Ставки и порядок уплаты страховых взносов. Порядок начисления страховых взносов. Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по ОСС от несчастных случаев и профзаболеваний

Страховые взносы пришли на смену ЕСН, но нормы, правила и порядок исчисления остаются те же, за исключением некоторых правок. Что обязаны знать плательщики таких сумм?

Общие сведения

Страховые взносы – это взносы, что в обязательном порядке уплачиваются гражданами, работающими по , а также компаниями, у которых есть такие работники.

Но кто именно может выступать в качестве плательщика, когда возникает объект обложения взносами?

Основные элементы

Под элементами страховых взносов понимают ряд составляющих, которые используются для проведения расчетов платежей.
В законодательстве закреплено такие элементы, как объект, плательщики, сроки уплаты и т. д.

Объектом выступает выплата и иное вознаграждение, что начисляется плательщиком взносов на страхование физическим лицам, которые выполняют свои обязательства в соответствии с договорами:

  • трудовым;

Объект – выплата и другие вознаграждения, что начисляются физическому лицу, которое должно в обязательном порядке страховаться в соответствии с нормами законодательных актов.

Базой для определения взносов во внебюджетные фонды являются суммы заработка и другие вознаграждения, что начисляются лицом за периоды проведения расчетов в пользу граждан.

В ПФР платежи определяются относительно конкретного работника с начала года по истечению каждого месяца нарастающим итогом. Тарифом сборов является размер платежа на единицу измерений базы для расчетов сумм.

Порядок начисления и уплаты страховых сумм:

  1. Уплата производится в отношении каждого внебюджетного фонда индивидуально.
  2. Суммы рассчитывают и перечисляют каждый месяц, исходя из размера выплаты и других вознаграждений с начала года до текущего месяца с учетом тарифа.
  3. Страхователями должен вестись учет начислений в отношении каждого сотрудника.
  4. Платить страховые взносы необходимо по расчетным документам, которые предоставляются в каждый из фондов.
  5. В том случае, когда численность работников на предприятии превышает 25 человек, администрация должна представлять отчетность в электронном формате.
  6. Суммы вносятся по месторасположению обособленных подразделений. При этом учитывается размер базы, что относится именно к данным подразделениям.
  7. Размер взносов головной фирмы исчисляется как разница сборов в общем размере и страховых взносов подразделения.

Если предприниматели платят за себя, стоит придерживаться и таких правил:

  • все расчеты осуществляются самостоятельно;
  • уплата производится до конца года, который является расчетным;
  • если физлицо прекратило вести деятельность в качестве ИП, уплатить сумму страховых взносов необходимо в течение 15 дней после снятия с учета.

Отчитываться следует раз в квартал, налоговым периодом признают календарный год. Все работодатели должны платить страховые взносы не позже 15 числа по окончанию отчетного месяца.

Кто плательщики?

Плательщики взносов:

Если предприниматели одновременно относятся к обоим видам плательщиков, то уплачивать взносы нужно по обоим основаниям – за работников и за себя.

Действующая нормативная база

При уплате и исчислении страховых взносов стоит руководствоваться таким законодательными актами, во многие из которых в последнее время внесено правки:

Порядок уплаты описан также в Налоговом и Трудовом кодексах, а также КоАП.

Основные положения закона 212-ФЗ

Законом № 212-ФЗ о страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации предусмотрены отношения, что связаны с суммами по страховым сборам, которые подлежат уплате:

  • по страхованию на пенсионное обеспечение;
  • по соцстрахованию обязательного характера при нетрудоспособности в определенное время;
  • по страхованию обязательного плана на медуслуги.

Таким актом нельзя руководствоваться в отношении страхования от несчастного случая в производстве и профзаболеваний.

В нормативном документе предусмотрено порядок контроля за расчетами, уплатой взносов и правила привлечения к ответственности за нарушения законодательных норм.

В законе прописаны объекты, база для начисления (п. 1 ст. 7 данного закона), выплаты, с которых не перечисляются взносы (ст. 9 закона о взносах № 212-ФЗ).

Размер платежей стоит рассчитывать в отношении всех сотрудников, при этом установлено фиксированную сумму базы.

При превышении утвержденного лимита дополнительные платежи не осуществляются. Такие показатели ежегодно индексируются в связи с ростом заработной платы.

О взыскании недоимок, в том числе и в судебном порядке из средств, что находятся на четах физических и юридических лиц, говорится в гл. 3 Закона № 212-ФЗ.

Рассматривается и порядок начисления пени при нарушении сроков уплаты исчисленных сумм. Расчет пени осуществляется с учетом действующей ставки рефинансирования ЦБ России (это 1/300).

Виды взносов

Плательщик должен уплачивать несколько страховых взносов:

  • в Пенсионный фонд на пенсионную страховку;
  • на медстрахование;
  • на страхование на случаи, когда человек определенное время не может исполнять свои обязательства на производстве.

Выделяют такие виды страховых премий (если рассматривать их технические стороны):

Рисковый вид премии Что является чистой нетто-премией, под которой понимают часть взносов в денежном выражении, которые направляются на защиту при страховых рисках
Взнос сберегательных (накопительных) видов К примеру, при страховании жизни. Направляется на покрытие по окончанию срока действия
Нетто-премия Что является частью взносов, что нужны для страховой защиты за определенное время по конкретному виду страхования
Достаточные взносы равны суммы нетто-премий и нагрузок Что включены в издержку страховщиков. Допускается рассмотрение как брутто-премии или тарифной ставки
Брутто-премия является тарифной ставкой страховщика Включает достаточные взносы, надбавки на покрытие затрат, что связаны с осуществлением предупредительного мероприятия, рекламных акций

Могут также быть натуральные и постоянные премии. Первый тип предназначен для покрытия рисков за конкретные периоды времени. К постоянным относятся взносы, что не меняются со временем.

В зависимости от формы уплаты выделяют:

  1. Единовременный взнос – что платится за весь период страхования один раз.
  2. Текущий – часть единовременного платежа.
  3. Годичный.
  4. Рассроченный взнос.

По времени, когда осуществляются платежи:

  • аванс;
  • предварительная премия.

В зависимости от величины:

  • необходимая премия;
  • справедливая;
  • конкурентная.

