Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения. Задача реформы госконтроля — сократить риск угроз и ущерба для людей — Абызов

Министр по вопросам открытого правительства РФ Михаил Абызов в интервью RNS рассказал о пересмотре контрольно-надзорных функций государства, условиях введения аналога «налога на тунеядство» и работе над поправками к «закону Яровой».

- Как будет происходить пересмотр законодательства в рамках реформы госконтроля?

Сегодня система государственного регулирования устанавливает 2 млн обязательных требований. Речь об их отмене не идет. Но в ближайшие шесть лет необходимо провести аудит всех требований госконтроля и надзора. В рамках этого анализа предстоит проверить, насколько эти требования актуальны, не избыточны ли они, не дублируют ли они друг друга, а затем провести работу по устранению противоречий. Такая задача стоит перед каждым контрольно-надзорным ведомством и отраслевыми министерствами. Предстоит большой процесс межведомственного согласования. Сейчас мы часто сталкиваемся с тем, что нормы, установленные одними отраслевыми требованиями, входят в противоречие с другими. В результате, выполняя одни требования, предприниматель очевидно начинает не выполнять другие. Такие нестыковки надо убрать.

- Вы столкнулись с противодействием ведомств, ненамеренных терять свои полномочия?

Есть разные примеры. Сейчас мы развернули работу по актуализации требований трудового законодательства. Там действует около 7000 документов, принятых во времена СССР и РСФСР. Сейчас мы разбили их по группам, сформировали экспертные площадки и начали пересматривать это законодательство. В случае с Минтрудом и Рострудом мы видим полноценную кооперацию, сопротивления нет. Министр труда и глава федерального агентства понимаю, что нормативная база далека от современности и формирует большие необоснованные затраты бизнеса. Выполнять ее с точки зрения реальной охраны труда невозможно. Требуется переход на новую систему регулирования. То число документов, которое регулирует трудовые отношения, очень сложно администрировать, это огромный массив. Требуется изменение и оптимизация всей системы. Есть примеры и очень консервативных, закрытых, фактически кастовых отраслевых сообществ, которые явно не желают изменений. Есть примеры откровенного саботажа. К таким приходится применять административную власть. И речь идет о гражданских ведомствах, потому что силовики работают в части контроля и надзора по отдельной программе.

- Во сколько вы оцениваете потери бизнеса от необоснованных надзорных требований?

Эксперты ВШЭ в течение двух лет оценивали потери экономики от соблюдения устаревших норм, итог - до 7% ВВП.

- В какие сроки ведомства должны проанализировать свою регуляторику?

Полный аудит можно провести за полтора-два года. А всю систему законодательства нужно актуализировать к 2024 году. Это не значит, что во время проведения аудита мы не будем менять откровенно устаревшие нормы. Уже в этом году на заседании комиссии по административной реформе по поручению президента было вынесено 58 функций государства с признаками избыточности и неактуальности. 17 из них решено ликвидировать. Любая государственная контрольно-надзорная функция под собой имеет сотни нормативно-правовых требований. Так что мы будем не только сокращать дублирующие функции, но и избавляться от устаревших норм.

На ваш взгляд, сейчас удачное время для начала дискуссии о возможном изменении налоговой системы и повышении, в частности, НДФЛ?

Сейчас неудачное и неудобное время для дискуссии о налогах. Потому что в целом инвестиционный климат оставляет желать лучшего. С учетом отрицательной динамики инвестиций в основной капитал наши успехи в этом направлении очень скромны. Нам необходимы институциональные реформы. На этом фоне любые решения, показывающие непоследовательность налоговой политики, будут отпугивать инвесторов. Это крайне опасно. Можно вести дискуссии о будущем образе налогового администрирования, изъятий и, в целом, системы налогообложения, если речь идет о горизонте после 2018 года или 2019-го. В прошлом году мы приняли на себя обязательства, которые еще раз подтвердили по итогам совещаний у президента и премьера, - до 2018 года налоговая система не должна меняться. А если взяли обязательство, то надо выполнять.

- Будете ли подключать экспертный совет при правительстве к обсуждению проекта «налога на тунеядство»?

