, которая будет получена в результате исследования специфики молодёжного рынка, вполне реально разработать механизм и найти пути разрешения проблемных вопросов.

Первоочередной особенностью является постоянная изменчивость трудового рынка. Это значит, что спрос и предложение постоянно меняются. Одно время существовали вакансии, которые позволяли принимать на работу даже подростков, не достигших совершеннолетия, в то же время через 5-10 лет ситуация полностью поменяется в противоположную сторону.

Низкая конкурентоспособность

Молодёжь - эта та группа, представители которой, в силу возрастных особенностей и психического развития, обладают минимальным объёмом инструментов для того, чтобы быть конкурентноспособными на рынке труда. Отсутствие необходимых знаний, умений и навыков, трудового стажа, рабочего опыта не позволяют работодателям идти на риск и принимать в организацию таких работников.

Более того, для работодателя существует огромное количество ограничений и дополнительных выплат, связанных с трудом несовершеннолетнего лица. Здесь законодательство устанавливает достаточно жёсткие нормы, связанные с правами ребёнка, что, естественно, невыгодно человеку, который может нанять взрослого без особых проблем.

Женская занятость

Чрезвычайно сложная ситуация на трудовом рынке сложилась в отношении представительниц прекрасного пола. Среди выпускников высших учебных заведений большая часть - женщины. Здесь важно отметить, что работодатели неохотно принимают молодых особ на работу, аргументируя тем, что они обязательно в скором времени уйдут в декрет.

Разумеется, законодательство запрещает использовать работодателю для отказа в приёме вышеназванное основание. Однако наряду с этим начальники находят огромное количество других причин, касающихся того, «почему вы нам не подходите».

В целом связанные с рынком труда молодёжи, необходимо в настоящий момент. Активная динамика изменчивости говорит о том, что социальные программы, которые продуманы государством либо муниципальными органами на несколько лет вперёд, не имеют никакого результата.

При таком подходе невозможно предусмотреть все изменения, которые произойдут через 5 либо 7 лет и повлияют на развитие молодёжных подгрупп. Именно поэтому пути решения проблемы трудоустройства молодёжи, будь они представлены программой или иными социальными гарантиями, должны поддаваться корректировке.