Сущность обложения взносами

Страховыми взносами могут облагаться не все выплаты. Если у вас нет освобождения от исчисления взносов, то придется разобраться, как рассчитать подлежащую уплате сумму.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами

Не предусмотрено обложение страховыми взносами:

Не включают в базу также суммы:

  • уплаты питания;
  • перечислений, что осуществлялись сотрудникам, которые увольняются, кроме выплат за неиспользованные отпуска;
  • перечисленные на подготовительные курсы и курсы переквалификации работников;
  • что оплачиваются членам семьи умершего работника;
  • на проезд к месту отдыха в отпуске и назад.

Как определить сумму к уплате?

Для расчета суммы взносов, что подлежат перечислению во внебюджетные фонды (страховые взносы на ОПС в ПФР, медстрахование в ФОМС и Фонд соцстраха), работодатель должен сложить все начисленные работникам суммы.

Имеются в виду выплаты, которые осуществлялись в расчетном периоде, то есть с начала года и до момента проведения исчисления. Затем показатели стоит умножить на страховые тарифы.

Из полученного результата осуществляют вычет взносов, которые уже уплачены в текущем году. Остаток – это и есть сумма, которую стоит внести на счет одного из фондов страхователя.

В том случае, когда кто-либо из работников находился на больничном, получал декретные выплаты, работодатели имеют право уменьшать суммы страховых взносов в ФСС по страхованию на случаи нетрудоспособности определенный период.

Вычету также подлежит средства пособия, что подлежат уплате за счет Фонда (первые 3 дня оплачивает работодатель, остальные – ФСС).

При условии, что выплаченные пособия превышают взносы, суммы сверх лимитов зачитывают в счет ожидающихся перечислений.

Основная отчетность

Расчеты в ФСС предоставляются по форме 4-ФСС в такие сроки:

В обязательном порядке стоит заполнить статус плательщика в поле 101:

01 Плательщика сборов, что является юридическим лицом
02 Налогового агента
03 Фирмы федеральной почтовой связи, что составила распоряжение физлицу
04 Налоговой структуры
05 Регионального отделения ФССП
06 Участника внешнеэкономической деятельности, что является юрлицом
07 Таможенного органа
08 Плательщика страховых взносов в бюджетные системы
09 Плательщика сборов в лице ИП
10 Нотариуса
11 Адвоката
12 Плательщика-лавы крестьянских хозяйств
13 Иных физлиц, что является клиентом банка
14 Плательщика, что производи перечисления сотрудникам
15 Кредитной компании, платежного агента и т. д.

Возникающие вопросы

Не смотря на то, что основные правила четко прописаны в законодательстве, некоторые вопросы все же возникают. Что чаще всего интересует плательщиков?

Наличие недоимки по страховым взносам в ФСС

Недоимка – это сумма долга страхователей перед ФСС, которую рассчитывают как разницу суммы исчисленных взносов в фонд и суммы уплаченных взносов по факту.

Недоимку определяют по итогам квартала и отражают (если она имеется) в отчетности, что готовится в уполномоченный орган за конкретные период.

В том случае, если плательщик не платит суммы страховых взносов или вносит не полную сумму, то такое обязательство будет исполняться в принудительном порядке.

Сначала региональное представительство высылает страхователю требование об погашении взносов, пени и штрафа. Такой документ направляется в течение 3 месяцев с того момента, когда выявлено недоимку (часть 2 ст. 22 документа № 212-ФЗ).

Требование может предоставляться таким способами:

  • вручаться лично плательщику под ;
  • направляться заказным письмом с ;
  • отправляться по телекоммуникационному каналу связи.

При отправке заказного письма день получения определяется по истечению 6 дней. Исполнение требования должно осуществляться в течение 10 дней с момента получения, если не предусмотрено другого времени для перечисления недоимок.

По истечению таких сроков, принимается решение о взыскании сумм долга с расчетного счета плательщика в банке (ст. 19 того же закона), о чем лицо будет уведомлено в течение 6 дней.

Взыскиваться сумма может:

  • в рублях;
  • если рублей не достаточно – в валюте по действующему курсу.

Затраты, что связаны с продажей иностранной валюты, полностью должен покрыть страхователь. Если не счету недостаточно средств или их вовсе нет, то поручения о перечислении необходимой суммы исполняются по мере поступления средств на счета.

При отсутствии счетов или средств на них, ПФР на обязательное пенсионное страхование и ФСС по соцстрахованию могут взыскивать взносы и пени за счет имущественных объектов должников. Для этого направляется решение в службу судебного пристава.

Видео: страховые взносы в 2015 году

Облагаются ли СВ гражданско-правовые договора

Суммы по гражданско-правовым договорам могут облагаться страховыми взносами, но это касается не всех. Облагаются только по обязательному виду пенсионного и медицинского страхования.

Возможен еще один вариант – взнос на травматизм, но если об этом говорится в самих договорах. Такие правила установлены ч. 1 ст. 5 закона от 24.07.98 № 125-ФЗ.

Иных перечислений в ФСС на обязательное социальное страхование плательщики не осуществляют (подпункт 2 ч. 3 ст. 9 документа № 212-ФЗ).

По поводу компенсации за неиспользованный отпуск

Наряду с вопросом, начисляются ли на отпускные, возникают неясности и с компенсациями за неиспользованные отпуска. Что об этом говорится в нормативной документации?

Здесь говорится, что не могут облагаться компенсации любого вида, кроме сумм компенсации за неиспользованные отпуска, что не связаны с увольнением сотрудников.

Облагается ли материальная помощь или нет?

Обложение матпомощи будет зависеть от того, по каким случаям выдаются средства.

В соответствии со ст. 8 ч. 1 документа № 212-ФЗ базой для начисления сумм считаются средства, то выплачены, а также иные вознаграждения (ст. 7 ч. 1), что начисляются в расчетном периоде, кроме тех сумм, что отражены ст. 9 данного закона.

Объект обложения взносами по обязательному соцстрахованию от несчастного случая на производстве и профзаболеваний – выплаты и другие вознаграждения, что платятся сотруднику в соответствии с трудовым или иным договором.

Условие – страхователь платит взносы страховщикам (п. 1 ст. 20.1 акта № 125-ФЗ). Во втором пункте говорится, что базой определяют суммы выплат и других вознаграждений, что оговорены в п. 1 данного нормативного документа.