Пока это обсуждается как некая идея. Проекта такого закона ни в экспертном совете, ни в правительстве нет. Он не опубликован в установленном регламентом порядке. Суть этого предложения понятна: существует непрозрачный для государства «серый рынок» труда, а социальная инфраструктура медицинского и пенсионного обслуживания для всех одинакова. Человек имеет равные права на здравоохранение, образование и пенсии, вне зависимости от того, на «белом» или на «сером» рынке он занят. Логика инициаторов этой идеи понятна, они хотят сделать этот сектор прозрачным и разделить с ним нагрузку на социальную инфраструктуру. Но в этой связи возникает много вопросов, в том числе, как отличить самозанятых от людей, реально не вовлеченных в рынок труда. Как определить, есть ли у них доходы на такие выплаты? Пока мы не ответим на такие вопросы, принимать такие решения нельзя. Они могут спровоцировать социальное возмущение. Этот закон не будет справедливым, а быть справедливым - одна из задач законодательства.

Общество готовят к тому, что привычный объем социальных услуг больше нельзя будет получать бесплатно в новых бюджетных условиях?

Не обязательно связывать этот вопрос с бюджетным дефицитом. Еще пять лет назад эксперты ставили вопрос необходимости софинансирования гражданами социальных услуг, в зависимости от доходов населения. Я считаю, что в любом случае подобная общественная дискуссия крайне важна. Это необходимо обсуждать публично и открыто.

- Открытое правительство подключится к обсуждению новой модели накопительной пенсионной системы?

Как только этот вопрос будет оформлен в виде документа, он обязательно попадет в экспертный совет. Все преобразования пенсионной системы - это безусловный приоритет для совета. Во-первых, это экономически и социально важный вопрос. Во-вторых, в экспертном совете сейчас сконцентрирована одна из лучших профильных компетенций.

- Прорабатываются ли корректировки «закона Яровой»?

Экспертный совет готовил анализ потенциальных затрат участников рынка на исполнение этого закона. Также было подготовлено заключение о технических рисках реализации закона и наличии необходимых технологий на международном и российском рынках. В принципе, в этом законе есть много проблемных точек. Его невозможно исполнить завтра. Поэтому законодатели отложили исполнение этого закона до 1 января 2018 года.

- Это реалистичный срок?

Президент дал набор поручений правительству по проработке технических и финансово-экономических аспектов реализации закона в течение этого времени. Сейчас на площадке Минсвязи идут консультации со спецслужбами и участниками рынка, которые готовят оценку затрат и возможностей производства в России необходимого оборудования. Работа должна быть завершена к концу этого года. Сейчас рано делать выводы о вступлении закона в силу. Как известно, президент России не исключал внесения в него дополнений. Их содержание будет определено после исполнения поручений президента и скрупулезной детальной проработки этих вопросов.

Инспекторы контрольно-надзорных органов будут общаться с предпринимателями через электронные «личные кабинеты» и не смогут проводить выездные проверки, если их нет в едином реестре проверок.

Это предусмотрено Стандартом информатизации контрольно-надзорной деятельности, который утвердил проектный комитет приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», сообщается на сайте Открытого правительства. Также комитет одобрил проекты постановлений правительства, устанавливающие категории и критерии риска по видам контроля, которые осуществляют Росздравнадзор и Росприроднадзор. Соответствующий протокол подписал куратор реформы госконтроля, министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Информатизация и автоматизация госконтроля — одно из ключевых направлений реформы контрольно-надзорной деятельности. Внедрение информационных технологий в работе инспекторов позволит освободить их от лишней работы и избавит бизнес от избыточной административной нагрузки, а также будет способствовать снижению коррупционных рисков.

По словам замглавы Минкомсвязи Олега Пака, в документе заложена целевая модель формирования информационной среды контрольно-надзорной деятельности, основанная на ряде принципов. Так, все информационные ресурсы контрольно-надзорных органов должны будут вестись в электронном виде с обеспечением юридической значимости. Речь идёт о реестрах проверяемых объектов, обязательных требований, видов контроля и надзора и так далее. Всё взаимодействие между участниками контрольно-надзорной деятельности должно будет осуществляться с помощью инфраструктуры электронного правительства и системы межведомственного электронного взаимодействия. При оценке рисков должны будут использоваться сведения, содержащиеся в единой информационной среде.

Невозможно будет провести контрольно-надзорное мероприятие, если его паспорт отсутствует в едином реестре проверок. Включить в проверочный лист требование, если соответствующий вид контроля не внесён в реестр видов контроля, также будет нельзя. Всё взаимодействие с согласия проверяемого лица нужно будет осуществлять через «личный кабинет», в том числе на портале госуслуг. Если можно будет заменить очную, выездную проверку на другой формат, например, электронное самодекларирование или сбор сведений с использованием датчиков, то предпочтение следует отдавать именно таким форматам. Создание какой-либо новой государственной информационной системы проект не предполагает.

Предполагается, что документ будет актуализироваться раз в полгода. Сейчас ведомства находятся на разном уровне информатизации, поэтому стандарт предусматривает 3 уровня зрелости. Минимальному уровню зрелости могут соответствовать все ведомства, участвующие в программе, с учётом текущего уровня финансирования, уверены в Минкомсвязи. С этим согласен и Михаил Абызов.

Этот документ мы смогли согласовать и с очень отстающими по техническому оснащению ведомствами, и с очень передовыми. Задача, которую мы в ходе этих обсуждений ставили перед Минкомсвязи, — предложить меню, в котором каждый сможет найти правильный формат, с оговорками и буферными зонами с точки зрения перехода от одного уровня зрелости к другому. Это касается, в том числе, и вопросов финансирования. Я отдельно задавал вопрос коллегам из Минкомсвязи, есть ли такие органы из тех, кто участвует в программе, которые не могут справиться в рамках текущего бюджета с наименьшим уровнем соответствия этому стандарту. Доклад, который я получил, свидетельствует о том, что таких органов нет», — сказал Михаил Абызов.

В то же время, по мнению министра, на внедрение информационных технологий в госконтроле могла бы пойти часть финансирования программы «Цифровая экономика», если будет принято решение о выделении дополнительных средств на её реализацию. Михаил Абызов поручил Минкомсвязи подготовить предложения по включению в программу «Цифровая экономика» мероприятий по информатизации контрольно-надзорных органов, участвующих в реформе. Ранее вопрос выделения дополнительного финансирования программы обсуждался на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева. По словам Михаила Абызова, речь шла о сумме от 70 до 100 млрд рублей, которые необходимо направить, в том числе, на обеспечение инфраструктуры цифровой экономики.

Проектный комитет поручил надзорным органам руководствоваться стандартом информатизации при доработке ведомственных информационных систем, а техническое задание на их доработку — представить в Минкомсвязи до 30 июня.

В основе реформирования госконтроля лежит переход надзорных органов на риск-ориентированный подход при проведении проверок, который предполагает концентрацию надзора на наиболее опасных объектах, нарушения на которых могут повлечь существенный ущерб жизни, здоровью или экономике. Для этого ведомства, участвующие в программе, должны разделить все поднадзорные объекты по категориям риска. Проекты постановлений правительства об установлении категорий и критериев риска готовят все ведомства, кроме ФНС и ФТС, по Роструду критерии уже утверждены. Проектный комитет одобрил проекты постановлений, подготовленные Минздравом и Минприроды. МЧС рекомендовано внести ранее одобренный проект постановления в правительство. Другим ведомствам-участникам программы — ФАС, Россельхознадзору, Роспотребнадзору, Ростехнадзору поручено доработать подготовленные ими документы, а тем, кто ещё не представил проекты постановлений, сделать это до 3 июля.

При определении уровня риска пока нельзя посчитать исторический ущерб и сложно собирать текущую информацию, чтобы точно этот ущерб определять, отметил член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин.

Этот вопрос является системным для всех надзоров. Мы критерии с точностью до миллиметра не определим, нужно смотреть практики. Это живая материя. Прошу подготовить предложения по системным решениям: каким образом и в какие сроки мы должны актуализировать это с учётом практики применения риск-ориентированного подхода. Это надо зафиксировать при выпуске соответствующих постановлений правительства», — подчеркнул Михаил Абызов.

Также надзорные ведомства готовят проекты постановлений правительства о внедрении чек-листов — списков контрольных вопросов для проверки исполнения обязательных требований. По данным Минюста, проекты таких постановлений надзорные органы уже внесли в правительство, по ряду видов контроля есть проблемы, связанные с их нестандартностью. Чек-листы должны быть внедрены до конца года. Чтобы эти сроки не были сорваны, проектный комитет рекомендовал надзорным ведомствам начать разработку форм чек-листов параллельно с представлением в Правительство проектов нормативно-правовых актов, регламентирующих использование чек-листов, не дожидаясь их принятия.

Реформа госконтроля предусматривает мероприятия по профилактике коррупционных нарушений в работе надзорных органов и повышению уровня подготовки сотрудников надзорных ведомств. Для этого Минтруд разрабатывает стандарт кадрового менеджмента и методические рекомендации по проведению оценки коррупционных рисков. Проектный комитет пока оценивает качество подготовки этих документов как неудовлетворительное. Минтруду поручено в кратчайшие сроки обеспечить их доработку.