Не начисляются страховые взносы на такие виды материальной помощи:

  1. Что платятся физлицу в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными ситуациями, если такие суммы направлены на возмещение ущерба. Сюда же стоит отнести платежи лицам, что пострадали от террористического акта в пределах РФ.
  2. Что платятся сотруднику при смерти близкого человека.
  3. Что уплачиваются лицам при рождении (усыновлении) малыша на протяжении 1 года жизни ребенка. Условие – сумма не должна превысить 50 тыс. рублей.

Не будут облагаться взносами и те суммы, что перечисляются в качестве материальной помощи в размере до 4 тыс. (подп. 12 п. 1 ст. 20.2 документа № 125-ФЗ).

Важно помнить, что страховые взносы – это не право, а обязательство. А значит, при его не исполнении плательщик должен будет понести ответственность. Не допускайте этого.

Одним из обязательных действия для всех без исключения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, у которых заключены трудовые договора, является сдача отчетности в ФСС. Процедура данная имеет большое количество различных особенностей. Отчетность подобная может сдаваться различными способами. Одним из самых...

Относительно недавно на территории Российской Федерации были осуществлены достаточно серьёзные реформы. Были сформированы специальные внебюджетные государственные фонды, в которые все индивидуальные предприниматели, работающие с сотрудниками по официальным трудовым договорам, а также всевозможные юридические лица...

Ежегодно в законодательстве Российской Федерации осуществляются всевозможные реформы. Они преследуют различные цели. Очень многие затрагивают взносы во всевозможные внебюджетные фонды. Рассматриваемая система одновременно решает две задачи – обеспечивает социальную защищенность официально трудоустроенных граждан и...

Уплата страховых взносов является прямой обязанностью большинства налогоплательщиков. Тогда как их размер зависит от вида деятельности, величины страхового тарифа, а также скидок и надбавок, установленных законодательством. СодержаниеОбщие сведения Как рассчитать страховые взносы Особенности исчисления Часто...

В какие сроки необходимо уплатить страховые взносы во внебюджетные фонды по страхованию? Какие изменения в нормативную документацию Российской Федерации внесены в 2020 году? Работодатель платит не только НДФЛ из зарплаты своего персонала, но и страховые взносы. СодержаниеОбщие сведения Порядок исчисления и уплаты страховых...

Каких правил стоит придерживаться при отчислении страховых взносов во внебюджетные фонды? Рассмотрим, какие тарифы и формулы действительны в 2020 году, когда и куда производится оплата. Страховые взносы платятся всеми лицами, что ведут предпринимательскую деятельность, как за себя, так и за своих сотрудников. Но не каждый...

Относительно недавно в законодательстве Российской Федерации были проведены достаточно серьезные реформы. Были сформированы специальные фонды, в которые работодатели, заключающие официальные трудовые договора со своими работниками, ежемесячно делают отчисления. При этом величина этих отчислений достаточно строго...

Помимо налоговых отчислений в бюджет граждане и организации осуществляют платежи во внебюджетные фонда РФ. Внесение страховых платежей в России контролируют такие структуры, как ПФР, ФФОМС и ФСС (ФЗ-213). Перечислять средства в указанные ведомства плательщик может, как самостоятельно, так и через своего...

Как вести учет по страховым взносам: на какие законодательные документы при этом опираться плательщикам, с помощью каких проводок бухгалтерам отражать начисленные суммы? Разберемся в законных основаниях, актуальных в 2020 году. Все плательщики страховых взносов должны выполнять обязательства по уплате исчисленных сумм по...

Каких правил индивидуальному предпринимателю стоит придерживаться при уплате страховых взносов за себя в 2020 году? Разберемся, какие установлены тарифы, как производятся расчеты, когда и куда осуществлять перечисления. Какие особенности стоит учитывать плательщикам, которые используют специальные режимы...

При заполнении справки о начисленных и уплаченных платежах в ФСС, как физические лица, так и организации указывают в документе индивидуальный шифр. Это сочетание цифр определяется на федеральном уровне и показывает, в какой именно сфере деятельности функционирует предприятие или, чем занимается лицо. Ежегодно в сетке...

Расчет страховых взносов в 2015-2016 годах основан на правилах, определенных федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ). Рассмотрим их подробнее.

Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам — общие принципы

Страховые взносы рассчитываются и перечисляются в фонды по результатам каждого месяца. Базой для начисления таких взносов является, согласно ст. 8 Закона № 212-ФЗ, вознаграждение, выплачиваемое физическому лицу, за вычетом не подлежащих обложению выплат. Величина базы, от которой производятся начисления, законодательно ограничена ее максимальным пределом, который ежегодно индексируется.

Плательщики страховых взносов должны по каждому получающему доход лицу вести учет начисленных ему доходов и, соответственно, страховых взносов, исчисленных с этих доходов. Данную сферу регулируют положения, содержащиеся в ч. 6 ст. 15, п. 2 ч. 2 ст. 28 Закона № 212-ФЗ.

Чтобы учет велся без искажений, ПФР и ФСС РФ рекомендуют применять карточки учета сумм произведенных начислений, вознаграждений и соответствующих страховых взносов (письма ПФР и ФСС РФ от 09.12.2014 № АД-30-26/16030, № 17-03-10/08/47380). Этот документ не носит обязательного характера, поэтому страхователь волен вносить в форму любые удобные для него изменения и корректировки.

С тарифами, по которым следует рассчитывать страховые взносы, можно ознакомиться в материале .

Порядок расчета страховых взносов

Порядок расчета страховых взносов , содержащийся в ч. 3 ст. 15 Закона № 212-ФЗ, устанавливает следующую последовательность операций, применяемую к доходам каждого физлица, которому производятся начисления:

  • по окончании очередного месяца года нарастающим итогом (за все прошедшие от начала года месяцы) формируется база для начисления страховых взносов;
  • исходя из ставок, соответствующих каждому из взносов, от базы, определенной нарастающим итогом, рассчитываются суммы взносов в фонды;
  • из рассчитанных от базы, определенной нарастающим итогом, взносов вычитаются суммы, рассчитанные в таком же порядке (нарастающим итогом) на конец предшествующего месяца;
  • полученные в результате такого расчета суммы подлежат перечислению в фонды как ежемесячные обязательные платежи.