Особого внимания, по мнению министра, заслуживает опыт Федеральной налоговой службы по внедрению принципов «умного» госконтроля. У ФНС нет внеплановых проверок, а разрешение на выездную проверку даётся только после её включения в план. Служба делает ставку на налоговый мониторинг, когда инспектор получает удалённый доступ к учётным системам налогоплательщиков, которые сами внедряют системы внутреннего контроля. Благодаря этим и другим нововведениям объём налоговых поступлений уже превысил все экономические индикаторы РФ. ФНС разделила поднадзорные объекты на 3 категории риска. К высокой категории риска служба отнесла всего 700 тыс. организаций из 8 млн — это те, кто уклоняется от уплаты налогов. 1 млн предприятий — в зоне наименьшего риска.

Налоговая многое уже сделала, и крайне важно, что она переделала внутренние регламенты. А внутренние регламенты на сегодняшний день придётся перестраивать всем. У нас Аналитический центр при правительстве сейчас готовит программу тренингов, обучения, обмена лучшими практиками на верхнем уровне. Я прошу проработать с ними возможность обсуждения опыта ФНС», — сказал Михаил Абызов.

На сегодняшний день реализована 21 контрольная точка приоритетной программы по совершенствованию госконтроля. Новая система согласования документов в проектном формате, по мнению Михаила Абызова, пока не заработала — госорганы не понимают, как использовать новый механизм, и предпочитают использовать привычный регламент. Министр предложил в июле провести стратегическую сессию, чтобы проанализировать, что можно изменить не только в проекте по реформе госконтроля, но и в проектной деятельности правительства в целом, чтобы сделать её более эффективной.

Таким образом, итоговый показатель считается отдельно для каждого вида предприятий в зависимости от их размера, а затем результаты по малым, средним и крупным компаниям суммируются. Из-за такого подхода у крупного бизнеса, например, показатель нагрузки почти в восемь раз выше, чем у малых предприятий. Такая разница может быть связана и с действием моратория на проверки малого бизнеса, полагает замглавы Аналитического центра при правительстве Михаил Прядильников.

Методика еще будет дорабатываться, утвердить ее планируется к февралю, говорит Абызов: пока она не учитывает структуру поднадзорных компаний и «не характеризует уровень экономических затрат бизнеса по сопровождению госконтроля».

Отставание МВД

Самой тяжелой для бизнеса практикой при работе с проверяющими оказалось дистанционное взаимодействие с инспекторами надзорных ведомств: ее негативно оценили 72% опрошенных (всего аналитики выделяют девять практик взаимодействия). «Процедуры дистанционного контроля не отработаны в достаточной мере, что связано в том числе с информационной закрытостью большинства организаций. Это уже вопрос информационной культуры и открытости как со стороны самого бизнеса, так и со стороны проверяющих органов», — указывает научный сотрудник Центра технологий госуправления РАНХиГС Алексей Ефремов.

Сложности у бизнеса также возникают с актуальностью и правомерностью требований (62% негативных оценок) и с профилактикой нарушений (57%). Реформа КНД пока не завершена, и сейчас сама ее идеология «ориентирована на выявление нарушений и применение санкций», подчеркивает Ефремов. Лучше всего, по данным Аналитического центра, предприниматели оценивают ситуацию с информированностью о требованиях ведомств (59% позитивных мнений).

Фото: Александр Щербак / ТАСС

Респондентам также предлагалось оценить практику взаимодействия с надзорными ведомствами по профессионализму его сотрудников. Министерство внутренних дел стало единственным органом КНД, у которого профессионализм его инспекторов отрицательно оценили предприниматели. Разница между негативными и позитивными мнениями (именно по этому критерию эксперты подвели итоги ответов респондентов) о работе сотрудников контрольно-надзорного блока МВД составила 3,6 п.п. с перевесом негатива, говорится в исследовании Аналитического центра. Лучшими по этому критерию стали МЧС (положительные оценки преобладают над отрицательными сразу на 33,1 п.п.), Ространснадзор и Ростехнадзор. Впрочем, «лучшие» и «худшие» надзорные органы по результатам опроса выделить нельзя, он нужен для выявления «болезненных» вопросов в реформе КНД, указывает Прядильников.

Инспекция из МВД — «самая нервная для предпринимателей, самая стрессовая проверка», категорична вице-президент «Опоры России» Марина Блудян. Ведомство может подвести любую деятельность предпринимателя «под мошенническую статью», свою роль играет и статья по предоставлению услуг и продаже товаров с нарушением обязательных требований, указывает Блудян: «К вам может прийти милиционер, если у вас неправильно заполнена этикетка». В деятельности предпринимателей «может быть что-то не так», но не стоит это воспринимать именно как мошенничество, заключает она.