Если рассчитанная нарастающим итогом база превысила предельное значение, установленное для нее в соответствующем году, то начисление взносов прекращается.

Как посчитать страховые взносы — формула

Сумма ежемесячного обязательного платежа в любой из этих трех фондов рассчитывается раздельно, но определяется по единому алгоритму:

ЕП = (Б × Т) - ЕПпр,

ЕП — ежемесячный обязательный платеж, уплачиваемый по результатам месяца;

Б — база по страховым взносам (определяется нарастающим итогом до конца того месяца, за который ведется расчет);

Т — тарифная ставка страховых взносов;

ЕПпр — сумма обязательных ежемесячных платежей, исчисленных по тот месяц, который предшествует расчетному.

Как рассчитать страховые взносы — определяем предельную базу

В 2014 году этот предел базы для обложения страховыми взносами был единым для всех внебюджетных фондов — 624 000 руб. в год.

С 1 января 2015 года максимумы баз для ПФР и ФСС разделены и подлежат индексации в зависимости от разных показателей:

  • для ПФР — от изменения средней зарплаты по РФ и повышающего коэффициента, установленного ч. 5.1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ;
  • для ФСС — только от изменения средней зарплаты (ч. 5 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

Величина предельной базы на каждый год утверждается постановлениями Правительства РФ. На 2015-2016 годы ее значение установлено:

  • для 2015 года — постановлением от 04.12.2014 № 1316, определившим величину предела, равной для:
    • ПФР — 711 000 руб.;
    • ФСС — 670 000 руб.;
    • для 2016 года — постановлением от 26.11.2015 № 1265, увеличившим пределы до значений, равных для:
      • ПФР — 796 000 руб.;
      • ФСС — 718 000 руб.

Вычеты и возмещение расходов по ФСС

Плательщику, согласно ч. 2 ст. 15 Закона № 212-ФЗ, дается право на уменьшение платежа по месячным взносам, связанным с временной нетрудоспособностью и материнством.

В ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее — Закон № 255-ФЗ) приводится детальный перечень выплат, которые можно включать в расходы и которые уменьшают указанный платеж. В список входят:

  • пособие, выплачиваемое в связи с временной нетрудоспособностью (ст. 5-9 Закона № 255-ФЗ);
  • пособие, выплачиваемое в связи с беременностью и родами (ст. 10-11 Закона № 255-ФЗ);
  • единовременное пособие, которое выплачивается женщинам, стоящим на учете в медучреждениях на ранних стадиях беременности (ст. 10 закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ, далее — Закон № 81-ФЗ); индексируется каждый год;
  • единовременное пособие, выплачиваемое при рождении ребенка (ст. 12 Закона № 81-ФЗ); индексируется каждый год;
  • пособие, выплачиваемое каждый месяц в связи с уходом за ребенком в возрасте до полутора лет (ст. 11.1-11.2 Закона № 255-ФЗ);
  • социальное пособие, выплачиваемое на погребение (ст. 10 закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8-ФЗ).
  • Раздел п. Налогообложение организации
  • Глава 3. Налог на добавленную стоимость
  • 3.1. Экономическая роль налога на добавленную стоимость
  • 3.2. Плательщики налога на добавленную стоимость. Объект обложения. Место реализации товаров (работ, услуг)
  • 3.3. Налоговая база
  • 3.5. Исчисление ндс и порядок его уплаты в бюджет
  • 3.6. Налогообложение экспортных операций
  • Глава 4. Акцизы
  • 4.1. Экономическая природа акцизов. Плательщики акцизов. Состав подакцизных товаров
  • 4.2. Объект налогообложения акцизами
  • 4.3. Налоговая база. Ставки акцизов
  • 4.4. Порядок исчисления акцизов
  • 4.5. Налогообложение экспортно-импортных операций
  • 4.6. Налогообложение алкогольной продукции
  • 4.7. Налоговый период. Сроки уплаты акцизов
  • Глава 5. Налог на прибыль (доход) организаций
  • 5.1. Экономическое значение налога на прибыль. Плательщики налога
  • 5.3. Ставки налога, порядок исчисления и сроки уплаты
  • 5.4. Особенности исчисления и уплаты налога на прибыль организациями, имеющими обособленные подразделения
  • 5.5. Особенности налогообложения иностранных юридических лиц, уплачивающих налоги на территории рф
  • Глава 6. Специальные налоговые режимы Понятие специальных налоговых режимов
  • 6.1. Упрощенная система налогообложения
  • 6.2. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • 6.3. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
  • 6.4. Единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • Глава 7. Налог на имущество организаций
  • 7.1. Экономическая природа имущественных налогов
  • 7.2. Порядок введения налога на имущество организаций. Плательщики налога на имущество. Объект налогообложения. Налоговая база
  • 7.3. Налоговые льготы
  • 7.4. Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу. Сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу
  • 7.5. Оптимизация налога на имущество организаций
  • Глава 8. Транспортный налог
  • 8.1. Плательщики транспортного налога. Объект обложения налогом
  • 8.3. Порядок и сроки уплаты транспортного налога
  • Глава 9. Платежи за природные ресурсы
  • 9.1. Значение платежей за природные ресурсы
  • 9.2. Платежи за пользование недрами
  • 9.3. Платежи за загрязнение окружающей среды
  • 9.4. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
  • Глава 10. Прочие платежи, вносимые организациями и предпринимателями
  • 10.1. Таможенные пошлины
  • 10.2. Государственная пошлина
  • 10.3. Налог на игорный бизнес
  • Глава 11. Платежи во внебюджетные фонды
  • 11.1. Экономическая природа платежей во внебюджетные фонды
  • 11.2. Плательщики страховых платежей во внебюджетные фонды. Объект обложения страховыми взносами
  • 11.3. База для начисления страховых взносов
  • 11.4. Тарифы страховых взносов
  • 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов
  • 11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов
  • Раздел III. Налогообложение физических лиц
  • Глава 12. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц
  • Глава 13. Налог на доходы физических лиц
  • Глава 14. Налог на имущество физических лиц
  • Раздел IV. Налоговый контроль
  • Глава 15. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
  • 15.1. Значение налогового контроля. Налоговые и другие контролирующие органы, их права и обязанности
  • 15.2. Права и обязанности налогоплательщиков
  • Глава 16. Ответственность за налоговые правонарушения
  • Раздел I. Налоговая система Российской Федерации и налоговаяполитика государства 5
  • 11.5. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов

    Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщи­ками страховых взносов первой группы, производящими выплаты в пользу физических лиц, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

    Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, под­лежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению плательщиками страховых взносов на сумму про­изведенных ими расходов на выплату обязательного страхового обеспече­

    ния по указанному виду обязательного социального страхования в соот­ветствии с законодательством Российской Федерации.

    В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого кален­дарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных -для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчет­ного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и та­рифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. При этом расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, а отчетными периодами -первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календар­ный год.

    В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обяза­тельный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календар­ного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляет­ся ежемесячный обязательный платеж.

    Расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов второй группы, не производя­щими выплат физическим лицам, производится ими самостоятельно. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Феде­рального фонда обязательного медицинского страхования и территори­альных фондов обязательного медицинского страхования.

    11.6. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: плательщики, порядок исчисления и уплаты страховых взносов

    Плательщиками обязательных страховых взносов являются страхо­ватели.

    Страхователь - это юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обязательно­му социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

      физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

      физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекае­мые к труду страхователем.

    Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачи­вать страховщику страховые взносы. Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику стра­ховые взносы. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных.

    При расчете базы для начисления страховых взносов выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выпла­ты, исчисленная исходя из их цен, указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, ус­луги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров - и соответствующая сумма акцизов.

    Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхово­го тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.

    Страховые тарифы, дифференцированные по классам профессио­нального риска (всего 32 класса), устанавливаются федеральным зако­ном. Например, тариф страховых взносов для I класса установлен в раз­мере 0,2%, для XXXII класса - 8,5 %.

    Страховые взносы на обязательное социальное страхование от не­счастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уп­лачиваются в размере 60 процентов размера страховых тарифов:

    1) организациями любых организационно-правовых форм в части начисленных по всем основаниям независимо от источников финансиро­вания выплат в денежной и (или) натуральной формах (включая в соот-

    ветствующих случаях вознаграждения по гражданско-правовым догово­рам) работникам, являющимся инвалидами I, II и III групп; 2) следующими категориями работодателей:

    а) общественными организациями инвалидов (в том числе создан-ными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов ко-торых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80процентов;

    б) организациями, уставный капитал которых полностью состоит извкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднеспи-сочная численность инвалидов составляет не менее 50 процентов, а долязаработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25процентов;

    в) учреждениями, которые созданы для достижения образователь-ных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных,научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказа-ния правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родите-лям, единственными собственниками имущества которых являются ука-занные общественные организации инвалидов.

    Размер скидки или надбавки устанавливается страхователю с учетом состояния охраны труда, расходов на обеспечение по страхованию и не может превышать 40 процентов страхового тарифа, установленного для соответствующего класса профессионального риска.

    Указанные скидки и надбавки устанавливаются страховщиком в пределах страховых взносов, определенных соответствующим разделом доходной части бюджета Фонда социального страхования Российской Фе­дерации, утверждаемого федеральным законом.

    Страховые взносы, за исключением надбавок к страховым тарифам и штрафов, уплачиваются вне зависимости от других взносов на социальное страхование и включаются в себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) либо включаются в смету расхо­дов на содержание страхователя.

    Надбавки к страховым тарифам и штрафы уплачиваются страхова­телем из суммы прибыли, находящейся в его распоряжении, либо из сме­ты расходов на содержание страхователя, а при отсутствии прибыли отно­сятся на себестоимость произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

    Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, правила начисления, учета и расходова­ния средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

    утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Фе­дерации.

    Суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заклю­чившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установлен­ный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организа­циях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхо­вателем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании граждан­ско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.

    Фото Бориса Мальцева, Кублог

    С 1 января 2017 г. вступает в силу новая глава 34 «Страховые взносы» НК РФ (введена ), одновременно утрачивает силу «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ). В данной статье рассмотрены отличия в правовом регулировании исчисления и уплаты страховых взносов до и после 1 января 2017 г.

    Плательщики страховых взносов

    Круг плательщиков страховых взносов определен в ст. 419 НК РФ. В ней, как и ранее в Законе № 212-ФЗ предусмотрены две большие категории — плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и плательщики, не производящие такие выплаты.

    При этом для последних изменился порядок постановки на учет. Как разъяснено в , до 1 января 2017 г. постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к ИП, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, представляемой органами, поименованными в пп. 1-6 ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица (представляемого в налоговый орган по месту жительства физического лица).

    С 1 января 2017 г. заявление физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) может быть подано в любой налоговый орган.

    В целом данные положения повторяют указанные ранее в ст. 5 Закона № 212-ФЗ нормы, которые определяли плательщиков страховых взносов.

    Сохранено и положение о том, что если лицо относится к нескольким категориям плательщиков страховых взносов (т. е. одновременно и производит выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и самостоятельно получает доход), исчисление и уплату страховых взносов такое лицо обязано производить самостоятельно по каждому основанию.

    Имеется, однако, одно существенное изменение, заключающееся в том, что теперь среди плательщиков страховых взносов указаны арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы и патентные поверенные.

    При этом оценщики, медиаторы и патентные поверенные с 1 января 2017 г. станут плательщиками страховых взносов впервые, в то время как в отношении арбитражных управляющих относительно положений ст. 5 Закона № 212-ФЗ существовала позиция, поддерживаемая судами, согласно которой они в целях обязательного пенсионного страхования как лица, занимающиеся частной практикой, приравнивались к индивидуальным предпринимателям и являлись страхователями (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4.04.16 г. № Ф07-1264/2016 по делу № А56-33700/2015).

    Объект обложения страховыми взносами

    Как и ранее в Законе № 212-ФЗ, для организаций и ИП, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, объектом обложения страховыми взносами будут являться (ст. 420 НК РФ) выплаты в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений, а также по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями.

    Для физических лиц, не являющихся ИП и производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом являются выплаты по трудовым договорам (контрактам) и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг в пользу физических лиц.