В то же время негативные оценки профессионализма инспекторов из МВД не помешали этому ведомству войти в тройку лидеров по практике взаимодействия с бизнесом в целом. На первом месте по итоговому результату оказалась ФАС, на втором — Роструд. Отстающими по работе с предпринимателями (по крайней мере с точки зрения самих предпринимателей) стали Росздравнадзор, Ростехнадзор и Ространснадзор (число положительных оценок их работы, впрочем, все равно превышает число негативных).

Год в борьбе с контролем

За год реформы госконтроля, которая в рамках приоритетного проекта по контролю и надзору, число плановых проверок снизилось на 44%, говорится в материалах «открытого правительства» к конференции, а 60% подконтрольных субъектов не будут включены в план проверок в дальнейшем. Но сейчас на 450 тыс. плановых проверок приходится 1 млн внеплановых, оценивает Абызов. Впрочем, если в их число не включать поручения президента и правительства и проверки из-за высоких рисков для жизни, внеплановых окажется вдвое меньше.

Президент Владимир Путин в августе поручил сократить число внеплановых инспекций до 30% от плановых; это может привести к последующему росту плановых проверок, считает Абызов, но это положительный знак, так как они реализуются с учетом риск-ориентированного подхода (то есть затронут в основном высокорисковые объекты). Законопроект по переходу от «палочной системы» к системе оценки рисков ранее внесло в Госдуму правительство, но, как РБК, он не будет распространяться на оперативно-разыскные мероприятия, надзор за исполнением уголовных наказаний, при производстве по делам об административных правонарушениях, работе полиции по обеспечению соблюдения ПДД, налоговый, валютный и таможенный контроль и т.д.

За год реформы бизнес внес более 400 предложений по пересмотру требований надзорных ведомств, говорится в материалах «открытого правительства». Пока правительство и надзорные ведомства согласились на пересмотр 110 требований, по остальным пока требуются дополнительные заключения, уточняет Абызов.

«Реформирование контрольно-надзорной деятельности пока не стало элементом системной регуляторной политики, то есть у нас совершенствование нормотворчества и правоприменения идут отдельно, это процессы идут параллельно, администрируются разными органами, и, соответственно, из-за этого возникают проблемы», — считает Ефремов.

Взгляд с другой стороны

Оценить восприятие контроля и надзора со стороны не бизнеса, а самих инспекторов в рамках своего исследования к конференции КНД попробовала Высшая школа экономики. Большинство из них (всего опрошено было 25 тыс. проверяющих) считают, что у их органов достаточно инструментов для воздействия на бизнес (имеется в виду арсенал наказаний, предупреждений и т.д.). Однако тех, кто настаивает на дополнительных возможностях по наложению более жестких санкций, больше (23,4 против 14,4% тех, кто настаивает на смягчении). Чаще всего ужесточения хотят сотрудники ФНС и МВД. А единственное ведомство, чьи инспекторы хотели бы относиться к предпринимателям мягче, — Ростехнадзор.

Фото: Владимир Смоляков

Очередные занятия с руководящим составом структурных подразделений МЧС России в этот раз были посвящены теме осуществления государственного надзора. Перед слушателями выступил министр Российской Федерации по вопросам открытого правительства Михаил Абызов, который курирует направление, связанное с реформой надзорной деятельности.

Свое выступление министр построил так, чтобы слушатели рассмотрели не только аспекты, важные для МЧС, но и в целом всю картину проводимых преобразований, их результатов и историю работ по совершенствованию надзорной деятельности в стране.

История вопроса

В 2012 году в Правительстве РФ велась активная и непростая работа по документу, который должен был регулировать вопросы промышленной безопасности. Одной из задач в этом направление была работа по совершенствованию системы госконтроля в этой сфере. В рамках принятия этого закона предполагалось категорировать все объекты по уровню риска. На тот момент особо опасными считались порядка 290 тысяч объектов. Полтора года работы с экспертным и предпринимательским сообществом позволили принять соответствующий акт, выводящий из всего множества промышленных объектов действительно опасные производства – их количество сформировалось на уровне 9 тысяч объектов. Все остальные, 280 тысяч – попали в 3-ю и 4-ю группы риска, т.е. они были признаны не особо опасными, за которыми осуществлять постоянный надзор не нужно. Затраты бизнеса на сопровождение задач по технологической безопасности удалось сократить на 25%.