    Для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения другим физическим лицам, объектом признается фиксированный размер; при этом НК РФ связывает его с минимальным размером оплаты труда. Алгоритм расчета соответствующего размера приведен в ст. 430 НК РФ.

    Перечень выплат, которые в любом случае не признаются объектом обложения страховыми взносами, не изменился.

    Как разъяснялось в письме Минздрав­соцразвития России от 23.03.10 г. № 647-19, выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и значит связанные с ним трудовыми договорами (за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона № 212-ФЗ).

    Данные выводы по аналогии применимы и в отношении определения объекта обложения страховыми взносами после 1 января 2017 г.

    В связи с этим к объекту обложения страховыми взносами относятся все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных (выплачиваемых) плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам, независимо от наличия или отсутствия указания на данные выплаты непосредственно в трудовом договоре.

    Минздравсоцразвития России указывало, что в ряде случаев застрахованные физические лица могут выполнять в организации трудовую функцию и получать плату за работу без заключения с ними трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг (например, государственные гражданские служащие, муниципальные служащие, лица, замещающие государственные должности РФ, субъекта РФ, муниципальные должности на постоянной основе, члены производственных кооперативов).

    Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организацией в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, с которыми в соответствии с законодательством ни трудовые, ни гражданско-правовые договоры не заключаются, за выполнение ими трудовой функции, работ, услуг, подлежат обложению страховыми взносами.

    Уплата страховых взносов за указанных застрахованных лиц осуществляется теми организациями, которые по отношению к ним являются страхователями: например, за государственных гражданских служащих — органами государственной власти, в которых они проходят государственную службу, за членов производственных кооперативов -производственными кооперативами, за священнослужителей — религиозными организациями.

    Выплаты, которые производятся таким физическим лицам другими организациями, не состоящими с ними в соответствующих правоотношениях, к объекту обложения страховыми взносами не относятся.

    Перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, приведенный в ст. 422 НК РФ, несколько отличается от того перечня, что был закреплен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

    Так, в новом перечне не указаны взносы работодателя, уплачиваемые в соответствии с законодательством РФ о дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников, которые до 1 января 2017 г. не облагаются страховыми взносами.

    Теперь в НК РФ содержится положение о том, что при оплате плательщиками расходов на командировки работников не будут облагаться страховыми взносами суточные, только предусмотренные п. 3 ст. 217 НК РФ.

    Ранее при оплате расходов на командировки работников суточные не облагались страховыми взносами независимо от размера.

    С 1 января 2017 г. при оплате работодателем работнику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий обложению страховыми взносами, не включаются суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке.

    Плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

    Исчисление базы и тарифы

    Как и ранее Закон № 212-ФЗ, ст. 421 НК РФ предусматривает определение базы для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом.

    Также сохраняется понятие предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливается с учетом определенного на соответствующий год размера средней заработной платы в Российской Федерации, увеличенного в 12 раз, и следующих применяемых к нему повышающих коэффициентов на соответствующий календарный год (в 2017 г. — 1,9, 2018 г. — 2,0, 2019 г. — 2,1, 2020 г. — 2,2, 2021 г. — 2,3).

    Напомним, что на 2016 г. постановлением Правительства РФ от 26.11.15 г. № 1265 предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для плательщиков страховых взносов в отношении каждого физического лица установлена в размере 718 000 руб. нарастающим итогом, предельная величина базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, в отношении каждого физического лица установлена в размере 796 000 руб. нарастающим итогом.

    В 2017—2018 гг. для плательщиков страховых взносов установлены следующие тарифы страховых взносов, применяемые по общему правилу (ст. 426 НК РФ):

    1) на обязательное пенсионное страхование:

    в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 22%; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — 10%;

    2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9%;

    на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.02 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 1,8%;

    3) на обязательное медицинское страхование — 5,1%.

    Плательщики страховых взносов, применяющие пониженные тарифы страховых взносов в соответствии со ст. 427 НК РФ, с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих установленную предельную величину базы для начисления страховых взносов, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не уплачивают.

    Ранее аналогичные разъяснения были приведены в применительно к Закону № 212-ФЗ.

    С 1 января 2017 г. не будут иметь право на пониженные тарифы страховых взносов следующие категории плательщиков страховых взносов:

    1. сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ;
    2. организации народных художественных промыслов и семейные (родовые) общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
    3. организации и ИП, применяющие ЕСХН;
    4. плательщики страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы;
    5. плательщики страховых взносов — российские организации и ИП, осуществляющие производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации;
    6. организации, оказывающие инжиниринговые услуги.
    Еще одно изменение, касающееся пониженных тарифов страховых взносов, затрагивает организации и ИП, применяющих УСН и осуществляющих один из «льготных» видов деятельности. Сам перечень таких видов деятельности не изменился. С 1 января 2017 г. соответствующие организации и ИП будут иметь право на пониженные тарифы страховых взносов, только если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб. (ранее какая-либо предельная величина в данном контексте не была закреплена).

    В течение 2017—2018 гг. тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сохраняются в размере 20%, тарифы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и тарифы на обязательное медицинское страхование — в размере 0 процентов, если выполняются следующие условия:

    1. соблюдение критерия о применении организацией УСН;
    2. доля доходов организации от реализации продукции и (или) оказанных услуг по основному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов;
    3. доходы за налоговый период не превышают 79 млн руб.
    В отмечалось, что не установлено зависимости определения плательщиком страховых взносов критерия для применения пониженных тарифов страховых взносов в части доходов от реализации при осуществлении основного вида деятельности от определения этой организацией объекта налогообложения для целей уплаты налога в связи с применением УСН на основании НК РФ.

    Не установлено такой зависимости и главой 34 НК РФ.

    Также продолжает оставаться актуальным разъяснение Минтруда России в письме от 2.07.14 г. № 17-4/В-295, согласно которому если у организации по итогам деятельности за отчетный период отсутствуют доходы, то она не подтверждает соответствие условию о необходимой доле доходов от осуществления указанного вида деятельности, а значит, организация должна применять общеустановленный тариф страховых взносов.

    В случае, если организация по итогам деятельности за последующий отчетный период подтвердит соответствие упомянутому условию о доле доходов от осуществления основного вида экономической деятельности, она будет вправе применять пониженные тарифы страховых взносов с начала отчетного (расчетного) периода и произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам, рассчитанным исходя из максимального тарифа, путем их возврата или зачета.

    Необходимо отметить, что положения о предельной величине базы для начисления страховых взносов по-прежнему будут необходимы для расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

    При определении базы необходимо учитывать одно изменение, касающееся определения цен в случае совершения сделок взаимозависимыми лицами. Ранее Закон № 212-ФЗ положений об этом не содержал.

    Минздравсоцразвития России в письме от 5.08.10 г. № 2519-19 разъясняло, что если организация-работодатель приобретает в пользу работников товары (работы, услуги), цены (тарифы) на которые не регулируются государством, то указанные стороны договора при начислении страховых взносов на сумму этих товаров (работ, услуг) должны учитывать, чью стоимость следует рассчитывать исходя из цен приобретения таких товаров (работ, услуг) (включая налог на добавленную стоимость и акцизы).

    Теперь положения НК РФ о налоговом контроле сделок между взаимозависимыми лицами будут в полной мере применяться в отношении страховых взносов.

    Напомним, что критерии взаимозависимости лиц установлены ст. 105.1 НК РФ.

    Особенную сложность в исчислении страховых взносов на практике будут вызывать случаи реорганизации юридического лица.

    С включением страховых взносов в НК РФ правовое регулирование данного вопроса изменилось, поскольку данный Кодекс в отличие от Закона № 212-ФЗ содержит специальную ст. 50, разъясняющую порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов при реорганизации юридического лица.

    Исполнение обязанностей по уплате страховых взносов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени, причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

    На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

    Реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате страховых взносов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

    Сумма страховых взносов (пеней, штрафов), излишне уплаченная юридическим лицом или излишне взысканная до его реорганизации, подлежит зачету налоговым органом. Зачет производится не позднее одного месяца со дня завершения реорганизации в порядке, установленном НК РФ.

    При этом п. 1.1 ст. 78 НК РФ устанавливает, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов.

    Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается соответствующими органами ПФР, ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

    В случае, если сумма излишне уплаченных страховых взносов возникает вследствие предоставления плательщиком страховых взносов уточненного расчета, 10-дневный срок исчисляется со дня завершения камеральной проверки указанного расчета.

    Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г., принимается при отсутствии у плательщика задолженности, возникшей за данные периоды.

    На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов органы ПФР, ФСС РФ направляют его в соответствующий налоговый орган (ст. 21 Федерального закона от 3.07.16 г. № 250-ФЗ, далее — Закон № 250-ФЗ).

    Порядок исчисления и уплаты страховых взносов

    В ст. 431 НК РФ сохранены перешедшие из Закона № 212-ФЗ положения о том, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей (теперь они называются суммами страховых взносов, исчисленными для уплаты за календарный месяц). Такие платежи, как и прежде, подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за соответствующим календарным месяцем.

    Также сохранены положения о том, что сумма страховых взносов, подлежащая перечислению, определяется в рублях и копейках.

    Уплата страховых взносов по-прежнему будет осуществляться отдельными расчетными документами, но направляться они будут все в налоговый орган.

    Как и ранее Закон № 212-ФЗ, НК РФ предусмотрена обязанность плательщиков страховых взносов вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. При этом специальная форма ведения такого учета НК РФ не установлена.

    Ранее в целях оказания практической помощи плательщикам в организации и унификации ведения индивидуального учета совместным письмом ПФР от 26.01.10 г. № АД-30-24/691 и ФСС РФ от 14.01.10 г. № 02-03-08/08-56П рекомендована для использования форма карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов.

    За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов ранее ответственность была предусмотрена ст. 47 Закона № 212-ФЗ. При этом данная статья предусматривала ответственность уже за факт неуплаты или неполной уплаты сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, а не за факт неправильного ведения учета (повлекшего занижение базы).

    Таким образом, исключительно за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами к ответственности он привлекаться не мог.

    По-прежнему в НК РФ прямо ответственность за неправильное ведение учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов не установлена.

    Между тем в отличие от Закона № 212-ФЗ НК РФ содержит ст. 120.

    Пункт 1 данной статьи предусматривает ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода.

    Пункт 3 данной статьи устанавливает повышенную ответственность за те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов).

    Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей настоящей статьи понимается отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

    Официальным органам и судам предстоит выработать подходы относительно того, может ли ст. 120 НК РФ применяться за факт неправильного ведения плательщиком страховых взносов учета объектов обложения страховыми взносами.

    Как разъясняется в Информации ФСС РФ, размещенной на официальном сайте 24.08.16 г., ст. 431 НК РФ предусмотрена возможность плательщиками страховых взносов зачета произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ в счет уплаты страховых взносов. При этом действие нормы, в соответствии с которым плательщики страховых взносов вправе сумму страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уменьшить на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования ограничено до 31.12.18 г. включительно.

    Таким образом, в регионах РФ, не перешедших на «прямые выплаты» страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, принцип зачетного механизма уплаты страховых взносов сохраняется до 31.12.18 г. включительно.

    Сроки представления отчетности плательщиками, производящими выплаты и вознаграждения физическим лицам с 1 января 2017 г. будут установлены иные.

    Теперь расчеты по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организаций, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, должны будут представляться не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом.

    При этом порядок представления отчетности регламентируется общими правилами НК РФ.

    На основании п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

    Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету) в электронной форме.

    Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок предоставления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством РФ, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):

    налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек; вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек; налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), не указанными выше, для которых такая обязанность предусмотрена частью второй НК РФ применительно к конкретному налогу (страховым взносам).

    При этом добавлено уточнение, согласно которому если в представляемом расчете сведения о совокупной сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных плательщиком за расчетный (отчетный) период, не соответствуют указанной в данном расчете сумме исчисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по каждому застрахованному физическому лицу, такой расчет считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем представления расчета, направляется соответствующее уведомление. В пятидневный срок со дня получения указанного уведомления плательщик страховых взносов обязан представить расчет, в котором устранено указанное несоответствие. В таком случае датой представления указанного расчета считается дата представления расчета, признанного первоначально непредставленным.