«Наблюдая, как реализуется закон в течение 13-го и 14-го годов, мы приняли решение, что необходимо по другим видам надзора приступить к такой планомерной работе без революции и аврала по совершенствованию контрольной надзорной деятельности. И в 2015 году Правительство приняло дорожную карту по совершенствованию этой деятельности, за реализацию которой я и мои коллеги стали нести ответственность», - рассказал Михаил Абызов.

Проработав еще полтора года в формате подготовленной дорожной карты, в правительстве в 2016 году было принято решение вывести эту работу на новый уровень. Тогда при Президенте РФ был создан Совет по приоритетным проектам и стратегическому управлению, президиум которого возглавил Председатель правительства, отобраны приоритетные направления, реализуемые на самом высоком уровне, среди которых оказалась и контрольно-надзорная деятельность.

Михаил Абызов подчеркнул роль специалистов чрезвычайного ведомства в решении вопросов реформирования надзорной деятельности. Он заметил, что с коллегами из МЧС ему и его команде работается комфортно и интересно, стоящие вопросы решаются на самом высоком профессиональном уровне.

Цели реформы

Главная цель – повышение безопасности жизни и здоровья граждан и снижение экономического ущерба бизнеса и хозяйствующих субъектов.

«Какова статистика? По рискам, которые контролируются государственными органами, на федеральном уровне ежегодно погибает 85 тысяч человек. Показатель, который был бы для нас ориентиром, составляет 40-45 тысяч человек. Это показатель смертности, который соответствует масштабам нашей страны, населению и другие. То есть вот эти 40-45 тысяч жизней мы теряем из-за того, что наша система госконтроля недостаточна эффективна», - сказал министр.

Еще одна задача реформы – снизить неэффективную нагрузку на бизнес. По словам Михаила Абызова, такая нагрузка к 2024 году должна быть снижена в два раза. Для этого разработаны четкие системы измерения, которые сейчас планируются к внедрению. Ведь важно понимать, каким образом измерять эту самую нагрузку.

«Мы не можем бизнес освободить от проверок – это не правильно. Игнорируя и снижая проверки опасных объектов, мы тем самым снижаем уровень безопасности. Но мы должны сделать реализацию проверок в совсем другом формате, должны развивать систему профилактики, реализовывать системы дистанционного взаимодействия с предпринимателем. Снижать административную нагрузку и прекращать надзор не тоже самое» , - заключил Михаил Абызов.

Следующая задача по вопросу преобразования государственного контроля и надзора – это сделать саму систему управления, которая до сих пор базируется на старых принципах, более современной и эффективной.

Направления реформы

Таких направлений восемь. Первое - риск-ориентированный подход, т.е. такая система, при которой необходимо все объекты категорировать и сконцентрировать плановые и внеплановые мероприятия на объектах высокого уровня риска. На сегодняшний день по всем 12-ти надзорным органам такая работа проведена, ее результаты совершенно прозрачны.

Следущее направление – повышение результативности и эффективности в работе контрольных надзорных органов.

«Наша задача в рамках реформы - перейти от палочной системы к системе, при которой результативность и эффективность органов оценивается по динамике изменения и снижения принесенного ущерба и вреда, к системе ответственности органов за то, что является главной целью реформы – снижение смертности, травматизма», - заявил Абызов.

Одним из основных направлений реформы, министр выделил профилактику, причем с использованием современных методов – используя электронные площадки и дистанционное воздействие (обучение, видеотрансляции, отчеты и т.д.). По мнению Михаила Абызова, такая профилактика обеспечивает совсем другой подход к вовлеченности и модель взаимодействия надзора и поднадзорного объекта, который начинает разворачиваться совсем в другую парадигму отношений.

Информатизация, по мнению министра, также является приоритетной задачей в реализации реформы.

« Надзор должен использовать новые технологии взаимодействия с объектами, современные объективные средства телеметрии и датчиков, использование интернета вещей. Совсем другие информационные системы взаимодействия с поднадзорными объектами в интернете, с применением моделей личного кабинета… Вообще цифрализация госнадзора является одним из драйверов изменений» , - подчеркнул Михаил Абызов.

В своем выступлении министр по вопросам открытого правительства затронул еще ряд направлений реформы, ответил на вопросы представителей МЧС по рассматриваемой теме и заключил, что в целом на сегодняшний день риск-ориентированный подход в сфере плановых проверок заработал.