    Еще одно изменение, касающееся обязанности по уплате страховых взносов и представлении отчетности в отношении обособленных подразделений. Ранее в Законе № 212-ФЗ содержалось указание на то, что таким подразделениям должны быть открыты счета в банках, и они должны иметь отдельный баланс.

    С 1 января 2017 г. обязанность по уплате страховых взносов и представлению расчетов по страховым взносам возложена на организации по месту нахождения любых расположенных на территории РФ обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

    Понятие обособленного подразделения закреплено ст. 11 НК РФ — любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или нет его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

    В связи с этим в письме Управления ФНС России по г. Москве от 2.02.16 г. № 12-18/008798 указано, что согласно ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

    Учитывая изложенное, если деятельность организации осуществляется вне места ее нахождения в течение срока, превышающего один месяц, то указанная деятельность приводит к созданию обособленного подразделения и, следовательно, организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

    Отсутствие какого-либо признака обособленного подразделения из перечисленных в п. 2 ст. 11 НК РФ не ведет к созданию организацией обособленного подразделения.

    Необходимо учитывать, что представление отчетности за 2016 г. будет производиться в том же порядке, что и раньше (т. е. сроки и органы — получатели отчетности будут прежние). Новые правила действуют начиная с отчетности за I квартал 2017 г.

    При этом старый порядок будет действовать и в отношении представления уточненных расчетов по страховым взносам по любым отчетным (расчетным) периодам до 1 января 2017 г. (ст. 20, 23 Закона № 250-ФЗ).

    Страховые взносы для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам

    Такие элементы обложения страховыми взносами, как порядок исчисления страховых взносов, а также порядок и сроки их уплаты, в отношении плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены ст. 432 НК РФ.

    Сохранены перешедшие из Закона № 212-ФЗ положения о том, что страховые взносы такими плательщиками уплачиваются по общему правилу не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим календарным годом.

    НК РФ, как и ранее Закон № 212-ФЗ, не предусматривает обязанности плательщиков страховых взносов, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивать страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в течение расчетного периода.

    Также по-прежнему необходимо будет исчислять сумму страховых взносов отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Уплачивать страховые взносы нужно будет отдельными расчетными документами, как и ранее, однако направлять их нужно будет в налоговый орган.

    Необходимо отметить, что срок представления отчетности главами крестьянских (фермерских) хозяйств изменится: сейчас действует правило о представлении отчетности в соответствующий территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, а начиная с отчетности за 2017 г. срок будет другой — до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом.

    Отметим, что НК РФ, так же как и Закон № 212-ФЗ, не указывает на представление отчетности иными плательщиками, не осуществляющими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, кроме глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

    Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и другие цели работодателями

    Базой в данном случае являются выплаты в пользу физических лиц (оплата труда и другие подобные вознаграждения). Тарифы установлены в ст. 425-429 НК РФ и в ст. 1 закона «О страховых тарифах…» от 22.12.2005 № 179-ФЗ (в части взносов на страхование от несчастных случаев). Действие «несчастных» тарифов, указанных в законе 179-ФЗ, продлено на 2017-2019 годы на основании закона «О страховых тарифах…» от 19.12.2016 № 419-ФЗ.

    Тарифы применяются в зависимости от размера базы, вида деятельности и категории плательщика. Кроме того, социальные взносы уменьшаются на суммы произведенных плательщиком соответствующих расходов. К таким расходам относится оплата больничных и различные пособия, перечисленные в ст. 1.4 закона «Об обязательном социальном страховании…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

    Взносы исчисляются ежемесячно и уплачиваются не позднее 15-го числа следующего месяца.

    Уплата обязательных взносов плательщиками, не являющимися работодателями

    Порядок исчисления и уплаты страховых взносов для них установлен ст. 430 НК РФ. Эти плательщики должны перечислять два вида взносов — на пенсионное и медицинское страхование.

    Пенсионные платежи для них состоят из фиксированной и переменной части, а медицинские — только из фиксированной. Переменная часть пенсионных взносов перечисляется плательщиками с годовым доходом, превышающим 300 000 руб. Фиксированные платежи можно перечислять частями в течение отчетного года по любому удобному для плательщика графику. Необходимо лишь полностью завершить расчеты по состоянию на 31 декабря (с учетом правила переноса сроков). Переменную часть взносов, согласно НК РФ, нужно уплатить не позднее 1 июля следующего года.

    Уплата обязательных взносов плательщиками, не являющимися работодателями, в 2019-2020 годах

    Вид страховых взносов

    Доход более 300 000 руб.

    Доход не превышает 300 000 руб.

    Доход более 300 000 руб.

    Взносы на ОПС

    Фиксированные взносы в размере 29 354 руб.

    Фиксированные взносы в размере 32 448 руб.

    Переменная часть в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.

    Взносы на ОМС

    Фиксированные взносы в размере 6884 руб.

    Фиксированные взносы в размере 8426 руб.

    Подробности о страховых взносах ИП можно узнать .

    Не знаете свои права?

    Какое основание платежа при уплате страховых взносов нужно указывать

    Для правильной идентификации перечисленных сумм важно заполнить реквизит «Основание платежа» (поле 106 платежного поручения). Правила его заполнения указаны в п. 7 приложения № 2 к приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н. Этот реквизит состоит из двух букв и обозначает платеж с точки зрения нормативного акта, на котором он основан. Наиболее распространенными основаниями платежа являются:

    • ТП — обычный платеж за текущий период, осуществляемый в установленный срок;
    • ЗД — задолженность за предыдущий период, которая гасится добровольно;
    • ТР — уплата по требованию налогового органа.

    Такая кодировка применяется при перечислении платежей, контролируемых органами ФНС РФ. К ним относятся все страховые взносы, за исключением страхования от несчастных случаев. «Несчастные» взносы контролируются Фондом социального страхования, и здесь следует руководствоваться приложением 4 к приказу № 107н. Согласно п. 5 этого документа в поле «Основание платежа» нужно ставить 0.

    Подробнее об уплате страховых взносов в нашей статье «Куда платим страховые взносы на травматизм» .

    Порядком уплаты страховых взносов определяется тип применяемого тарифа (переменный или фиксированный) и периодичность уплаты. Оформление платежных поручений по страхвзносам зависит от того, какой контролирующий орган администрирует данный платеж.